Первый полносоставный контейнерный поезд с японскими грузами отправился в Европу по Транссибирской магистрали 18 ноября 2020 года. Таким образом холдинг РЖД приступил к воплощению совместного с Минтрансом Японии проекта по организации железнодорожных перевозок. Однако новое окно в Европу представляет большой интерес не только для японских бизнесменов. По словам экспертов из Иркутской области, дальнейшее развитие железнодорожной магистрали способно значительно улучшить экономическое состояние региона. Главное, чтобы ценой этому не послужило ухудшение состояния окружающей среды на прибайкальских территориях. Подробнее о том, как будет соблюден этот паритет при модернизации БАМа и Транссиба, — в материале ИА IrkutskMedia.
Напомним, что власти РФ еще в сентябре 2018 года утвердили план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года. В документе идет речь о развитии Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Предусмотрено увеличение провозной способности в полтора раза — до 180 млн тонн в 2024 году и 210 млн тонн в 2025 году.
Путь к созданию альтернативы морским перевозкам
На сегодняшний день прорывным событием стала отправка груза из Японии в Европу. Первая партия товаров сначала была перевезена в порт Владивостока судном компании FESCO. На борту судна оказались как медоборудование, компрессоры, химикаты, так и электроинструменты, мото— и климатическая техника, а также многое другое.
Всего два дня потребовалось для прохождения таможни, подготовки требуемых транзитных документов и формирования контейнерного поезда. Маршрут состава пролегает через всю страну по индивидуальному расписанию вплоть до Республики Беларусь. Оттуда поезд прибудет на границу с Польшей — станцию Брест. После этого проходит транспортировка груза на "узкую" колею, а затем распределение и доставка по странам Европы. Перевозка контейнеров по железной дороге позволит продемонстрировать возможности и преимущества Транссиба по сравнению с доставкой морским путем.
Предполагается, что доставка грузов из Японии в Европу по новому сервису Trans-Siberian LandBridge будет занимать в два раза меньше времени по сравнению с нынешними показателями — порядка 25-ти суток. При этом скорость доставки не является единственным преимуществом. Этому параметру сопутствует низкий уровень политических рисков, ведь почти весь маршрут проходит по территории одного государства — Российской Федерации.
Доставка грузов по железнодорожным магистралям значительно сокращает количество перевалок, что почти полностью исключает вероятность повреждения товаров при их перевозке. При этом на сегодняшний день морские перевозчики буквально являются монополистами в направлении Восток — Запад, поэтому новые способы доставки грузов станут разумной экономической альтернативой, благодаря развитию пропускных способностей БАМа и Транссиба.
Значение модернизации маршрута для страны и региона
Рассуждая о пользе Транссибирского мультимодального маршрута нельзя обойти стороной нынешнее состояние важнейших транспортных артерий страны. Что из себя представляют Транссиб и БАМ? Первая магистраль является самой протяженной в мире, представляя собой коридор по территориям 20-ти субъектов РФ, в том числе Иркутской области, между странами Азии и бывшими республиками Советского Союза и странами Восточной Европы.
Вторая — Байкало-Амурская магистраль — пролегает по северу Иркутской области. Она связана с Транссибирской магистралью посредством соединительных линий: Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Новый Ургал и Бамовская — Тында.
Магистраль в полной мере способна раскрыть потенциал Ковыктинского газового и Верхнечонского, Дулисьминского, Аянского и Ярактинского нефтегазовых месторождений в Иркутской области.
По словам политического обозревателя Галины Солониной, железнодорожные магистрали являются одним из наиболее эффективных инструментов по экономическому развитию Иркутской области.
Эксперт предполагает, что формирование трансконтинентального транспортного железнодорожного коридора будет способствовать дальнейшему развитию экономики региона, повысится эффективность региональных экономических проектов и инвестиционная привлекательность Иркутской области. Для воплощения этой идеи необходима модернизация железных дорог, на БАМе требуется второй путь.
— Серьезной уязвимостью является отсутствие второго пути. Его возведение планировалось во время строительства БАМа, но в 90-е, когда страна развалилась,
вторую ветку убрали ради экономии. Содержание стоит серьезных затрат, поэтому рельсы и шпалы использовали для ремонта основной дороги, — пояснила Галина Солонина.
