Бархатцы на ваших грядках уже через пару недель после посева - не миф
24 апреля, 11:00
Гороскоп на 25 апреля: Скорионам не срываться, Козерогам проявлять отзывчивость
00:00
Более 200 мероприятий в честь Дня Победы пройдет в Иркутске
24 апреля, 22:13
Лучшие школьники Приангарья впервые заступили на пост у Вечного огня в Иркутске
24 апреля, 21:25
Обзор самых популярных новостей за 24 апреля
24 апреля, 21:00
Ретроградный Плутон и Юпитер в Близнецах: 7 самых опасных дней в мае
24 апреля, 20:00
Депутаты нашли решение собачьего вопроса
24 апреля, 19:37
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы
24 апреля, 19:28
Новые подходы к профориентации выработали при поддержке трека "Моя наставница"
24 апреля, 19:00
Блогер и певец Дава сделал шокирующее признание
24 апреля, 18:45
Электроэнергию частично отключат в Иркутском и Шелеховском районах 25 апреля
24 апреля, 18:35
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты
24 апреля, 18:30
Пенсионерка отравилась угарным газом на пожаре в многоквартирном доме в Ангарске
24 апреля, 18:25
В Иркутске и Маркова ограничат электроснабжение 25 апреля
24 апреля, 18:05
В Приангарье родился котенок-мутант с двумя головами
24 апреля, 18:00
46-летняя женщина получила ожоги в попытке потушить горящий дом в Усолье
24 апреля, 17:44
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы 24 апреля, 19:28
Депутаты ЗС Иркутской области и Хурала Улан-Батора намерены реализовать совместные проекты 24 апреля, 18:30
В Иркутской области автомобили Toyota чаще всего страховали в начале 2024 года 24 апреля, 17:30
Сын сенатора Сергея Брилки намерен стать депутатом думы Иркутска 24 апреля, 12:55
Детскую поликлинику №5 в Иркутске построят по народной программе ЕР 23 апреля, 19:25
Опрос ВТБ: 70% сибиряков пользуются системой быстрых платежей для переводов 23 апреля, 17:38
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 16:56
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 16:15
В думе рассмотрели 16 вопросов на комиссии по собственности и экономической политике 23 апреля, 13:59
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10% 23 апреля, 13:47
Жители Приангарья обратились в контакт-центр "Иркутскэнергосбыта" более 560 тысяч раз 23 апреля, 13:29
Клиенты ПСБ в Иркутске смогут вернуть проценты по потребительским кредитам 23 апреля, 12:25
Игорь Рыморенко покинул пост министра цифрового развития Иркутской области 22 апреля, 21:21
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года 22 апреля, 19:53
Портфель рублевых пассивов ВТБ превысил 7 трлн 22 апреля, 18:04

Королевы автоколонны: женщины-водители автобусов покоряют дороги Иркутска

Анна и Ольга рассказали о том, как реагируют на них пассажиры и какой подарок они хотели бы получить на юбилей "Иркутскавтотранса"
9 декабря 2021, 10:15 Общество
Слева Анна Богданова. Справа Ольга Божко. Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Слева Анна Богданова. Справа Ольга Божко.
Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

Не зря говорят, что русские женщины могут все, только если захотят. В современном мире, как бы то ни было, есть определенный гендерный стереотип, но героинь нашего интервью — Ольгу Божко и Анну Богданову — это совершенно не волнует. Женщины несмотря на общественное мнение исполнили свою мечту детства и сейчас работают водителями автобусов в "Иркутскавтотрансе". В интервью ИА IrkutskMedia они подробно рассказали о том, как складывается их рабочий день, что раздражает и нравится им в их работе. 

— Расскажите, как вы решили стать водителем?

АННА: Когда я была совсем юной, мы часто ездили с семьей на троллейбусе. Мне не только нравилось кататься на транспорте, но еще было интересно наблюдать за водителями. Мне всегда казалось, что у них в кабине очень уютно. Повзрослев, я сменила приоритеты, поступила на юридический факультет доучилась до третьего курса, но потом случился небольшой кризис, и я забросила учебу. В какой-то момент решила, что не смогу быть хорошим юристом. После этого пыталась найти себя. И в итоге совершенно случайно вернулась к мыслям о своей детской мечте. Сначала прошла курсы, а потом стала полноценным водителем троллейбуса. Позже я думала восстановиться на юридический, но уже сильно втянулась в работу и не стала возвращаться. В итоге водила троллейбус 11 лет. В "Иркутскавтотранс" пришла в 2016 году. 

