Автобус "ИркутскАвтоТранса"
Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

Век как один миг: "Иркутскавтотранс" связал жизни многих людей

Об истории старейшего предприятия города и развитии системы общественного транспорта - в материале ИА IrkutskMedia

Общество

8.12.2021

Создание системы общественного транспорта — важная часть транспортной инфраструктуры любого города. В Иркутске этим видом транспорта пользуются тысячи пассажиров ежедневно. Так случилось, что юбилейную дату в этом году отмечает не только сам Иркутск, но и главное городское предприятие — МУП "Иркутскавтотранс" г. Иркутска. Ему исполнилось 95 лет. Что произошло за эти годы и как трансформировался правопреемник первой Городской транспортной конторы — в материале ИА IrkutskMedia. 

Век, как один миг

Первые автобусы в Иркутске появились в советское время. В декабре 1925 года из Москвы прибыло четыре шасси автобусов Ford на 10 и 12 мест. Кузова делали в Иркутске, поэтому пуск движения задержался до января 1926 года. Собственно, уже при наличии подвижного состава 15 января 1926 года была создана городская транспортная контора, которая обслуживала территорию нынешнего Правобережного, Октябрьского и Свердловского округов небольшими автобусами марки ЗИС, а также грузовыми и легковыми такси. В то время газеты много писали об этом чуде техники и посвятили появлению общественного транспорта в городе не один материал. 

Первые шассы автобусов поступивгие в Иркутске в 1925 году

Первые шассы автобусов поступивгие в Иркутске в 1925 году. Фото: Скриншот фильма "95 лет МУП "ИркутскАвтоТранс""

"Автобусное сообщение по городу Иркутску откроется 15 января. Установлены две линии. Проезд по всей линии будет стоить 50 копеек. Проезд от остановки к остановке — 10 копеек. Рабочим, служащим и студентам скидка в 50%. В сеть автобусного сообщения на первое время включаются четыре автобуса. Остальные три автобуса будут выпущены по мере развития движения. Автопромторг уже наметил две основных линии, по которым будут рейсировать автобусы", — сообщила газета "Власть труда" 29 декабря 1925 года.

Транспорт был передан с условиями самоокупаемости в течение пяти лет. При среднемесячной заплате в 46 рублей оплата проезда в 50 копеек представлялась довольно высокой. 

Свое последующее название "Иркутская автобаза №2 "Верхлентранса" контора получила в 1944 году. И, в связи с этим, возникают небольшие недопонимания. Кто-то убежден, что предприятие появилось в 1926 году, а другие же предпочитают считать, что с момента присвоения второго названия предприятию. 

В 1949 году городская автобаза № 2 получила два комфортабельных для тех времен автобуса ЗИС-154. Для горожан они стали своего рода аттракционами. За первые 10 дней они перевезли 38 тысяч пассажиров.

Автобусного сообщения в те годы со многими районами не было, например, в аэропорт или предместье Рабочее людям приходилось ходить пешком. 

1 / 3

В начале 1950-х годов количество частных автомобилей исчислялось сотнями. А вот автобусов и такси было по паре десятков. В 1960 году в Иркутске было 217 маршрутных автобусов. Самый массовый автобус конца 1950-х начала 1960-х годов — ЗИЛ-158. Он использовался в том числе и на междугородних рейсах. 

В 1990 году на маршрутах № 2 и № 3 проводился эксперимент, длившийся около одного года. На этих маршрутах для оплаты проезда вместо абонементных билетов, которые в то время использовали для оплаты проезда в автобусах, была введена оплата наличными деньгами водителю.

1 / 2

На автобусах этих маршрутов были сделаны надписи "Экипаж водителей работает по фиксированной выручке. Абонементы не действительны". Эксперимент посчитали неудачным, так как водители не выдавали билетов, и проверить, кто оплатил проезд, а кто нет, было невозможно. 

На самом деле, несмотря на все главные и ключевые моменты развития, история у конторы сложилась довольной непростой. За все время существования она 11 раз переживала реорганизации, меняла юридические формы, формы собственности и, соответственно, объем работ. 

В 2004 году предприятие приобрело нынешнее название и стало называться МУП "Иркутскавтортранс" г. Иркутска.

За всю историю существования предприятия в разные годы работники могли выбрать специальность по душе, ведь им представлялась более 25 направлений работы.

Почти за 100 лет на предприятии проработали тысячи человек. Так или иначе, предприятие связало многие судьбы и подарило возможность работникам стать незабываемой и важной частицей истории. 

Не работа, а мечта

В эту историю вплелись судьбы двух очень интересных людей, для которых работа на предприятии стала реализовавшейся детской мечтой. Они сломали привычные нам стереотипы и доказали, что женщина может стать отличным водителем автобуса. 

Одним серым утром, стоя на остановке, вы увидели тот самый зеленый автобус нужного вам маршрута. Как обычно, зашли в салон, заполненный такими же "жаворонками" как и вы, и вдруг ваше внимание привлек водитель автобуса. И нет, это был не типичный 50-летний мужчина, а очень даже симпатичная молодая женщина, которая встречала каждого пассажира лучезарной улыбкой. Вы удивились, но спрашивать о том, какие повороты судьбы привели ее на водительское место, постеснялись. Тогда об этом расскажем мы.

Знакомьтесь, Ольга Божко. Наша собеседница рассказала, что мечта стать водителем появилась у нее еще в детстве.

