Иркутск к безопасным и качественным автомобильным дорогам пока не пришел. На сегодняшний день мэрия располагает лишь пробками, перекладками по несколько раз асфальта, неорганизованностью автомобильного движения. Городская администрация, конечно, принесла свои извинения за неудобства в связи с оригинальным способом ремонта дорог, однако нервных клеток горожанам этот поступок не вернул. Особенно автолюбителям запомнился ремонт моста на Ушаковке, путепровода в районе улицы Джамбула и дороги на плотине ГЭС. Последнему сбыться пока не суждено. Несмотря на то, что мэр Руслан Болотов лично обещал, что работы будут переделаны и на плотине появится качественный асфальт, но до сих пор там остается "стиральная доска". Затем стало известно, что, по мнению мэрии, некоторые просчеты могли быть допущены из-за решений прежней администрации. Для разъяснения ситуации прошел брифинг. Такой подход к делу определенно несет удобства для действующей городской власти, однако удобства эти краткосрочны. В перспективе работать придется в разы усерднее, ведь переложить вину на предшественников, как делают сейчас, с каждым годом будет все сложнее, констатирует ИА IrkutskMedia.
"Позиция сверху"
Администрация областного центра признает, что в строительном сезоне текущего года возник ряд проблем, из-за которых были затянуты сроки ремонта. В ответе на запрос редакции было отмечено, что причин этому несколько: некачественная проектная документация, отсутствие должной подготовки к нынешнему дорожному сезону в прошлом году и начале нынешнего.
"Кроме того, ресурсоснабжающие компании не всегда синхронизировали работу с дорожниками, из-за чего были созданы дополнительные дорожные проблемы. В ходе проверок, проведенных в летний период, на многих объектах были выявлены претензии к подрядчикам: не соблюдаются СНиП, не проводится надлежащим образом межремонтное содержание дорог. Кроме того, было установлено, что большая часть контрактов (10 штук) была заключена с одним поставщиком услуг в нарушение антимонопольного законодательства", — утверждает мэрия.
В настоящий момент по данному факту ведется разбирательство, в следующем году, как заявляет администрация, подобное не предвидится. Серьезные коррективы в работу подрядных организаций внесла и пандемия коронавируса.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки существует дефицит рабочих механизаторов. Фирмы, выполняющие работы, перебрасывают рабочих и технику с объекта на объект, что также негативно сказывается на сроках работ. Отставание от графика работ присутствует на сегодняшний день на трех дорогах из 19-ти, восстанавливаемых в рамках проекта БКАД.
Пробка. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia
В течение строительного сезона под руководством мэра и вице-мэра Иркутска проводились совещания о ходе выполнения работ на объектах. В рамках таких мероприятий обсуждались и проблемы.
"Возникающие вопросы находились на контроле городской администрации и лично мэра Руслана Болотова. Для проверки качества работ был привлечен независимый строительный контроль и специалисты Иркутского областного отделения "Росавтодора". Также была проведена претензионная работа по устранению замечаний, возникших на выполненных в 2017-2019 годах дорогах. Всего было устранено более 1,5 тысячи замечаний", — уточняется в сообщении мэрии.
При этом на сегодняшний день контракты с подрядчиками на проведение ремонтных работ в следующем строительном сезоне не заключены. Администрацией города подготовлена заявка на участие в федеральных проектах, сформирована и передана в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на 2020-2022 года.
Уже подготовлена проектная документация на часть объектов 2021 года, они будут отыграны в декабре 2020 года. По оставшимся объектам заключен муниципальный контракт на проектирование. После завершения проектных работ комитет городского обустройства администрации Иркутска разместит аукцион на их выполнение. Срок — 1 квартал 2021 года.
В дальнейшем перед проведением ремонтных работ планируется привлекать к этому процессу инспекторов ГИБДД. То есть, мэрия опытным путем пришла к тому, что необходимо прорабатывать схемы объезда и регулирования транспорта. Также к этой работе будут привлечены представители ИРНИТУ для разработки графиков работ.
Кроме того, будут исключены случаи, когда одна подрядная организация разом выигрывает несколько контрактов и в последствии не может одновременно выполнять работы на всех объектах, затягивая сроки и создавая дополнительные неудобства водителям и пешеходам. Именно такую картину увидели жители Иркутска в 2020 году.
"Отметим, что подрядчиков на ремонт улиц в рамках национального проекта БКАД с 2021 года можно будет выбирать на конкурсной основе, а не по аукциону. В рамках аукционного законодательства выигрывает фирма, которая предлагает за свои услуги наименьшую цену. Теперь внесены серьезные изменения в законодательство. Подрядчиков можно будет определять по конкурсу. В этом случае организации, не соответствующие прописанным требованиям, не смогут получить право на выполнение работ", — уточняет администрация.