Анна Богданова спустя годы исполнила свою мечту

Анна Богданова спустя годы исполнила свою мечту. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

ОЛЬГА: У меня мечта появилась в детстве, когда папа брал меня с собой, на работу. Кстати, он отработал водителем на этом предприятии 40 лет, в прошлом году вышел на пенсию. Я помню, что он начинал работать на таких круглых желтых ПАЗиках. Я часто забиралась на капот, а иногда он разрешал мне посидеть за рулем. В 1990-х сами знаете, какая ситуация была, поэтому мне пришлось еще подростком идти неофициально работать кондуктором, чтобы помогать семье. После школы я пошла учиться в аграрный техникум на бухгалтера. Но в семье тогда остался работать один только папа. Маму сократили, зарплату отцу задерживали. К тому же у меня еще были два младших брата. Всех надо было прокормить, а еще и одеваться хотелось красиво. Водитель, с которым я ездила, научил меня водить "Жигули", а потом еще и садил меня за руль автобуса. 

О троллейбусных курсах мне рассказала подруга. Мне на тот момент было 17 лет, а пойти учиться можно было только с 21 года. Мне на время пришлось забыть об этом, а когда пришло время, то курсы уже закрыли. Потом спустя время их все-таки открыли, и я смогла выучиться на водителя троллейбуса. Отработав в троллейбусном парке какое-то время, узнала о наборе на курс водителей автобусов, тогда я все бросила и пошла вновь учиться. 

Ольга Божко, водитель автобуса

Ольга Божко, водитель автобуса. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

— Как вы приняли решение перейти на работу в "Иркутскавтотранс"? Где, на ваш взгляд, комфортнее работать? 

АННА: На предыдущем предприятии ("Гортранс") была определенная специфика работы. Как вы знаете, троллейбус двигается по дороге, но ограничен в маневренности проводами, и если случилось какое-либо происшествие, то затор не удастся объехать. Поэтому работать на автобусе комфортнее. 

ОЛЬГА: Определенно в "Иркутскавтотрансе". Условия работы, отношение со стороны начальства и коллектив лучше здесь. Помню, что на предыдущем месте работы, если был нужен выходной, то прежде, чем его получить, ты должна была сначала найти себе замену, потом написать заявление, а после еще и отработать этот день. В "Иркутскавтотрансе" мы можем этот вопрос решить с начальником автоколонны. 

— Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день? 

АННА: Я встаю в 04.00. Рабочий день заканчивается в зависимости от дорожной ситуации. Нам за день нужно выкатать свои рейсы. Я, например, должна сделать шесть кругов. В идеале на дорогу в один конец уходит 40 минут, но такое происходит редко из-за загруженности дорог (ремонт, аварии). На базе мы должны быть в 19.00. 

ОЛЬГА: Я встаю чуть позже Ани, потому что сейчас живу рядом. Раньше, когда жила на Омулевского, то вставала в 04.30, так как в 05.00 уже приезжает дежурная машина. После приезда на базу происходит проверка автобуса, мы проходим медосмотр, а дальше уже отправляемся в рейс. Могу добавить, что сейчас обстановка на дорогах спокойнее, чем два года назад. 

— Вы водите одни и те же марки автобусов? 

ОЛЬГА: У нас за каждым закреплен автобус. У меня ЛиАЗ. Приходилось еще ездить на больших ЛиАЗах и МАЗах, потом еще и на маленьком МАЗе. Чаще всего я езжу на маршрутах № 10, 25, 29. 

АННА: Сейчас я работаю на ПАЗе, а начинала на большом МАЗе. В осенне-зимний период я езжу по маршруту №37. В остальное время меня отправляют на садоводческие. 

— Комфортно ли вам ездить на этих автобусах? Нравится ли вам, так скажем, рабочее место?

АННА: На самом деле, работать на ПАЗике не очень комфортно: он тяжелый в управлении, после смены даже ноги болят. Конечно хочется, чтобы была автоматическая коробка передач. Когда случаются поломки, то автобус может простоять довольно долгое время. Пока запчасти придут, пока их установят и все отладят, проходит порой много времени. В таких случаях, когда есть возможность, нас пересаживают на другой транспорт. Все лето, пока у нас по садоводческим маршрутам ходили большие автобусы, меня направляли на другие маршруты. 

