На пути к Союзу и революции: Иркутск в российско-монгольских отношениях на рубеже веков
ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Россия и Монголия перешагнули уже 100-летний юбилей установления дипломатических отношений между странами. В XXI веке Россия и Монголия ищут новые пути соприкосновения, укрепляют старые связи в экономике, образовании, здравоохранении и культуре. Особую роль в этих отношениях традиционно играла Восточная Сибирь, столицей которой является Иркутск — город с богатым историческим прошлым, чьи торговые и научные интересы с XIX века тесно были связаны с Монголией. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Некогда Великая Монгольская империя, державшая в страхе половину мира и захватившая Китай, в XVII веке сама стала объектом экономической и военной экспансии со стороны Маньчжурской империи династии Цин. Маньчжуры в союзе с восточно-монгольскими князьями захватили Китай, затем начали наступление на Халху (Внешняя Монголия), таким образом, начинается постепенный процесс поглощения монгольских земель империей Цин.
После окончательного завоевания Китая в 1691 году Внешняя Монголия теряет свою независимость, ее интересы стали определять богдо-ханы династии Цин, подстрекавшие халхаских ханов к набегам на русскую Восточную Сибирь, что не встречало у последних особого энтузиазма. Серьезным противником Китая в Центральной Азии оставалось Джунгарское ханство (ойраты — западные монголы), временами успешно вело борьбу с Китаем и оспаривало влияние на сопредельные страны — Тибет, Восточный Туркестан, Казахские жузы и ханства Средней Азии. В первой половине XVII века часть населения Джунгарского ханства переселилась на территорию Поволжья и Дона, приняв подданство русского царя образовали Калмыцкое ханство.
Джунгарское ханство — кочевое государственное объединение, состояло из западно-монгольских племен и существовало в XVII-XVIII веках. Включало в себя земли современного Китая, Кахахстана, Монголии и России.
Практически всю свою историю существования Джунгарское ханство вело войны с Китаем. Исследователи выделяют три крупные военные компании между сторонами. Китай в этом военном противостояние вышел победителем благодаря внутренней междоусобице князей Джунгарии. Хан Амурсана с помощью китайских войск захватил ханский трон, но впоследствии отказался присягать китайскому императору, на непродолжительное время ему удалось объединить вокруг себя западно-монгольских ханов и оказать ожесточенное сопротивление.
В ходе этой борьбы войско Амурсаны было разбито, он бежал в Россию, последние дни своей жизни провел в Тобольске, где умер от оспы.
Когда пришло официальное извещение, что Амурсана задержан российскими властями, и, находясь в заключении, умер от оспы, пекинское правительство потребовало выдачи трупа. Отклонив это требование, царское правительство 1 ноября 1757 года предложило сибирскому губернатору отправить труп Амурсаны на границу — в Кяхту, куда и пригласить представителей цинской администрации, чтобы они могли удостовериться в его смерти. 13 марта 1758 года в Кяхту прибыли представители цинских властей, которые убедились в смерти Амурсана.
Разгром в 1759 году империей Цин Джунгарского ханства имел важные последствия в дальнейшей истории русско-монгольских отношений, что было связано с рядом факторов:
После победы Китая в войне с Джунгарским ханством население Джунгарии подверглось тотальному уничтожению. По оценкам историков, примерно из 600 тысячного населения в живых осталось от 10 до 30%.
Часть населения Джунгарского ханства мигрировала в Россию, поселившись на территории Калмыцкого ханства в Поволжье, другая часть укрылась в Западной Сибири.
Жесткое подавление восстания китайской армией, уничтожение собственной государственности, некогда одного из сильнейших кочевых государств Средней Азии, отложится в самосознании монголов, породит множество мифов и легенд о чудесном спасении Амурсаны.
По мере усиления китайской администрации и увеличения ее численности на территории Внешней Монголии, монголы облагались дополнительными налогами, одновременно усиливалось влияние китайских ростовщических капиталов. Китайские чиновники (мандарины) и вооруженный отряд должны были содержаться за счет населения хошуна (района, округа), в котором находился отряд во время поездки по Монголии, что зачастую приводило к разорению целых округов.
В Урге (современный Улан-Батор) — столице Внешней Монголии образовалась значительная китайская колония, которая в начале XX века насчитывала около 12 тысяч человек гражданского населения (не считая военный гарнизон). В некоторых районах Монголии китайское население численно начинало преобладать над монгольским. Значительную роль играли буддийские религиозные традиции. В ламы уходила значительная часть мужского населения (до 1/3), что сдерживало его естественный прирост. Численность населения Внешней Монголии в начале XX века оценивается исследователями в 800 тысяч, в то время население Китая было уже более 400 миллионов человек.
В XIX веке в Монголии появляется постоянная русская диаспора, преимущественно состоявшая из купцов и торгового люда. В 1861 году в Урге было открыто русское консульство, вокруг которого стали собираться выходцы из России. Основное население колонии составляли кяхтинские, иркутские, бийские и верхнеудинские купцы.