Предполагается, что изменения позволят муниципалитетам вводить в условия контракта ряд ограничений. Например, прописывать необходимое количество специализированной техники на балансе предприятия, штатных дорожных рабочих, их квалификацию. Кроме того, существует возможность объявлять конкурс на полный цикл работ по ремонту дороги — от проектирования до реализации.
В настоящий момент уже известен перечень дорог, подлежащих ремонту в 2021 году. Администрация города прорабатывает вопрос очередности ведения работ. Ежегодно они разбиваются на 2-3 этапа. Также в ответе на запрос отмечается, что ремонт Академического моста будет выполняться в ночное время, чтобы минимизировать транспортные затруднения.
"Данные разнятся"
В свою очередь заместитель начальника отдела ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" Сергей Швин подчеркнул, что в рамках программы БКАД за лето 2020 года изначально планировалось отремонтировать не 19, а 23 объекта. Как отмечается, это было связано с тяжелой транспортной ситуацией, сложившейся в городе. Одним из объектов, работу над которым было решено отстрочить, стал путепровод в районе улицы Джамбула.
— Администрация сразу определила ситуацию сложной из-за отсутствия объездных путей при очень высокой интенсивности движения. Поступало предложение полностью перекрыть движение, и провести работы в короткий период — вместо полгода — три месяца. Мы выступили категорически против. Прекрасно помним ситуацию на мосту через Ушаковку, когда мы столкнулись с совершенно перегруженной улично-дорожной сетью. Всех существующих путей объезда было недостаточно, — отметил Сергей Швин.
Затруднения движения на этом участке проезжей части случались и в отсутствии каких-либо эксцессов. Однако оставлять путепровод в аварийном состоянии нельзя, поэтому представители мэрии обращались в ГИБДД с вопросами о том, как лучше выстроить дорожное движение. При этом было поставлено условие о необходимости закрытия движения по одной из сторон в связи с технологическими требованиями.
Подполковник полиции уточнил, что со стороны госинспекции был дан ряд предложений, реализация которых должна была облегчить ситуацию. Однако реализованы эти предложения были лишь частично. К тому же оставляет желать лучшего работа подрядных организаций в городе.
По словам замначальника отдела ГИБДД по Иркутску, в большинстве случаев административные штрафы поступают в адрес тех подрядчиков, которые новые в этом деле. Некоторые нарекания со стороны госинспекции возникают периодически к МУП "Автодор". Предприятие выступает в большей степени как подрядчик по всем городским объектам строительства (ремонта) дорог, и привлекает на субподряд другие организации.
То есть, с приходом новой администрации меньше протоколов об административной ответственности за работы на дорогах не стало. Устранения проблем горожане не увидели, вероятно, мэрия решила потратить время лишь на выяснение причин произошедшего. Проанализировав ситуацию сотрудники горадминистрации сделали довольно банальные, но необходимые выводы на будущее. Устроит ли жителей такое хождение вокруг да около?
"Взгляд со стороны"
Складывается ощущение, что администрация Иркутска понимает и видит все свои проблемы, но не нашла еще эффективный алгоритм их решения. По словам депутата Госдумы от Иркутской области, члена комитета по транспорту и строительству Сергея Тена, главное — больше внимания уделять планированию и графику производства работ. При этом четко понимать технологию, последовательность и сроки, учитывая влияние производственного процесса на организацию движения транспорта в городе.
Вместе с тем недостаточно внимания уделяется организации дорожного движения. Строительный сезон 2020 года стал примером того, как не стоит планировать ремонтные дорожные работы. Продолжительность ограничений должна быть четко обозначена, изменения схемы движения просчитаны, а пользователи информационно подготовлены. Это далеко не обязанность подрядчика. Как отметил депутат ГД РФ, время, когда на год можно закрыть улицу и работать на ней вполсилы, закончилось.
"Летом ко мне обращались жители, жалующиеся на низкие темпы работ. Это недопустимо. Правила задает заказчик, а это администрация города. Не может департамент дорожного хозяйства эффективно выполнять работу в рамках комитета, выделите и подчините его напрямую мэру города", — выражает свое мнение Сергей Тен.
Исходя из того, что в течение строительного сезона проводились совещания с участием мэра и вице-мэра, администрация имела возможность исправить ситуацию с дорогами в областном центре на некоторых участках, при этом не ссылаясь на ошибки предшествующей мэрии.
Например, от начальника отдела ГИБДД по Иркутску Ильи Подвойного в администрацию поступало предложение об установке светофора на Глазковском мосту, чтобы отправлять личный транспорт, движущийся в Ленинский округ, по улице Иркутной (к "Затону").
