Александр Дмитриевич Горемыкин
Фото: Из открытых источников

Строгий и созидательный: о генерал-губернаторе Александре Горемыкине

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

Иркутск, как столица Восточной Сибири, всегда был административным центром и резиденцией генерал-губернаторов. От деятельности того или иного управленца напрямую зависело развитие и состояние края и города. Среди многочисленных управленцев Восточно-Сибирского края фигура Иркутского генерал-губернатора Александра Дмитриевича Горемыкина пока остается одной из самых не изученных. За одиннадцать лет управления краем на долю этого человека выпало множество важных событий от восстановления города после Иркутского пожара 1879 года, до строительства Транссибирской железной магистрали и приезда в город первого поезда. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia. 

Иркутский генерал-губернатор Алексей Павлович Игнатьев (предшественник А.Д. Горемыкина) в мае 1889 года получил новое назначение на пост министра Внутренних дел Российской империи. Время его правления было ознаменовано многими начинаниями для Восточной Сибири. Первым делом особое внимание было уделено развитию внутреннего сообщения между уездами и городами, строились новые тракты, открывались водные пути, был создан переселенческий комитет для оказания помощи проходящих переселенцев из Европейской России на Дальний Восток. Проводились исследования, касающиеся вопросов ограничения ссылки и каторги в Восточной Сибири и развития сельского хозяйства.

О прибытии Александра Горемыкина в город отмечено отдельной заметкой в газете "Восточное обозрение":

"В понедельник 25-го сентября, в 4 часа пополудни, иркутский генерал-губернатор генерал-лейтенант А. Д. Горемыкин въехал в город Иркутск, в сопровождение начальника губернии, выехавшего на встречу Его Высокопревосходительству. На московском перевозе через Ангару новый начальник края был встречен по русскому обычаю с хлебом и солью представителями городского общественного управления во главе с заместителем, головой Н.Е. Черных. Затем генерал-лейтенант Горемыкин проехал в генерал-губернаторский дом, где был встречен почетным караулом на подъезде и начальниками отдельных частей в одной из зал. 

Мы слышали, что начальник края выразил уверенность, что представлявшиеся чины будут ревностными помощниками ему по управлению и дал обещание познакомиться ближе с их деятельностью на местах служения каждого". 

А.Д. Горемыкину предстояло продолжить дело графа А.П. Игнатьева. Вдобавок ко всему положительно решился вопрос о строительстве железной дороги через Сибирь на Дальний Восток. Наметившаяся великая стройка не знала подобных прецедентов не только в России, но и во всем мире, что требовало напрячь все ресурсы, интеллектуальные и трудовые возможности этого края.

После неудачной Крымской войны 1853-1856 годов общественное мнение в России о необходимости строительства железных дорог изменилось, было очевидно, что в современных условиях гужевой транспорт не может справляться с необходимым обеспечением армии и флота. Идея строительства железной дороги в Сибирь возникла еще во времена Н.Н. Муравьева-Амурского. Планы правительства начать строительство железной дороги в 1870-х годах так же не увенчались успехом.  Только в 1891 году был заложен первый камень этого великого пути.

С 1889 года в Восточной Сибири начали происходить научные изыскания возможной прокладки железной дороги через Восточную Сибирь. Среди первых мероприятий А.Д. Горемыкина стало посещение Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ВСОРГО) на котором был зачитан доклад господина Волошинова. Из сообщения следовало, что предложение о постройке железнодорожной линии по северной оконечности Байкала "имело совершенно случайный характер и было основано лишь на тех скудных данных, которые имеются об этой почти совсем неисследованной местности в географической литературе". Автор доклада отмечал, что прокладка железной дороги через северную оконечность Байкала потребует строительство пяти мостов через большие реки, строительство туннелей через горные хребты и перевалы, что повлечет большие траты.

В срочном порядке были выделены деньги на новые изыскания по местам для прокладки Транссибирской железной магистрали, строительство которой в Восточной Сибири должно было начаться в 1895-1896 годах.

Ознакомившись с результатами работы аграрной комиссии за предшествующий период А.Д. Горемыкин создал комитет, который занимался развитием сельского хозяйства в регионе. Среди главнейших задач нового учреждения было распространение усовершенствованных орудий труда, предоставление населению лучших хлебных семян, учреждение сельскохозяйственных школ и образцовых ферм, куда были организованы экскурсии для крестьян.

