Проблема дистанционных краж, в том числе в Иркутской области сегодня является одной из самых актуальных. За последние несколько лет доля бесконтактных краж и мошенничеств в общей структуре преступности возросла с 12 до 20%. Каждое пятое злодеяние сегодня совершается бесконтактным способом. Ущерб, причиненный пострадавшим, увеличился с 60 млн рублей до 490 млн рублей. Возраст жертв колеблется с 12 от 92 лет. Для повышения финансовой грамотности населения ГУ МВД России по Иркутской области во взаимодействии с социально-ответственными финансово-кредитными организациями, ПСБ и банком "Открытие", создали учебную банковскую карту, которая полностью имитирует обычную дебетовую (кредитную) карту гражданина и позволяет понять, как действовать в том случае, если с вами свяжется мошенник. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Как подчеркнул на пресс-конференции со СМИ начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Герман Струглин, сегодня на уловки аферистов может попасться любой человек. Четкого портрета, как самого преступника, так и жертвы — нет. За последнее время потерпевшими от действий злоумышленников становились воспитатели и заведующие детсадами, учителя, преподаватели вузов, работники почты, медики, менеджеры по продажам, предприниматели, глава фермерского хозяйства, студенты, пенсионеры, таксисты, дальнобойщики, библиотекари, работники сети супермаркетов, а также сотрудники правоохранительных органов и банковские работники. И это далеко не полный список. Наиболее типичными схемами краж и мошенничеств до сих пор являются продажа (покупка) товаров и услуг в интернете — 46,6%, обман под видом сотрудников банка — 36,5%, родственник в беде — 7,3%. Имеются случаи, когда человек становился жертвой мошенников несколько раз. Помимо этого, есть прецеденты, когда аферисты вынуждали человека оформить кредит и перевести полученный заем на так называемый безопасный счет.
Только за прошлый год в Иркутской области было зарегистрировано свыше 8,5 тысячи случаев мошенничества. Общий ущерб составил 490 млн рублей. За последние сутки на улочку мошенников попались 13 жителей Приангарья. Потерпевшие лишились более 7 млн рублей.
Портрет мошенника
Еще 90-х годах в РФ была распространена практика, когда мошенники устанавливали на банкоматы специальные устройства для считывания магнитных лент и пин-кодов. Затем создавался дубликат карты. Сейчас же все больше случаев киберпреступлений совершаются с помощью социальной инженерии. Мошенники развиваются и не стоят на месте. Сегодня они умеют концентрировать внимание на разговоре, запутывать людей, чтобы они не заметили, что передают важную информацию.
По словам старшего преподавателя кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии ИГУ Ивана Глебеца, обычно для воздействия на граждан аферисты используют базовые потребности человека — физиология и потребности в безопасности.
"Физиология — это финансы. Если мы берем те же сайты, покупки товаров в интернете — это желание человека сэкономить и попытка купить дешевле. Когда говорим о мошенничестве, связанном с переводом денег, защитой средств, то аферисты апеллируют к безопасности", — подчеркнул спикер.
Чаще всего в разговоре с мошенником идет перегрузка информации. Аферисты апеллируют различными должностями. Более подготовленные мошенники владеют более подробной информацией о потенциальных жертвах. Большой пласт аферистов обладает знаниями в психологии. Также бдительность и безопасность некоторых людей снижает вера в то, что их не обманут. И еще один важный фактор, который используют мошенники, — это время. Злоумышленники привыкли действовать быстро. Обычно они предлагают совершить покупку немедленно. Преступники фактически не оставляют время подумать, торопят свою потенциальную жертву. Поэтому самым оптимальным решением, как заметил Иван Глебец, станет оттягивание разговора, попытка его завершения, чтобы якобы перезвонить собеседнику позже.
Раскрываемость преступлений
Между тем, как заметил заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Антон Десненко, сейчас не существует единой схемы совершения мошеннических преступлений. Практически ежедневно аферисты придумывают новые способы обмана.
Основная проблема, которая стоит на пути раскрываемости киберпреступлений, — межрегиональный характер. Значительная удаленность преступников и потерпевших, а также отсутствие физического контакта. В то же время в Иркутской области существует практика проведения совместных оперативно-разыскных мероприятий с коллегами из других регионов. В прошлом году после нескольких командировок было установлено три человека причастных к девяти преступлениям. Всего в 2020 году было установлено более 1,3 тысячи лиц, причастных к IT-преступлениям, раскрыто свыше 1,5 тысячи преступлений. Кроме того, задержано около 200 подозреваемых. Уголовные дела были направлены в суд.
