На фоне ситуации с пандемией тема внутреннего туризма вышла на новый уровень. Из-за закрытия границ и сложностей в передвижении все чаще россияне стали путешествовать внутри страны. В связи с этим туристический поток на зимний Байкал вырос в разы. За три года озеро посетили более 1 млн туристов. А благодаря социальным сетям и СМИ за пять лет с зимним Байкалом соприкоснулись более 721 млн человек. Однако очередной зимний туристический сезон на великом озере может оказаться под угрозой. Все из-за изменений, внесенных в постановление правительства Приангарья в конце 2020 года. Документ запрещает проезд транспортных средств по озеру вне переправы. Организаторы спортивных и массовых мероприятий столкнулись с остановкой своих традиционных зимних проектов в прошлом году. Сейчас все идет к тому, что ситуация не изменится. Подробнее о новых запретах для туристического бизнеса региона и планах на зимний турсезон — в материале ИА IrkutskMedia.
Как рассказал на выставке "Байкалтур" (12+) генеральный директор туроператора "Байкалика" Алексей Стрелюк, если раньше путешествия на лед Байкала были популярными только у экстремалов, которые готовы ехать в Сибирь зимой, то сегодня лед Байкала — это бренд мирового уровня. За три года озеро в зимний туристический сезон, по официальным данным, посетили 1072470 человек. Однако по факту эта цифра может быть на 50-70% больше. Приход средств от туризма в регион составил более 6,2 млрд рублей.
Благодаря развитию зимнего туризма на Байкале была убрана сезонность работы коллективных средств размещения (КСР), мест общепита и транспортных компаний, создано более 2 тысяч рабочих мест в Ольхонском и Иркутском районах в сфере туризма, сформирован тренд на активный отдых среди местного населения. Люди стали понимать ценность региона и вести себя на порядок выше с точки зрения культуры путешествий.
При этом в конце 2020 года в Иркутской области было принято постановление правительства о внесении изменений в правила охраны жизни людей на водных объектах. Документ запрещает проезд транспортных средств вне переправы. Вне закона, в том числе оказались средства на воздушной подушке, аэролодки и вездеходы-амфибии. Нарушителей постановления могут привлечь к административной ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
"С одной стороны мы имеем туристический бренд мирового уровня, а с другой — данное постановление, которое, по факту, ставит крест на развитии туризма. Поскольку по льду Байкала в Иркутской области не может передвигаться ни одно транспортное средство, кроме аварийно-спасательной техники. Если это начнут контролировать в полную меру, то будут гигантские репутационные риски для региона. Кроме того, документ может ограничить работу 109 туроператоров и 667 КСР, а также приостановить развитие федеральных и региональных проектов. Поэтому сегодня перед органами власти и представителями отрасли стоит задача — найти решения, которые позволят развивать туризм в рамках закона", — подчеркнул Алексей Стрелюк.
В свою очередь первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области Андрей Рябоволов заметил, что нормативный акт был принят исходя из того, что нагрузка на Байкал и другие водные объекты региона ежегодно повышается. Что касается выхода на лед, то здесь также не все экологически чисто. Никто не контролирует, кто и сколько пролил ГСМ на лед. 29 ноября в регионе состоится заседание КЧС, на котором также будет рассмотрен ряд предложений по обеспечению безопасности на водных объектах в 2022 году.
"В апреле первым замгубернатора региона Константином Зайцевым было дано постановление внести изменения в правила. Сейчас они обсуждаются. Также мы выходили на ГУ МЧС по Бурятии, чтобы разработать совместные правила по Байкальской территории. Радикальных мер мы не преследуем и готовы к диалогу. Думаю, что вопрос может быть принят положительно. Но сейчас правила приняты и они должны исполняться всеми", — сказал врио начальника Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области Андрей Карепов.
Председатель профильного комитета при ТПП Восточной Сибири Марина Григорьева также согласилась с представителем "Байкалики" в части разработки путей решения проблемы. Она предложила вновь внести изменения в постановление, законодательно закрепив маршруты, по которым чаще всего ходят туроператоры.
"Нам бы хотелось построить конструктивный диалог между бизнесу и властью, чтобы наша деятельность на Байкале была безопасной. Также важно понимать, если мы все запретим, все будет продолжать работать, но только в серой теневой экономике. Необдуманная езда не приведет ни к чему хорошему. Нужно еще раз посмотреть туристические маршруты, актуализировать их. Провести эту работу совместно с МЧС. И направить обращение в правительство региона, чтобы внести соответствующие изменения в постановление властей", — сообщила Марина Григорьева.
Между тем в соседней Бурятии таких кардинальных мер по запрету выезда транспортных средств на лед вне переправ принято не было. Более того, после каждого зимнего мероприятия на Байкал выезжает специальная группа экспертов, которая проверяет лед на предмет загрязнений. Такого рода действия дают эффект, что события, которые проводятся на льду Байкала, могут быть масштабными и экологичными, а также могут не наносить урон озеру.
"Часто во время моих выступлений на межрегиональных мероприятиях я слышу, что в Иркутской области все жестко и тяжело, а в Бурятии процветает. Но у нас также все сложно. У нас есть понимание на уровне главы республики. И во всяком случае такого законодательного акта о запрете выезда на Байкал — нет. Думаю, что это не только решение, принятое единолично главой, но и планомерная и продуктивная работа общественных организаций и органов власти. Большая просьба к иркутской стороне — применять законодательства в равной мере и брать пример с Бурятии", — отметила руководитель комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП Бурятии Марина Бутюгова.
Глава агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина также подчеркнула, что власти Приангарья готовы вступить в диалог и рассмотреть возможность для внесения изменений в постановление. При этом также важно работать и над пешими маршрутами на Байкале. Процесс должен идти параллельно. Если будет расширена терминология по спецсредствам, то должен быть расширен и реестр маршрутов. Поэтому сегодняшняя встреча — только начало работы.
Добавим, что сегодня в Иркутской области завершается процесс разработки отдельной госпрограммы, направленной на развитие туризма. Там также предусмотрены меры поддержки для туристической отрасли. Программу планируется утвердить к концу года и выйти с поправками на весеннюю сессию. Кроме того, Приангарье намерено подать заявку на участие в конкурсе Ростуризма. Максимальная сумма гранта на создание общественного пространства составит 250 млн рублей. Пока о своем участие в конкурсе заявили только Иркутск и Слюдянка.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко провел заседание совета директоров корпорации "Туризм.РФ". На нем утвердили концепции комплексного развития 11-ти туристических территорий в трех регионах страны — Иркутской области, Республиках Алтай и Бурятия. В заседании также приняли участие главы регионов Олег Хорохордин, Игорь Кобзев, Алексей Цыденов. Развитие туристической инфраструктуры в Приангарье позволит создать порядка 15,9 тысячи новых рабочих мест.