Ольга Божко, водитель автобуса

Ольга Божко, водитель автобуса. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

"Мой папа отработал водителем на этом предприятии 40 лет. Иногда он брал меня с собой, и мы отправлялись бороздить дороги города. Тогда, наверное, появилась моя заветная мечта. Когда мне исполнилось 17 лет, в стране наступили трудные времена, коснулись они и нашей семьи. Маму сократили, отцу задерживали зарплату. Пришлось искать работу мне. Не раздумывая долго, я выбрала профессию кондуктора. Водитель, с которым я ездила в рейсы, учил меня управлять автобусом. Помню, что даже помогала ему загонять транспорт в гараж. Тогда же и узнала о том, что в троллейбусном депо организованы курсы — набирают девушек-водителей, но с 21 года. 

Однако вскоре курсы временно закрыли. В те годы пришлось поработать в разных местах. В 2004 году вновь вернули возможность обучения, и я, бросив все, пошла учиться. Несмотря на то, что я работала водителем троллейбуса, мне все равно хотелось сесть именно за руль автобуса. Как-то отец мне сказал, что в "Иркутскавтотрансе" идет набор женщин-водителей. Я, бросив все ради своей мечты, побежала устраиваться", — поделилась собеседница своей историей. 

На вопрос, тяжело ли работать, женщина с улыбкой отвечает, что уже привычно. Ее общий стаж работы водителем — 17 лет. Последние 6 лет она работает в "Иркутскавтотрансе". 

"Работаю постоянно на маршруте № 29 и могу отметить, что там ездят адекватные и вежливые люди. У меня был всего один конфликтный случай с пассажиром, но человек впоследствии пришел, извинился и признал свою неправоту. А вот на подменных маршрутах — всегда по-разному. Бывает, что человек встал не с той ноги, ему нужно на ком-то зло сорвать, а тут как раз водитель подвернулся. Кто впервые едет со мной, часто удивляется, что за рулем женщина. Могу сказать главное, если бы мне не нравилось моя профессия, я бы не работала. И ещё добавлю: самая важная черта — ответственность — у меня в крови. Бывает, и в пример меня ставят", — продолжила рассказ Ольга Божко. 

Водитель отмечает, что на предприятии в основном мужской коллектив, но женщин здесь поддерживают и уважают. 

Как рассказал исполняющий обязанности заместителя директора по организации и обеспечению перевозок Олег Ситников, сейчас в штате много водителей пожилого возраста, кто отработал по 25-30 лет. Приходящую в коллектив молодежь отправляют на стажировку и стараются заинтересовать работой.

Исполняющий обязанности заместителя директора по организации и обеспечению перевозок Олег Ситников

Исполняющий обязанности заместителя директора по организации и обеспечению перевозок Олег Ситников. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

"Нашему предприятию есть что предложить молодежи: стабильность, хорошая зарплата, социальное обеспечение, возможности карьерного роста. В настоящий момент у нас в штате 300 водителей. В целом на предприятии работают 550 человек. Всегда предприятие нуждается в новых кадрах", — отмечает Олег Ситников. 

Во время знакомства с работниками предприятия удалось поговорить и со слесарем Михаилом Хвостовым. Он на предприятии уже восемь лет. 

"Я считаю, что важно найти себе место работы по душе. Я хотел когда-то шофером стать, потом железнодорожником, токарем. Но посчитал, что моя профессия престижнее остальных. Многие торопятся в менеджеры: работать в белых рубашечках, костюмах и туфлях. А мы работаем в робе, горелые все, но получаем огромное удовольствие от работы (смеется). Свою работу делаем красиво и искусно, а главное, что она приносит пользу людям", — поделился Михаил.  

1 / 2

С надеждой смотрим в будущее

Предприятие перевозит пассажиров по 33 муниципальным маршрутам. На всех обслуживаемых маршрутах предоставляется право льготного проезда, доля льготных пассажиров составляет более 35%.

Начальник производственно-технического отдела Марина Базанова рассказала, что сейчас в автобусном парке "Иркутскавтотранса" — 189 автобусов. Из них самортизировано 140. При этом механики предприятия внимательно следят за состоянием техники и при необходимости ремонтируют автобусы, которые ежедневно возят тысячи жителей областного центра с утра до вечера.

Автобусы

Автобусы. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

Девять автобусов спишут уже до конца этого года и еще 10 — в первом квартале 2022-го. А в идеале необходимо списать 119 автобусов до конца этого года и еще 43 — в следующем. В настоящее время на линию по будням выходит 120 автобусов, в субботу их количество сокращается до 80, а по воскресеньям и вовсе иркутян возит 70 единиц техники.

Муниципальное предприятие на сегодняшний день находится в сложном положении именно с технической стороны. Заменить старые автобусы нечем. Но если разом списать устаревший транспорт, то пассажирам просто не на чем будет ездить. Сейчас у предприятия нет средств на закупку новых автобусов даже с учетом субсидирования перевозок. А на полное обновление изношенной части парка техники требуется ни много ни мало 1,4 млрд рублей. 

В честь юбилея и сложившейся текущей обстановки нет лучшего подарка, чем новый транспорт. Депутаты Думы Иркутска обратились к губернатору Приангарья Игорю Кобзеву с предложением выделить 360 млн рублей на закупку новых комфортабельных автобусов для столицы Восточной Сибири. Вопрос на обсуждение депутатов был внесен по инициативе директора МУП "Иркутскавтотранс" г. Иркутска Алексея Колмакова. По его словам, решение технической стороны вопроса позволит не только с уверенностью смотреть в будущее, но и поможет улучшить оперативность доставки пассажиров и повысить комфорт перевозок.