На протяжении практически 50 лет русское консульство в Урге возглавлял Я.П. Шишмарев, который сумел организовать жизнь русской колонии и с первых лет ее существования обозначил основные направления ее развития:
— защита интересов русского купечества в Урге;
— обеспечение медицинского обслуживания русского населения;
— открытие школы переводчиков, в том числе для монгольских юношей обучающихся русскому языку;
— создание в Урге духовной миссии Русской Православной Церкви.
Подавляющее большинство членов русской колонии в Урге составляли этнические русские, исповедовавшие православие. Вопрос о строительстве в городе православной церкви был поставлен уже в 1863 году, поскольку наличие символа православной веры в крупнейшем центре ламаизма было значимо и с точки зрения престижа российского государства. С разрешения генерал-губернатора Восточной Сибири и при финансовой поддержке кяхтинского купечества в Урге был возведен Свято-Троицкий храм (1875 году). Первое время религиозные действа проводились в специально отведенной комнате консульского дома. К православным прихожанам в Урге периодически (в среднем два раза в год) приезжал священник из Верхнеудинска, затем из Пекинской Духовной миссии, а с 1868 года — из Иркутска.
В середине XIX века в русско-монгольских отношениях наступает новый этап: по мере ослабления цинского Китая и начала его раздела на сферы влияния под натиском западных держав, не без участия России и Японии, национальная окраина империи Цин — Монголия — становится сферой влияния Российской империи, а "монгольский вопрос" оказывается в ряду приоритетных направлений российской внешней политики.
В 1900 году тайная монгольская миссия посетила Петербург и добилась аудиенции у императора Николая II, вручив ему послание с просьбой о поддержке в создании независимого монгольского государства. Избранная российским правительством Николая II политика убеждала монголов, что Россия — единственная страна, которая поддержит Монголию в стремление приобретения независимости.
В 1911 году во время Синьхайской революции в Китае, монголы объявили о создании самостоятельного государства с центром в Урге, изгнав китайских чиновников и гарнизоны. Летом 1911 года монгольская делегация снова посетила Петербург с просьбой принять Монголию под протекторат России.
Российская империя в виду сложной политической ситуации не могла принять положительное решение, но поддержала статус автономии Монголии от Китая. При российской поддержке автономное правительство пользовалось возможностями, достаточно широкими для статуса автономии. В 1913-1914 годах Монголия получила от России заем в 5 млн рублей для создания армии и государственного аппарата, обучение и вооружение которых происходило при помощи России.
В 1910-х годах консульство развернуло широкую просветительскую деятельность в Урге, включающую увеличение объемов доставляемой периодики и литературы на русском языке, демонстрацию кинолент, организацию поездок монголов на учебу в Россию. Своеобразный элемент “мягкой силы”, между прочим.
В составе первой группы монгольских студентов, прибывших для получения образования, был будущий лидер монгольской революции 1921 году и маршал МНР Хорлогийн Чойболсан.
Об учебе студентов. Фото: Из личного архива Г.Ф. Кунгурова
О периоде пребывания этой группы монгольских студентов писал иркутский историк, журналист, писатель Г.Ф. Кунгуров следующее:
"Стоял голубой сентябрьский день 1913 года, тихий, ясный. Над Ангарой сияло солнце, дул колючий ветер. Улицы Иркутска были необычайно оживлены; жители с любопытством разглядывали невиданных гостей: шла группа монгольских подростков и юношей. Одеты они были в малиновые, синие и голубые широкополые "терлики" — халаты с длинными рукавами. Поверх халатов — делембовые или шелковые пояса, на ногах — мягкие монгольские сапоги-гутули на толстой подошве с круто загнутыми вверх острыми носками. Особенно поражали любопытных черные косички мальчиков да бурханчики и амулеты, которые висели у них на груди. Гости шли, тесно сбившись в небольшую группу, с большим вниманием рассматривали каменные дома, пестрые вывески. За группой монголов спешила довольно большая толпа городских мальчишек. Монголов сопровождал Иван Николаевич Инкижинов. Он привел их в пятую начальную школу. У входа юных гостей сердечно встретила жена Инкижинова — Александра Васильевна. Через год к группе монголов-учащихся присоединился юноша Чойбалсан. Это была первая группа монголов-учащихся; перед ними стояла трудная, но благородная цель — накопить знания, познакомиться с культурой великого русского народа".
Обучение монгольских студентов продолжалось в Иркутске четыре года, это событие положило начало образования монголов в Иркутске. Начавшаяся Первая Мировая война (1914-1918 годов) ослабила влияние России в Монголии, а затем последовавшая Гражданская война в России, казалось бы, свела на нет все предыдущие достижения, но это был только следующий этап Российско-Монгольских отношений, о котором мы расскажем в следующей статье.