"В целом на сегодняшний день раскрываемость киберпреступлений составляет около 20%. Очень часто, когда сотрудники полиции задерживают преступника, то за ним идет шлейф из десятка и даже сотни преступлений, которые он совершал не только в отношении жителей Иркутской области, но и других субъектов. Были практики, когда правоохранители из других регионов задерживали преступников в Приангарье, а затем помещали его в СИЗО в своем городе и расследовали уголовные дела в других субъектах", — рассказал Герман Струглин.
При этом он подчеркнул, что после раскрытия преступлений средства потерпевшим возвращаются, но они никак не сопоставимы с масштабами ущерба.
По словам Антона Десненко, если раньше мошенники действовали самостоятельно, то сейчас мошенничество носит характер организованных преступных групп. Тенденция идет с запада России (Москва, Санкт-Петербург и прочее). 10-15 участников прозванивают граждан. Как правило, они имеют персональные данные граждан, которые приобретают на черном рынке в интернете. За этими преступниками стоит организатор. Затем эти деньги обналичивают другие люди.
"Это достаточно большая машина, состоящая из тех, кто звонит, обналичивает, кто контролирует. Это ни один — пять человек. В этом также состоит большая сложность", — резюмировал Антон Десненко.
Профилактика мошенничества
Карты. Фото: Пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области
В связи со значительным ростом кибермошенничества, сотрудники полиции приняли решение о принятии дополнительных мер по укреплению кибербезопасности жителей Иркутской области. Совместно с банками региона ГУ МВД по Иркутской области запустило пропагандистский проект. В рамках просветительской кампании полицейские разработали учебную банковскую карту, которая изготовлена из пластика и полностью имитирует обычную дебетовую (кредитную) карту гражданина. Карта разработана для того, чтобы в очередной раз напомнить жителям региона об опасности и активности кибермошенников. С помощью карты человек сможет своевременно сориентироваться в разговоре с мошенником, принять правильное решение, поделиться информацией с близкими. Если вдруг позвонит преступник, то человек может смело назвать мошеннику данные учебной карты, чего нельзя сказать об обычной банковской.
"Повышение уровня финансовой грамотности у населения требует комплексного подхода как со стороны государственных структур, так и со стороны банков. Наша компания уже ни первый год занимается этой темой. Мы, в том числе активно работаем с Минобороны. В период самоизоляции у нас был запущен проект по финансовой грамотности, который также позволял понимать то, как безопасно пользоваться картой в интернет-магазинах. Сегодня эта тема как никогда актуальна. Именно поэтому мы приняли участие в проекте ГУ МВД России по Иркутской области и поддержали выпуск учебных банковских карт. Это удобный и наглядный инструмент, который подскажет гражданам, как поступить, какую информацию с карты нельзя озвучивать и, таким образом, поможет сохранить свои сбережения", — сообщил региональный директор операционного офиса "Иркутский" ПАО "Промсвязьбанк" Александр Логунов.
Он также подчеркнул, что банк также выдает своим клиентам памятки о безопасности. Задача учебной банковской карты — донести до населения о том, что можно сообщать, как действовать, чем руководствоваться в случае разговора с мошенником. Самое главное — прекратить разговор и перезвонить в банк. Все обращения фиксируются. При необходимости карта будет заблокирована. Он также рекомендовал завести дополнительную карту для дистанционных покупок или продажи.
Учебная карта. Фото: Пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области
Заместитель управляющего по розничному бизнесу банка "Открытие" в Иркутской области Дмитрий Степаняк, также согласился с коллегой, отметив, что для компании также важны безопасность и защищенность средств, размещенных на счетах и картах клиентов.
"Банк "Открытие" уделяет большое внимание безопасности использования дистанционных платежных инструментов. На официальном сайте компании создан специальный раздел. Мы также с радостью приняли приглашение поучаствовать в акции ГУ МВД по региону. Нам важно довести до иркутян информацию, с помощью которой можно простым способом избежать нежелательных потерь своих средств", — сказал Дмитрий Степаняк.
На первом этапе для жителей Иркутской области было изготовлено 2 тысячи экземпляров карты. Они активно используются полицейскими во время разъяснительных бесед с гражданами, а также в офисах банков — участников акции, при обращении к ним клиентов, впервые оформляющих банковую карту, либо осуществляющих ее замену в связи с истечением срока действия или утраты.
Как отмечают в полиции, отказ от участия в диалоге с лицами, называющих себя специалистами службы безопасности банка делает невозможным совершение хищения. Кроме того, сотрудники ОВД рекомендуют исключить внесение предоплаты и передачу любых данных о себе за исключением номера карты и телефона, к которому она привязана.