Большое внимание крестьянскому и инородческому вопросу уделял Государственный совет, учреждалась в Восточной Сибири новая должность государственного чиновника по крестьянским делам. С 1894 года этой работой руководил известный российский историк и председатель центрального исполнительного комитета партии Конституционных демократов (кадеты) Александр Александрович Корнилов. Он достаточно быстро завязал дружественные отношения с генерал-губернатором и оставил достаточно интересные воспоминания о работе под руководством А.Д. Горемыкина.

"Вообще надо сказать, что натуральные повинности в Сибири по своей тяжести далеко превосходили весь размер денежных повинностей и оброков, лежавших на крестьянском населении. Самою тяжелою из этих повинностей, до постройки Сибирской железной дороги, была повинность по содержанию в порядке Большого сибирского тракта, лежавшая всецело на плечах населения огромных уездов, через которые тракт этот пролегал.

Стараниями местного начальства тракт этот был приведен почти весь в состояние шоссированной дороги, о чем особенно позаботилось сибирское начальство перед проездом по этому тракту наследника-цесаревича в 1891 году. С тех пор содержание этого тракта в полном порядке стало одним из коньков главной сибирской администрации. Между тем по тракту этому в то время постоянно шли нескончаемые обозы, сильно его выбивавшие.

И вот, для починки этого тракта, ежегодно в июне месяце назначались огромные наряды крестьян, причем некоторым из них приходилось являться с телегами, лошадьми и инструментами иной раз за 400 верст и более и проводить на тракте за работой по нескольку недель времени в самое дорогое для крестьянина время укоса травы".

А.А. Корнилов будучи одним из идеологов партии кадетов неоднократно просил смягчить судьбу политических ссыльных, на что получал одобрение со стороны А.Д. Горемыкина. В тоже время генерал-губернатора нельзя было назвать человеком лояльным к политическим преступникам и революционерам. Он лично цензурировал газету "Восточное обозрение" и, надо сказать, цензуровал очень строго.

А.А. Корнилов принимал участие в редакции этой газеты, что было известно генерал-губернатору, который однажды за обедом сказал Корнилову: "Умный человек у вас Зайчневский (главный редактор газеты) и с большим интересом читаю я всегда его статьи по иностранной политике, — но только чудак! Охота же ему писать так много для меня, единственного читателя, потому что ведь почти все, что он пишет, я велю зачеркнуть красными чернилами".

Анализируя воспоминания о А.Д. Горемыкине, А.А. Корнилов говорил, что создавалось впечатление внутренней борьбы в душе генерал-губернатора между "нельзя по закону", но "жалко по-человечески" и где-то там в глубине дремал "компромисс" между государственно-рациональным и житейски-идеальным. 

Это отражалось на отношении А.Д. Горемыкина к политическим ссыльным, которых с первых дней своего назначения курировал глава края, особенно в части соблюдения законодательства в отношении этой категории населения. При этом он заявил: "Государственные ссыльные — враги моего государя, а потому и мои враги. Никаких льгот им не давать" (речь шла о возможности свободного передвижения по губерниям). И далее начальник края потребовал, чтобы любое передвижение политических ссыльных могло осуществляться лишь с его разрешения. 

В то же время он не был противником участия ссыльных в государственных проектах и даже наоборот, поощрял их участие. Так, в 1894-1896 годах началась одна из самых больших научных экспедиций ВСОРГО получившая название "Якутская" и иногда именуемая "Сибиряковская" среди ученых-исследователей было большое количество ссыльных, принявших работу с одобрения генерал-губернатора.

По этому поводу А.Д. Горемыкин говорил — "для науки я все готов сделать — и вообще поступившему на службу. Считаю, что занятому человеку некогда заниматься революцией". 

Современникам Горемыкин запомнился как чиновник, честный в бюрократическом смысле, т. е. непричастный к воровству. В бытовом плане иркутский генерал-губернатор считался человеком неприхотливым, жил скромно, что особенно бросалось в глаза после широкой жизни его предшественника А.П. Игнатьева. Воспитанный на русских армейских традициях, он не признавал чиновничьей помпезности. В своих прогулках по городу он лично проявлял интерес к аспектам социальной жизни его жителей. 

