С каждым годом все более масштабные задачи по развитию Иркутска ставят перед органами исполнительной власти депутаты Думы города. Народные избранники тесно взаимодействуют с чиновниками, указывая на конкретные шаги по улучшению состояния областного центра. Причем, инициативы народных избранников находят отклик не только в стенах мэрии, но и на региональном уровне. Благодаря взаимодействию депутатов и администрации с региональной властью бюджет Иркутска в 2021 году увеличился до 25 млрд рублей. Еще недавно столь активное общение народных избранников с губернатором и областными, федеральными парламентариями казалось попросту невозможным. Из-за чего это произошло, что привело к сдвигу устоявшихся парадигм — обозначили эксперты в материале ИА IrkutskMedia.
Еще на первом заседании Думы седьмого созыва нынешний спикер Евгений Стекачев заявил, что хочет, чтобы Дума была сильной.
"Надо наращивать и восстанавливать ту Думу, которая была раньше. Только при сильной Думе и сильной администрации возможен диалог, диалог на равных. Только при сильной Думе возможно развитие Иркутска", — подчеркнул тогда Евгений Стекачев.
Новая конфигурация стала возможна после избрания нового мэра города депутатами. С того момента, как подчеркнул политолог Сергей Шмидт, город переживает по-своему уникальный период политической истории.
По словам эксперта, в настоящий момент именно спокойствие в городской Думе указывает на то, что взаимоотношения областного центра и региона стабильны. В настоящий момент представительный орган функционирует наилучшим для города образом. Однако обусловлено это, как отметил Шмидт, отношениями уровней власти.
В свою очередь профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин отмечает потерю представительным органом эмоционально-глубинной цели, которая связывала народных избранников. Данное обстоятельство серьезно отразилось на нынешнем функционировании депутатского корпуса.
Профессор, доктор юридических наук
Автор фото: взято со страницы профессора в соцсетях
- Безусловно, депутатов воедино объединяет Иркутск, задачи по его развитию. Однако на данную задачу все смотрят по-разному, много точек зрения. Ранее народные избранники, когда Думу после Ирины Ежовой возглавил Евгений Стекачев, были сконцентрированы на одной конкретной задаче — не допустить следующего срока мэрствования в Иркутске Дмитрия Бердникова. Тогда представительный орган смог выполнить важную работу для города. Тот же МУП "Комбинат питания", при прошлой власти все разворовали, а сейчас появилась уверенность в том, что такого там не происходит. Можно с уверенностью сказать, что депутаты отстояли свою правоту. Но одно дело воевать, совсем другое — поддерживать мир.
Прошедший период, как отметил профессор, в определенной степени научил депутатов гражданскому мужеству, ведь для того, чтобы идти против мэра, нужны определенные свойства характера.
— Понятное дело, что по-прежнему есть взыскательный разговор, депутаты доносят до мэра отклики того, что происходит в их округах. Но в то же время мэр вправе ожидать от них и поддержки по всем фундаментальным вопросам, — пояснил Шишкин.
При этом само по себе возросшее влияние городской Думы и самостоятельность представительного органа необходимо измерять в достигнутых конкретно депутатами успехах. Дело в том, что в настоящий момент политика в городе единая, поэтому и все достижения мэрия и Дума делят друг с другом.
— Что касается участия депутатов в контроле за работой МУПов, говорить пока про какие-то успехи сложно. Об этом рассуждали и в начале работы прошлого созыва. Тогда поднимал эту тему бывший депутат Думы города, а теперь Госдумы РФ Александр Якубовский. Не исключено, что депутаты так ничего и не изменят в работе предприятий, — заметил Шишкин.
В то же время политолог Алексей Петров поддержал позицию Сергея Шмидта. Эксперт считает, что представительный орган в настоящий момент занимает совершенно логичную позицию в управлении городом.
— Совершенно нормально, что городская Дума высказывает свое отношение к определенным вещам и критикует администрацию. Подобное наблюдалось в разные периоды современной истории Иркутска. Например, когда Виктор Кондрашов стал мэром, а Андрей Лабыгин занимал кресло спикера представительного органа. Тогда Дума тоже была довольно сильной, ведь опыт народных избранников превозмогал знания только что избранного градоначальника, — подчеркнул Петров.
В связи с этим, вполне нормально и то, что народные избранники проводят различные рейды и спрашивают с виновных в каких-то просчетах.
Благодаря тому, что мнение депутатов учитываетя при принятии конкретных управленческих решений, исполнительная власть более конкретно исполнять запросы населения.
При этом политолог считает, что хоть влияние Думы на городскую политику в целом возросло, но как представительная так и исполнительная власти Иркутска во многом стали зависимы от региональной.
При этом на городском уровне, как считает эксперт, представительный орган должен и дальше оставаться самостоятельным. В настоящий момент это проявляется в здоровой политической борьбе, которую умело скрывают от непосвященных лиц.
— Различные проверки МУПов и то, что депутаты перетягивают на себя часть работы исполнительной власти, совершенно естественно. Народным избранником необходимо оставаться на чеку, контролировать процесс, — уточнил Петров.