Вопрос экологической безопасности и сохранность Байкала
Безусловно, в рамках расширения и модернизации железнодорожных магистралей особое внимание уделено экологической составляющей. Жителей Иркутской области особенно интересует безопасность Байкала и территорий возле него. По словам генерального директора ОАО "РЖД" Олега Белозерова, речь идет о 144-х объектах, из которых уже 34 находятся в стадии реализации. Еще на 54 объекта были получены положительные заключения госэкологической и гостехнической экспертиз.
Естественно, все параметры неоднократно обсуждались как на федеральном уровне, так и на региональном и местном. Например, дополнительные положения по охране Байкальской природной территории при модернизации железнодорожных магистралей стали главной темой заседания специальной комиссии правительства РФ под председательством вице-премьера РФ Виктории Абрамченко.
Зампред правительства РФ поставила задачу — не допустить никакой новой нагрузки на природные комплексы. Будет проводиться экологический мониторинг для надзора на всех стадиях реализации инфраструктурного проекта. А в случае вырубки леса РЖД взяли на себя обязательство восстановить его в объемах пять к одному.
На встрече с общественностью представители компании разъяснили свои планы. Как рассказала член общественного совета Минприроды РФ Екатерина Удеревская, компания предоставила планы и схемы объектов, чтобы местным жителям было ясно, что именно планируется делать.
Член общественного совета Минприроды РФ
Автор фото: Взято со страницы эксперта в соцсети Facebook (12+)
— В Иркутской области на данный момент утверждена вырубка на 41 га, из них только 20 га находятся в близости от Байкала. Для сравнения, например, в 2015 году более 1,5 млн га леса сгорело на Байкале и вокруг, а в 2017 году только сибирским шелкопрядом съедено около 1,2 млн га леса. Сейчас министерство лесного комплекса Иркутской области выделяет участки, на которых нужно провести лесовосстановление, и РЖД уже его проводит. Также есть договоренности о проведении других совместных экологических проектов, как, например, выращивание, разведение и запуск мальков омуля и других ценных пород рыб.
Стоит отметить, что на региональном уровне был подписан меморандум между ОАО "РЖД" и правительством Иркутской области. В нем закреплены дополнительные условия по защите Байкала в рамках модернизации железнодорожных магистралей и при их дальнейшей эксплуатации. В документе также указаны совместные мероприятия для информирования жителей.
Меморандумом предполагается создание специальной системы, назначение которой — надзор за реализацией проекта на местах. В ее состав планируется включить платформу по работе с данными мониторинга, комплекс устройств для визуального наблюдения и автоматические системы контроля за количеством загрязняющих веществ.
РЖД планирует придерживаться по-настоящему "зеленой" политики в иркутском регионе. Все вышеперечисленное лишь часть намеченных планов.
Компания также собирается:
- создать для каждого отдельно взятого объекта строительства экологические спецпаспорта;
- перевести на электричество пункты обогрева для путевых бригад;
- дать старт работе автоматизированных регистраторов загрязнения атмосферы;
- ввести систему по раздельному сбору мусора на станциях и остановках на Кругобайкальской железной дороге;
- открыть для граждан "горячую линию" для обратной связи по вопросам об экологической составляющей, связанной с проведением работ на Байкальской природной территории;
- совместно с правительством региона организовать очистку 162 км береговой зоны от поселка Байкал до поселка Выдрино.
Компания будет продолжать работы по строительству и модернизации очистных сооружений для улучшения экологической обстановки. Разумеется, в планах РЖД исполнение решения правительственной комиссии РФ по высадке деревьев, а также реализация инициативы руководства холдинга по защите местной фауны, увеличению популяции определенных видов птиц и животных.
Политический обозреватель, управляющий партнёр Legal-FS
Автор фото: со страницы эксперта в соцсети Facebook (12+)
— Мы обладаем дешевыми энергоресурсами, полезными ископаемыми, человеческим потенциалом для реализации крупных проектов. Однако экономика региона страдает из-за того, что существует большая удаленность от европейских и азиатских рынков сбыта. Решить этот вопрос может развитие и модернизация железных дорог.