ОЛЬГА: Наша автоколонна использует вместительные и комфортные ЛиАЗы. Иногда также случаются поломки, но их устраняют. 

ПАЗ

ПАЗ. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

— Тяжело ли было ездить по новым, непривычным маршрутам?

АННА: Когда едешь по незнакомому маршруту, то можешь свернуть по ошибке не туда. В такие моменты думаешь: "Почему люди молчали, если видели, что на маршруте новый водитель и он не туда сворачивает?". У меня однажды была такая ситуация. 

ОЛЬГА: У меня было иначе. Пассажиры на садоводческих маршрутах сразу видят нового человека, поэтому часто спрашивают: "А вы знаете куда ехать?". 

— Как первое время к вам относились пассажиры? 

АННА: Когда подъезжала к остановке, то видела по губам, что люди говорили: "Баба за рулем" (смеется). Но постепенно пассажиры начали привыкать. 

ОЛЬГА: В первое время люди реагировали очень эмоционально. Даже по губам читалось: "Смотри, кто за рулем". Помню, что как-то вела автобус по маршруту №10. В салон зашел пассажир и отметил, что за рулем женщина. А при выходе обратился ко мне: "А у нас на 37 маршруте тоже девочка ездит. Анечкой зовут". Любят спрашивать, когда я работаю, а когда Аня. 

— Приходилось ли вам доказывать свою профпригодность перед мужчинами?

ОЛЬГА: Мне приходилось. У нас в профессиональный праздник проводят конкурсы водительского мастерства. Меня как-то попросили поучаствовать в нем. И помню, как выполняла все задания, сдавала упражнения и экзамен на знание ПДД. 

АННА: Мы каждый день это доказываем всем водителям, с которыми сталкиваемся во время рейса. Очень много среди коллег в некоммерческом секторе тех, кто норовит нас "поучить". Но мы показываем им пример нашим аккуратным вождением. 

— Чем на ваш взгляд водитель-женщина отличается от водителя-мужчины?

АННА: Наверное, аккуратностью. Нас часто хвалят за спокойную манеру вождения и плавное торможение. Я и сама, когда пересаживаюсь на общественный транспорт, сразу замечаю водителей, которые ездят не слишком аккуратно.

ОЛЬГА: Самая важная черта — ответственность. Она у меня в крови. Бывает, и в пример меня ставят. На предприятии в основном работает мужской коллектив, но женщин здесь поддерживают и уважают. 

Руль

Руль. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia

— А как ваши близкие реагируют на вашу работу?

АННА: На самом деле спокойно. Но моего мужа, например, спрашивали, как он меня отпустил на такую сложную работу. Дочка несколько раз приходила ко мне кататься по маршруту. Моя мама тоже ездила со мной. Сказали, что хорошо веду автобус.

— Спустя годы не жалеете о том, что сделали такой выбор в жизни? И можно ли сказать, что работа вам приносит удовольствие? 

ОЛЬГА: Нисколько не жалею. Я получаю удовольствие от вождения. Даже некоторые мужчины-пассажиры говорят мне "респект и уважуха". Такие слова очень греют душу. За почти три года работы на маршруте № 29 на мое имя пришло три благодарственных письма от пассажиров. В них говорится, что я езжу быстро и аккуратно, уважительно отношусь к пассажирам и владею ситуацией на дороге. Да и отпуск у нас 56 дней. 

1 / 2

— В этом году у предприятия 95-летний юбилей. Какой бы был самый желанный подарок "Иркутскавтотрансу"?

ОЛЬГА: Я, да и весь наш коллектив очень хотели бы получить новые автобусы. Подвижной состав требует серьезного обновления, поскольку большой процент износа. Только за ноябрь у меня в смену автобус ломался восемь раз.

АННА: У меня в ноябре был учебный отпуск, поэтому не могу сказать сколько было поломок. Но вообще нет такого, чтобы ты отработал хотя бы месяц без поломок. Такого не бывает. Поэтому качественный подвижной состав — это главное, что нужно любому транспортному предприятию. 

Ранее мы писали об истории развития общественного транспорта в Иркутске. О некоторых интересных фактах вы можете прочитать в нашем лонгриде