Сергей Шмидт полагает, что такой контроль со стороны представительного органа связан с предыдущим опытом, участием в так называемой "политической войне". Поэтому депутаты так активно участвуют в той части развития Иркутска, за которую отвечает исполнительная власть. И то, что мнение спикера Стекачева, каждого депутата Думы учитываются администрацией, — работает исключительно в интересах города.
В данном контексте стоит учитывать участие депутатов в управлении муниципальными предприятиями, а также рабочих группах по развитию города, которые пристально мониторят и на региональном уровне.
Профессор Шишкин считает, что как таковые границы между представительной и исполнительной властью на муниципальном уровне слегка размыты. Депутатский корпус не может, например, вмешиваться в оперативную деятельность МУПов, но в то же время депутатам позволительно возглавить муниципальное учреждение. Так народные избранники и поступают, — аналогичные ситуации существуют и на региональном уровне.
Также эксперты задели тему взаимодействия Думы с региональным уровнем власти — губернатором, правительством и депутатами облпарламента. По словам Алексея Петрова, столь тесный диалог между городом и регионом стал возможен благодаря смене партийной окраски главы области, поскольку единороссы не шли на контакт с губернатором-коммунистом.
Профессор Шишкин во главе сложившейся конфигурации поставил заинтересованность губернатора в диалоге с Думой.
— Он (губернатор — прим.ред.) очень много своего времени уделяет наведению порядка в Иркутске. В этом контексте его встречи с депутатами естественны, хоть больше времени он проводит с мэром. Заставляет задуматься об обновлении законодательства, в части административной столицы Иркутской области и налогах, — резюмировал Шишкин.
Взаимодействие с региональной властью, по словам Сергея Шмидта, может оказаться недолговечным, если его участники позволят себе дать слабину. Дело в том, что в интересах региона и города всегда существует некоторое объективное расхождение. Если главе региона нужно думать о всей области, то Иркутск хочет, чтобы думали только о нем.
Важно подчеркнуть и ту работу, которую ведут депутаты иркутской Думы с представителями федерального уровня. Часто можно наблюдать тесное взаимодействие городских народных избранников с федеральными, отчетливо это видно на примере дорожного ремонта в городе, благоустройства общественных пространств, при обсуждении экологических тем.
— Городские депутаты зачастую актуализируют серьезные и важные темы не только для Иркутска, но и всей области. Так, требует всестороннего рассмотрения вопрос приаэродромной зоны Иркутска. Это принципиальный момент для будущего города, и хорошо, что депутаты поднимают этот вопрос, выходят с обращениями. Другим моментом можно назвать вопрос транспортно-логистических задач, которые стоят перед Иркутском. Не менее важный вопрос — развитие общественных пространств, благоустройство города. Один из примеров — роща в границах Марковского муниципалитета между Академгородком и поселком Ново-Иркутским. Это прекрасное место, которое полюбилось жителям города и района как место для активного и семейного отдыха, необходимо включить в зеленый пояс Иркутска, — подчеркнул депутат Госдумы РФ Сергей Тен.
Парламентарий заметил, что со многими проблемами города знаком не по наслышке. Сергей Тен добавил, что сейчас совместно с городскими депутатами по Свердловском округу ведет активную работу по стратегии его развития. Парламентарий отметил, что здесь действует главный принцип — округ должен быть создан для комфортного проживания людей.
Как уже отмечали эксперты, катализатором к нынешней городской конфигурации стал конфликт с предыдущей администрацией, который удалось окончательно завершить совместными с новым мэром и губернатором действиями. Очевидно, что ни депутаты, ни мэр, ни губернатор не хотят повторения такой ситуации.
На фоне обстоятельств заданный спикером Думы Евгением Стекачевым курс кажется экспертам вполне логичным и оправданным. Дело в том, что создание дружелюбной атмосферы просто необходимо для сохранения достигнутых успехов во взаимодействии. Тем не менее совсем не возражать тем или иным решениям исполнительной власти порой не представляется возможным, ведь депутатский корпус как ни крути находится ближе к народу и более четко представляет позицию на местах, нежели исполнительная власть.
В связи с этим и наблюдается повышенная активность депутатов Думы Иркутска в решение тех проблем города, за которые отвечает исполнительная власть. Погруженность в повестку позволяет народным избранникм невелировать некоторые трудности во взаимопонимании с чиновниками. Несмотря на это, депутаты не пытаются замалчивать проблемы, которые фиксируют у себя на округах. В постоянном режиме сотрудники администрации получают через Думу Иркутска запросы и замечания горожан. Глава региона также прислушивается к народным избранникам. Примером тому служит поднятая депутатами тема про невозможность строительства в областном центре из-за положения по приаэродромной территории. Более того, глава региона включил в губернаторское послание некоторые из инициатив депутатов, включая масштабные работы по строительству объездной автомобильной трассы.
политолог
Автор фото: Предоставлено экспертом
То ли существует сейчас действительно высокая или относительно высокая степень взаимопонимания между разными уровнями власти (городская Дума – мэрия – губернатор), либо просто не существует вражды. Где-то между двумя этими полюсами мы и находимся. Обычно иркутская структура политической жизни представляет собой конфликт между городом и регионом. Исключения крайне редки, могу вспомнить лишь пару месяцев, когда Сергей Ерощенко еще был губернатором Иркутской области, а Дмитрий Бердников уже стал мэром Иркутска.