Автомобильная пробка. Фото: Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia
Еще одну меру снижения напряженности на данном участке ранее высказывал Сергей Тен. По его словам, зоны отгона требуется привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 58350-2019 "Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ".
"Нужно проработать варианты пропуска транспорта с максимально разрешенной скоростью. Формировать поток с плавными изменениями траектории. Со стороны Свердловского округа сужение выполнено на коротком участке в 20 метров. При сужении в 7 метров при скорости в 40 км/ч длина отгона должна составлять не менее 70 метров в городе, а при соблюдении максимально разрешенной в 60 км/ч уже 150 метров. То, что происходит со стороны улицы Трактовой, тем более не выдерживает критики. Перестроения должны быть более плавные", — отметил Сергей Тен.
Парламентарий добавил, что на период реконструкции следует приостановить выезд транспорта на улицу Джамбула через Спортивный переулок. Движение с улицы Маяковского должно быть организовано со спуском вниз с поворотом на улицу Джамбула. При этом стоит учитывать выделение отдельной полосы для данного направления.
По мнению депутата, это позволит отключить светофор, который сегодня ограничивает движения транспорта в прямом направлении по Джамбула в сторону улицы Боткина в вечернее время. Наряд полиции должен находиться на месте регулярно. По аварийному путепроводу продолжает ходить тяжелый грузовой транспорт, при том что стоят знаки ограничения по массе.
Однако администрацию такой вариант решения ситуации, видимо, не устраивает. Горожане, к сожалению, не увидели, чтобы в полной мере были учтены не то что пожелания экспертов, но даже предложения со стороны ГИБДД.
"Год непростой и лошадей на переправе не меняют. Когда скамейка запасных пустует, то работать надо с теми, кто есть. Просто нужна цель и понимание того, как ее достичь. Лично для меня видны изменения в подходах и требованиях, но мгновенно они не наступят. Причины уже озвучивал" — нехватка специалистов, — отметил Сергей Тен.
Кроме того, по словам парламентария, необходимо уделять больше внимания горожанам, обеспечить размещение проектной документации для ознакомления жителей города и специалистов в области архитектуры и дорожного хозяйства.
"В текущем году ко мне обращались жители города с замечаниями и предложениями. Как пример: валик из асфальтобетона на съездах во избежание подтопления территорий — не самое удачное решение. Один из критериев эффективности реализации национального проекта — удовлетворенность жителей, а для этого необходимо создание удобных, комфортных, а главное безопасных условий жизни", — добавил депутат ГД РФ.
Одним из таких случаев, вероятно, служит и ситуация, которую можно наблюдать в рамках ремонта путепровода в районе улицы Джамбула. По словам депутата ГД РФ Сергея Тена, на месте необходимо оперативно устранять участки разрушений покрытия в зоне действия ограничений. Со стороны улицы Джамбула (на оставшейся полосе движения) уже есть разрушения асфальта, отмечает парламентарий, а это недопустимо.
Пробки Иркутск зима. Фото: Антон Ерошенко, ИА IrkutskMedia
Депутат ГД РФ Сергей Тен резюмировал, что на каждом этапе заказчик может безпрепятственно тщательно распланировать последовательность и сроки исходя из минимизации влияния на организацию движения в месте производства работ.
Таким образом, администрация областного центра обещает исправить положение дел в дорожной сфере, однако пока действий в этом направлении не видится. При этом еженедельно мэрия докладывает о работе в рамках проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Но на сегодняшний день можно рассуждать лишь о наличии дорог как таковых. Дело в том, что встретить их можно не везде.
Оставшееся до следующего строительного сезона время горожане будут довольствоваться тем, что мэрия сделать успела. По большей части речь идет об анализе собственных локальных успехов и провалов предыдущей власти. Ведь несмотря на то, что главные представители администрации имеют представление о строительной сфере, пока это познается лишь в разговорной речи. Зима совсем близко, и остается надеяться, что после того, как снег растает, жители смогут проехать на машине до центра города. От этого напрямую будет зависеть, кто станет ответственным — нынешняя или бывшая администрация.
Депутат Государственной Думы
Автор фото: Анастасия Слепнева
– Еще одна проблема, которая, к сожалению, не решается быстро – профессиональная команда в комитете и департаменте. С реализацией национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" объем работ и требования к качеству существенно увеличились, что в свою очередь предполагает увеличение численности в профильном департаменте. Команда должна формироваться под конкретные задачи. Сегодня колоссальная проблема нехватки специалистов. Как вариант, в Иркутске есть возможность привлечения студентов профильных факультетов на производственную практику. Конечно, это не решение вопросов профессионализма, но кадровая политика выстраивает, в том числе, благодаря последовательности и формированию кадрового резерва.