Муниципальное предприятие "Иркутскавтотранс" на сегодняшний день находится в затруднительном положении. Изношенность автопарка составляет 86%, но при этом заменить старые автобусы нечем. Но если разом списать устаревший транспорт, то пассажирам просто не на чем будет ездить. Сейчас у предприятия нет средств на закупку новых автобусов даже с учетом субсидирования перевозок. А на полное обновление изношенной части парка техники требуется ни много ни мало 1,4 млрд рублей. Учитывая все это, городское предприятие, выполняющее важную социальную функцию, находится в весьма затруднительном положении. Подробнее об этом в материале ИА IrkutskMedia.
Начальник производственно-технического отдела Марина Базанова рассказала, что сейчас в автобусном парке "Иркутскавтотранса" находится 189 автобусов. Из них самортизировано 140. При этом механики предприятия внимательно следят за состоянием техники и при необходимости ремонтируют автобусы, которые ежедневно возят тысячи жителей областного центра с утра до вечера.
"Поломанную машину никто не выпустит. Водители следят за состоянием своего автобуса, ремонтная служба закупает запчасти и ремонтирует. Каждая машина проходит техобслуживание — ТО1, ТО2. Все работают, чтобы машина вышла, хотя она уже полностью самортизирована", — рассказала Марина Базанова.
Девять автобусов спишут уже до конца этого года и еще 10 в первом квартале 2022-го. А в идеале надо списать 119 автобусов до конца этого года и еще 43 в следующем. Сейчас на линию по будням выходит 120 автобусов, в субботу их количество сокращается до 80, а по воскресеньям и вовсе иркутян возит 70 единиц техники.
Сейчас "Иркутскавтотранс" нуждается в 140 новых автобусах, потому что на данный момент именно столько самортизированных единиц техники находится в автопарке предприятия. Один автобус стоит примерно 10 млн рублей. Выходит, что обновление изношенной части автопарка обойдется в 1,4 млрд рублей.
В последний раз предприятие закупало транспорт в 2016 году. Тогда, по словам экономиста предприятия, "Иркутскавтотранс" взял в аренду с последующим выкупом ПАЗы с пробегом в 50 тысяч км. Но и их срок эксплуатации вышел. С тех пор предприятие не видело новых автобусов.
Да, "Иркутскавтотранс" получает субсидирование из городского бюджета, но в совокупности с выручкой от проезда это не покрывает даже себестоимость перевозки одного пассажира. А она на сегодняшний день составляет 55 рублей! Сейчас, по сути, один пассажир за проезд на муниципальном транспорте платит 15 рублей, а из бюджета города доплачивают 31 рубль. Этих денег едва хватает на ремонт, что уж говорить о покупке нового транспорта.
Экономист пояснила, что даже если бы проезд стал стоить 55 рублей, то на эти начисления предприятие могло бы приобретать максимум четыре автобуса в год. А для того, чтобы полностью закрыть потребности горожан в муниципальном транспорте, на линию должен выходить 151 "зеленый" автобус.
Ранее агентство сообщало, что сферу пассажирских перевозок в Иркутске ждет масштабное обновление. Сегодня городская администрация активно работает в этом направлении. Готовит документы для включения в федеральные программы, изучает пассажиропоток, а также повышает качество управления муниципальными предприятиями. Все для того, чтобы обеспечить комфорт местных жителей. При этом одним из пунктов стратегии станет повышение действующего тарифа на проезд, который в областном центре не повышался еще с 2016 года. Власти уже долго сохраняют субсидирование перевозок на муниципальном транспорте, но решить проблему изношенного парка техники не удается.