Глава министерства экономического и промышленного развития Иркутской области Наталья Гершун в ходе заседания комиссии по контрольной деятельности ЗС Приангарья представила отчет о ходе реализации государственных программ на территории региона в 2020 году. Всего в госпроектах было установлено 1214 целевых показателей, из них было достигнуто лишь 934 или 76,6%. Глава Контрольно-счетной палаты региона Ирина Морохоева в свою очередь обратила внимание властей на разрозненный подход к оценке исполнения проектов. По ее словам, при высоком исполнении бюджета по некоторым госпрограммам целевые показатели в итоге не исполняются, а средства долго доходят до конечного потребителя. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Как рассказала глава Минэка Иркутской области, всего в Приангарье в 2020 году шла реализация 21 государственной программы. На эти цели из всех уровней бюджета было предусмотрено 262,8 млрд рублей, в том числе 174 млрд рублей было выделено из областной казны. Большая часть средств была направлена на программу социального блока.
В целом исполнение государственных программ в 2020 году составило 254,7 млрд рублей или 96,9% от плана. В сравнении с 2019 годом на реализацию государственных программ в 2020 году было израсходовано на 5 млрд рублей больше средств областного бюджета и на 13,5 млрд рублей больше средств федеральной казны. Общий неиспользованный остаток средств составил 7,2 млрд рублей.
Наибольшую долю в объеме всех неиспользованных бюджетных средств занимают средства министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области — 44,8 млрд рублей (68% от общего объема остатков), министерства здравоохранения Иркутской области — 856,5 млн рублей (12%), министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области — 390 млн рублей (5%).
"Неиспользование остатка бюджетных средств у Минстроя региона было связано с отставанием от графиков строительства, а также в связи с замещением областных средств федеральными средствами, поступившими в декабре 2020 года на мероприятия по строительству Центра по хоккею с мячом" — подчеркнула Наталья Гершун.
Всего в 2020 году в государственных программах Иркутской области в 2020 году было установлено 1214 целевых показателей. Из них было достигнуто 934 или 76,9% от плана.
По итогам 2020 года эффективность 10 государственных программ Иркутской области оценивается как "высокая", шести — как "средняя", четырех — как "удовлетворительная" и одной — как "неудовлетворительная". Средняя эффективность реализации государственных программ составила 88,1%, что ниже уровня прошлого года на 0,6 процентных пункта (в 2019 году — 88,7%). Преимущественно снижение эффективности государственных программ связано с распространением новой коронавирусной инфекции.
Наиболее низкую оценку эффективности, по словам главы Минэка региона, получили программы "Охрана окружающей среды", "Развитие здравоохранение" и социальная поддержка населения.
По государственной программе "Охрана окружающей среды" низкая эффективность сложилась из-за недостижения 18 показателей из 49. В частности, не были достигнуты задачи по строительству объектов из-за отсутствия заключений ПСД и экспертизы по капремонту гидротехнических сооружений и инженерной защите населенных пунктов от затопления водами рек. А также из-за отставания от графика строительства подрядной организацией по строительству объектов инженерной защиты и берегоукрепления на территории муниципальных образований, пострадавших в результате ЧС в связи с паводком 2019 года.
По государственной программе "Развитие здравоохранения" невысокая эффективность связана с недостижением целого ряда показателей из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
По государственной программе "Социальная поддержка населения" невысокая эффективность сложилась по причине недостижения целевого показателя на уровне государственной программы по доле детей, охваченных отдыхом и оздоровлением, в связи с введением ограничительных мер из-за COVID-19.
Между тем глава КСП Ирина Морохоева подчеркнула, что к каждой из госпрограмм у Контрольно-счетной палаты региона есть определенные замечания и выработан определенный план действий. В настоящее время эта работа держится на контроле. Также КСП обратила внимание на не всегда одинаковый подход к оценке исполнения государственных программ. Часто учитываются те показатели, которые были учтены в законе о бюджете, а не в бюджентной росписи. И в итоге достижение отдельных плановых показателей расходится.
"В своем заключении мы обратили внимание, что есть отдельные показатели, где при высоком исполнении бюджета не выполняются целевые показатели по госпрограммам", — подчеркнула Ирина Морохоева.
В частности, много вопросов у аудиторов КСП возникло к программе "Развитие малого и среднего предпринимательства". Согласно отчету, исполнение программы очень высокое. Вместе с тем, по итогам контрольных мероприятий, видно, что оценка показателей по эффективности исходит из момента, когда соответствующим полномочным органам просто перечислили деньги в виде субсидий. В итоге средства долгое время находятся на счетах и не доходят до конечного получателя. По программе "Развитие малого и среднего предпринимательства" неосвоенные деньги числятся еще с 2011 года. В настоящее время средства возвращены в областной бюджет.
"В этой связи хотелось бы, чтобы министерство экономического развития и промышленности региона в последствие озвучивало, как именно были достигнуты внутренние целевые показатели и в какие сроки выделенные средства доходят до конечного потребителя. Важно перестроить оценку достижения целевых показателей госпрограмм и оценить саму эффективность этих средств. Когда деньги не дошли до конечной цели, мы не можем сказать, что программа была выполнена эффективно", — резюмировала глава Контрольно-счетной палаты региона.
По итогам заседания комитет по контрольной деятельности принял решение рекомендовать Законодательному собранию региона принять к сведению сводный доклад губернатора Приангарья о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Иркутской области по итогам 2020 года, а также передать настоящее решение в комитет по собственности и экономической политике регионального парламента.