Иркутская область занимает первое место в России по количеству детей-сирот. В регионе проживает 15230 таких ребятишек. Кроме того, в регионе на протяжении 8 лет наблюдается ежегодный прирост на 3% детей-сирот, включенных в список на обеспечение жилыми помещениями. Таким образом, к 2025 году их количество достигнет около 1,5 тысячи человек. Работу по предоставлению жилья детям-сиротам в 2019-2020 годах и проанализировала контрольно-счетная палата Иркутской области. В частности было выяснено, что в 2020 году Минимущество собиралось закупить жилые помещения для детей-сирот в тех городах, в которых не было такой нужды. Кроме того, некоторые квартиры были куплены в переоборудованных общежитиях, а то и вовсе в аварийных домах, пишет ИА IrkutskMedia.
Аудитор КСП Юлия Махтина рассказала, что с 2019 по 2020 год Минимуществом Иркутской области было исполнено Всего за 2 года Минимуществом области заключено 164 контракта на приобретение 1017 квартир на территории 17 муниципальных образований на общую сумму более 1,4 млрд рублей. В процессе исполнения контрактов семь из них были расторгнуты, действие четырех контрактов, заключенных в 2020 году, было пролонгировано на 2021 год. Приобретение осуществлялось на первичном и вторичном рынках жилья. Проведенный анализ показал, что основная часть квартир была приобретена в городах Усолье-Сибирское, Ангарск, Братск, Зима, Усть-Илимск, Слюдянка, Свирск, где средняя стоимость одного кв. метра квартир ниже, чем в областном центре.
В зависимости от территории цена варьировалась от 20,3 до 60,3 тысяч рублей за квадратный метр. В целом средняя стоимость приобретенных жилых помещений составила 36 тысяч рублей за квадрат в 2019 году и 38 тысяч рублей в 2020-м. При этом расчет субсидий из федерального бюджета осуществлялся исходя из нормативной стоимости кв. метра жилья, составляющей 40 и 45 тысяч рублей соответственно, что на 11% выше, чем средняя стоимость кв. метра, приобретенных жилых помещений.
В ходе проведенного аудита в сфере закупок установлено, что сложившаяся в 2019-2020 годах практика закупок жилых помещений для детей-сирот не соответствовала отдельным требованиям законодательства в сфере закупок, содержала признаки не соблюдения требований закона о защите конкуренции. Часть закупок, осуществлена с несоблюдением принципа эффективности осуществления закупки, что создавало риски неэффективного и неэкономного использования бюджетных средств, сообщила аудитор:
- Минимущества объединяли в одну закупку приобретение нескольких жилых помещений (от двух до 30 квартир за раз);
- Не применяли такой способ закупки как запрос предложений. При этом способе покупается не самое дешевое предлагаемое жилое помещение, а то, которое лучше всего подходит под установленные нормами характеристики;
- Устанавливали неверное описание предмета закупки в части требований по нормативу общей площади. По установленным нормам, общая площадь приобретаемого помещения должна составлять 33 кв. метра (+/— 5 кв. метров), а Минимущество включало требования о площади в закупку от 25 до 43 кв. метров.
- После заключения контрактов по соглашению сторон путем заключения дополнительных соглашений осуществлялась замена приобретенных жилых помещений.
По итогам визуальных осмотров 295 приобретенных жилых помещений для детей-сирот в Иркутской области КСП установила нарушения как в приобретенном первичном жилье, так и во вторичном. В первом случае Минимущество Иркутской области приобрело более 25% жилых помещений в одном МКД. Во втором случае, при покупке жилья на вторичном рынке Минимущество области приобрело жилые помещения без должного ремонта и не обращая внимание на уровень износа МКД и месторасположение.
Также как выяснили аудиторы, министерство предоставляло детям-сиротам жилые помещения в бывших общежитиях коридорного типа (жилые помещения с проведенной незаконной перепланировкой), а также в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Те дома, которые были приобретены региональным Минимуществом в бывших общежитиях в Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово, Зиме были подвержены перепланировке: перенос дверных проемов, переустройство инженерных сетей, устройство санузлов и т.д. При этом по информации городских администраций, разрешений на перепланировку помещений не выдавалось, а значит собственникам необходимо будет вернуть указанные помещения в первоначальный вид.
"У меня просьба к правительству Иркутской области, принять меры в отношении этих квартир и переселить детей-сирот в надлежащие жилые помещения. Есть 16 жилых помещений, которые посмотрели только мы, но ведь везде наблюдается одна и та же ситуация. Две комнаты коридорного типа, санузел с неработающей сантехникой и неузаконенная перепланировка", — сказала Юлия Махтина.
По словам аудитора, такой объем нарушений обусловлен тем, что Минимуществом Иркутской области не был осуществлен должный контроль при осуществлении закупки жилых помещений. Не осуществлялась экспертиза приобретенных жилых помещений, в отдельных случаях подписание актов о приеме жилья осуществлялось даже без проведения осмотров. Претензии в адрес застройщиков при приобретении некачественного жилья не направлялись. Все это результат закупок, в рамках которых приобреталось сразу по 30 жилых помещений.
