Четыре года назад, 20 декабря 2017 года, торжественно сдали в эксплуатацию областную автодорогу Тайшет-Чуна-Братск. Последние 38 км, со 117-го по 155-й км дороги, соединили построенные раньше участки со стороны Тайшета и Братска. Люди, перевозчики, предприятия и организации получили прямой выход на Братск. А жители отдаленных уголков Чунского района — круглогодичное сообщение с районным центром. На торжественной сдаче дороги присутствовал и человек, во многом благодаря которому это сбылось — депутат Законодательного собрания Иркутской области, заместитель секретаря ИРО партии "Единая Россия" по проектной работе Наталья Дикусарова. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу ЕР.
Стройка
История у дороги непростая и долгая. Ее начинали строить в 80-х годах прошлого столетия, при строительстве БАМа, но "незавершенку" отложили на неопределенное время. Потом стройка продолжалась участками. В 2005 году сдали 8 км, в 2006 — около 21 км, в 2013 построено еще 8, и дорога дошла до Сосновки. В 2015-м сдали 11 км и довели дорогу до Чукши. Последний разрыв в 38 км начали строить в 2016 году. В декабре 2017-го дорогу сдали. Расстояние между Тайшетом и Братском сократилось на 280 км.
Мало кто знает, какой ценой дался этот последний участок. Самый трудный, самый дорогостоящий, который приходилось "с нуля" пробивать по тайге, укреплять грунт, сыпать высокие насыпи. Смета — больше 3,5 млрд рублей. Такие затраты в области считали нерациональными, несмотря на то, что основная часть дороги уже была готова. Это продолжалось, пока молодой депутат Наталья Дикусарова, впервые избранная в Заксобрание в 2008 году, не стала работать над вопросом сквозного проезда из Тайшет на Братск. В первую очередь, в интересах Чунского района.
"В те годы, уже будучи депутатом, я ездила в Таргиз и дальше по этой ветке не напрямую и не тогда, когда было нужно. А только когда было можно проехать — по зимнику или на электричке. В таких условиях люди из Таргизского МО жили постоянно, со всеми вытекающими последствиями. Тогда я решила разобраться с этой дорогой, посмотреть, как с ней можно работать. Очень долго занималась вопросом, очень долго пришлось спорить до хрипоты, доказывать и убеждать правительство региона, что району эта дорога жизненно важна.
А мне говорили, что есть другие, более важные направления в более населенных территориях. Я видела и государственные процессы — открытие медцентров и филиалов вузов в Братске, и дорога становилась нужной уже не только Чунскому, но и Тайшетскому и Братскому районам. И продолжала настаивать. Через несколько лет меня все же услышали, но это далось тяжело. А в памятном 2019 году, когда пришел паводок, все убедились в правильности решения. В Тулуне затопило участок федеральной трассы, и дорога Тайшет-Чуна-Братск долго оставалась единственной для проезда автотранспорта между районами", — вспоминает Наталья Дикусарова.
Шел 2012 год. Правительство выделило весомую сумму на проект, дорога вошла в федеральную программу. Ни одна коммерческая структура не помогала доказывать нужность дороги, не вложилась ни в проект, ни в строительство, поэтому безосновательны слухи, что дорога сделана "для лесников". Она сделана для людей. Все населенные пункты района соединились с районным центром. Все отдаленные ФАПы оснащены машинами скорой помощи, а раньше, без дороги, это не имело смысла. Закрыт проблемный железнодорожный переезд между Лесогорском и Чуной, с крутым поворотом и горкой, с которой по гололеду скатывались машины. Теперь все ездят через виадук. Забылось все — и "отрезанность" от райцентра, и опасный переезд.
Капитальный ремонт
На церемонии сдачи дороги в 2017 году Наталья Дикусарова сказала: "В строительстве дороги Тайшет-Чуна-Братск мы ставим не точку, а запятую. Новые километры прекрасны, но вся дорога в комплексе еще очень далека от совершенства. Сейчас необходимо отремонтировать участки на выезде из Братска и дорогу между Тайшетом и Чуной. Эти отрезки были построены давно, теперь же их нужно привести в порядок". Депутат имела в виду и будущий асфальт по всем 244 км трассы.
Изначально дорогу проектировали "под гравий". На вопрос депутата — почему бы не сразу сделать асфальт? — специалисты-дорожники ответили: дорога должна "устояться". Разные почвы, пески, высокие насыпи, сложный ландшафт, сибирский климат — с этим нужно считаться. Профессионалы оказались правы. Даже сейчас периодически дорогу ремонтируют "по гарантии".
Но сегодня пришло время совершенно другого подхода к этой дороге. Об асфальте говорят и мэры территорий, жители, и здравый смысл. Но сначала — капремонт. Вновь пришлось долго и упорно дискутировать с коллегами из правительства, доказывать свою точку зрения. Наталья Дикусарова написала парламентский запрос. Это позволяет более жестко держать держать вопрос на контроле. Инициативу поддержал и губернатор Игорь Кобзев. Он назвал реконструкцию трассы стратегической задачей.
Планы на асфальт
А минувшим летом Наталье Дикусаровой удалось впервые организовать комиссионное обследование трассы от начала и до конца. Рабочая группа в составе Натальи Дикусаровой, руководителя областной Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Юлии Гординой, специалистов Минстроя и Дорожной службы, директора Тайшетского филиала Дорожной службы Иркутской области Андрея Безруких, мэров территорий, специалистов, подрядчиков обследовала буквально каждый километр. Итогом поездки стали решения по дополнительному обслуживанию дороги, выполнению гарантийных обязательств и четкий план капремонта с указанием работ, затрат и сроков на конкретных участках. Расходы предстоят очень серьезные, включая сами работы и их проектирование.
Ближайшие мероприятия — неотложные. Это капремонт дороги и трех аварийных мостов на 82-89 км. Если хотя бы один мост окончательно придет в негодность, трассу перекроют. Проект на этот участок сейчас в экспертизе, начало работы запланировано на 2022 год.
Готовятся к конкурсным процедурам по определению подрядчика документы на участок 11-31 км. Начало работ тоже 2022 год.
Также на очереди экспертиза проектов капремонта двух участков в Братском районе: 215-220 и 220-244 км. Документы разработаны, вскоре будут направлены на госэкспертизу. Средства на реконструкцию второго из них -220-244 км — уже в бюджете на 2023-2024 годы.
"Цель — сделать из "Тайшетки" образцовую трассу — очень трудная и масштабная. Но мы будем следить за тем, чтобы все участки были включены в программу и все сроки выполнялись. Будет и постоянный депутатский контроль. Я часто езжу по этой дороге, знаю и испытываю на себе ее состояние. И благодарна коллегам из правительства, губернатору Игорю Ивановичу Кобзеву за внимание к автодороге и принятые решения. Многие вопросы начали решаться в рамках нового совместного подхода. Первые результаты появились уже прошлой осенью, остальные обязательно будут. Все нужные управленческие решения приняты", — отмечает Наталья Дикусарова.
Подробно расписаны в плане и остальные этапы. Как пояснила депутат, главное — к трассе Тайшет-Чуна-Братск удалось привлечь внимание и включить ее в опорную дорожную сеть РФ. А это — возможность получить федеральные средства на ее ремонт и асфальтирование, привести к федеральному стандарту.