Особенно трепетное отношение у генерал-губернатора было к образованию и учителям. В его отчетах направленные на имя императора встречаются фразы, посвященные проблемам образования среди местного крестьянства и инородческого населения:

"…Для большей очевидности крестьянскому и инородческому населению Сибири той пользы, какую может принести школа в практической его жизни, необходимо не ограничиваться насаждением посредством школы одной грамотности, как средства в глазах обучаемых пристроиться так или иначе к писарским занятиям, но выдвинуть на подобающее место интересы земледелия и промыслового труда и домашней обстановки населения…".

"…Чем шире знания, тем разнообразнее их применение для массы населения, проходящей только начальную школу, обучение должно, во-первых, утверждать в народе "веру и верность" (Император поставил отметку "Совершенно уверен"), а затем иметь ближайшею целью выяснить крестьянину и городскому простолюдину условия и средства к развитию его производства и домашнего благосостояния. При этом прилагать все старания, чтобы обучаемые не отрывались от среды, к которой они принадлежат…"

Неслучайно он выдвинул тезис, что чем устойчивее (финансово) будет положение сельского учителя, тем с большей преданностью он будет заниматься и школьным делом, и обработкой школьного участка как учебно-опытного полигона, а значит, тем больше пользы он принесет и своим ученикам, и их родителям. А.Д. Горемыкин выступил новатором. Он предложил дифференцировать жалованье сельского учителя по разрядам. Причем, каждый следующий разряд повышал бы его жалованье на 50% по сравнению с предыдущим. Прибавки не должны зависеть от разряда или местоположения школы, должны назначаться учителю лично "во внимание его успешным занятиям в школе и к удовлетворительному ведению земледельческого хозяйства на участке".

Пожалуй, самым ярким событием периода правления генерал-губернатора А.Д. Горемыкина стало строительство Среднесибирского участка Транссибирской железной магистрали протяженностью в 1839 км, которая была сооружена к 1899 году, а к лету 1900 года было закончено строительство и Забайкальской дороги протяженностью 1105 км от станции Мысовой на берегу Байкала до станции Сретенск на реке Шилке через Яблоновый перевал. Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898 года. 

Прибытие первого поезда в Иркутск

Прибытие первого поезда в Иркутск. Фото: Из открытых источников

Следует отметить, что А.Д. Горемыкин по мнению современников, был одним из лучших начальников края.

По его инициативе привлекался крупный частный капитал для благоустройства и развития города, пострадавшего после пожара 1879 года. В Иркутске в 1894-1897 годах было возведено каменное здание городского театра, который сейчас является украшением города.

Городской театр

Городской театр. Фото: Из открытых источников

Он же возглавил театрально-строительный комитет. В 1894 году открыт новый Казанский кафедральный собор. В 1895 году была открыта детская Ивано-Матренинская больница.

2 апреля 1900 года высочайшим указом А.Д. Горемыкин был назначен членом Государственного Совета и отбыл в Санкт-Петербург. После его отъезда из Иркутска в знак искренней признательности городского общества "за заботы и содействие к устройству театра в Иркутске" по ходатайству Городской Думы ему 25 января 1901 года присвоено звание Почетного гражданина города.

Справка:

ГОРЕМЫКИН Александр Дмитриевич происходил из старинного дворянского рода, корни которого уходят еще во времена Алексея Михайловича Романова (Тишайшего). Родился 16 января 1832 года в Санкт-Петербурге, образование получил в Аракчеевском и Первом кадетских корпусах, службу начал в гвардии. Участвовал в сражениях Крымской войны (1853-1856 годах). После окончания академии Генерального штаба занимал различные штабные должности. В 1864 году участвовал в подавлении польского восстания, а позднее занимался административной деятельностью, возглавляя комиссию по крестьянским делам. 

В 1866 году в чине генерал-майора определен Подольским губернатором. В 1870–1880-х годах находился на различных командных должностях в южной группе российских войск, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. С мая 1889 по апрель 1900 года исполнял обязанности Иркутского генерал-губернатора, в должности которого находился одиннадцать лет. За службу был удостоен высшего российского ордена Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками. Умер 8 июня 1904 года.

130192
Это интересно