Кроме того, установлено, что в нарушении требований закона, формирование жилого фонда осуществлялось Минимуществом Иркутской области произвольным образом, не основанным на информации Минсоцразвития Иркутской области о месте жительства детей-сирот. Так, к примеру, Минимущество планировало приобрести в 2020 году в Шелехове 172 жилых помещения для детей-сирот, при том, что в очереди на жилье в этом городе из их числа стояло всего три человека. В Слюдянке и Байкальске планировалось приобрести 53 жилых помещения, в то время как в очереди стоял всего один человек.
Таким образом, количество приобретаемых жилых помещений и количество детей-сирот, которые по закону претендовали на жилье по области сошлось (согласно установленному плану), но не было учтено место жительства этих ребятишек.
Распределение жилых помещений для детей-сирот по населенным пунктам Приангарья. Фото: Скриншот с трансляции комиссии по контрольной деятельности
Как показала проверка, приобретение жилых помещений без соблюдения очередности и потребности приводила к случаям побуждения детей-сирот к смене места жительства, что повлекло к массовым отказам от квартир и простаиванию жилого фонда длительное время (от 4-х до 18 месяцев).
Помимо этого, из-за длительного ожидания получения жилых помещений дети-сироты обращались в суд. По состоянию на 1 января 2021 года в Минимуществе Иркутской области имелось 167 неисполненных судебных решений, большинство из которых вступило в силу до 2019 года. В основном решения содержат требования по предоставлению жилых помещений в Иркутске и Ангарске. За изученный аудиторами период в рамках исполнения судебных решений предоставлено 69 жилых помещений и семь человек получили социальную выплату.
Юлия Махтина отметила, что на протяжении последних нескольких лет в ходе проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий КСП неоднократно высказывала предложение о передачи полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями министерству строительства Иркутской области, но данное предложение региональным правительством не поддерживалось.
Глава Минимущества Иркутской области Марина Быргазова отметила, что многие замечания, которые высказала КСП ей уже известны, но она не согласилась с тем, что такая критическая ситуация с жильем для детей-сирот наблюдается повсеместно. Из 785 квартир, купленных по контрактам, только несколько жилых помещений с серьезными нарушениями. Марина Быргазова сказала, что адреса, которые предоставлены в акте проверки КСП, сейчас отрабатываются, а сотрудники, которые допустили эти нарушения, уже не работают в министерстве.
"По этим сиротским домам у нас была установлена персональная ответственность, но когда наших сотрудников правоохранители начали "прижимать" по этому вопросу, начались массовые увольнения. Потому что это тяжелая тема и никто не хочет нести ответственность за это. Поэтому на сегодняшний день персональную ответственность по этому вопросу несу я. Стараюсь все урегулировать, но люди увольняются, потому что Следственный комитет проводит проверки с декабря прошлого года. Коллеги из других регионов рассказали, что у них также проходят постоянные проверки", — рассказала Быргазова.
Кроме того, Марина Быргазова рассказала, что неосвоенных денег на покупку жилья для детей-сирот в 2021 году оказалось 154 млн рублей из федерального и 63 млн рублей из областного бюджета. В 2021 году было проведено 852 аукциона на приобретение жилья на сумму 2,5 млрд рублей. А лимитированная сумма на приобретение — 1,113 млрд рублей. То есть 368 аукционов не состоялось. Федеральные неосвоенные средства в итоге ушли безвозвратно.
"Из них нам вернут только 16 млн рублей, которыми мы закроем контракт по приобретению жилых помещений в новостройках в Черемхово в мае. Сейчас эти дома стоят готовые, но контракт не закрыт, так как не благоустроена территория вокруг домов", — добавила министр.
Парламентарии и аудиторы обратили внимание на необходимость ускорения темпов обеспечения детей-сирот жильем. Согласно поручению председателя
правительства РФ, накопившуюся по состоянию на 1 января 2020 года очередность необходимо ликвидировать до 2025 года. Для решения проблемы в Иркутской области ориентировочный объем финансирования до 2025 года должен составить 24,5 млрд рублей, вместе с тем по программе "Доступное жилье" до 2024 года предусмотрено на это 5,9 млрд рублей.
По итогам обсуждения было отмечено, что составлен план устранения нарушений, выявленных аудиторами, часть из них уже учтена в работе министерства имущественных отношений. Члены комиссии по контрольной деятельности приняли решение оставить данную тему на контроле и вернуться к обсуждению 21 февраля 2022 года.
Ранее агентство сообщало, что Министерство имущественных отношений Иркутской области признало, что недовыполнило план по предоставлению жилья детям-сиротам. В 2021 году правительство региона обеспечило жилыми помещениями 1213 детей-сирот или 95% от плана. Всего было предоставлено 1057 квартир из 1122 запланированных. Кроме того, из запланированных на приобретение жилых помещений средств Минимущества региона были реализованы 895,296 млн рублей или 86,2%.