26 января 1822 года было образовано Восточно-Сибирское генерал-губернаторство. Этому событию предшествовала долгая ревизия сибирских губерний и городов Михаилом Михайловичем Сперанским. Сибирь, на которую в правительственных кругах смотрели как на случайно доставшуюся колонию, место ссылки и каторги, не могла развиваться с таким подходом. Михаил Сперанский реформировал бюрократический аппарат во вверенном ему регионе, им был разработан ряд законов, затрагивающих все сферы гражданской и военной жизни, что способствовало развитию региона в краткосрочной перспективе. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Присоединенное Сибирское царство требовало создания особого контроля и управления этой территорией, которое разумно сочетало бы централизованное и региональное управление в крае. В первые десятилетия наилучшей и приемлемой формой для сочетания государственного централизма и местного регионализма стала приказно-воеводская система управления. Центральную власть представлял Посольский приказ (с 1637 года Сибирский приказ), а региональную воеводская канцелярия. В ведение Сибирского приказа входило назначение воевод, создание военных отрядов, обеспечение их вооружением, правосудие в отношении русского и коренного населения, прием, хранение и реализация пушнины на европейском рынке и другое.
Воеводы, назначенные на должность в Сибири, имели неограниченные полномочия. Они совмещали в себе судебную и исполнительную власть, под их началом находились "чиновничьи люди" и вооруженные отряды. Такая широта полномочий вскружила голову не одному сибирскому воеводе, которые видели себя полновластными правителями. Воеводство было доходным делом, и многие дворяне отправлялись в Сибирь, чтобы "поправить" свое материальное положение. Одним из методов борьбы со сложившейся ситуацией — частая смена воевод.
Территориальное управление России во второй половине XVII века показало свою неэффективность и в период Петровских преобразований, именным указом в 1708 году было объявлено о разделение государства на восемь губерний, самой большой из которых стала Сибирская. Первым Сибирским губернатором стал Матвей Петрович Гагарин.
По задумке Петра I, чтобы все властные полномочия не были сосредоточены в руках губернатора, на помощь ему учреждались еще четыре должности "губернаторские персоны": обер-комендант (командир всех вооруженных сил), обер-комиссар (ответственным за денежные сборы), обер-провиантом (ответственный за сбор хлеба), обер-ландтрихтером (ответственный за юстиции). В реальности ни одна из этих должностей не была введена.
Пользуясь своим служебным положением Матвей Гагарин подбирал к себе на службу "своих" людей, среди которых было три племянника и один свояк. По документам, губернской канцелярией руководил всего один губернатор с жалованием в 1200 рублей и 600 пудов хлеба. Губернатор назначал комендантов в города (гражданский и военный управляющий) и ландратов (гражданский управляющий), которые ему полностью подчинялись. С одной стороны преобразования Петра I положили начало бюрократизации общества, с другой стороны полномочия, ранее распределенные в посольском приказе, теперь передавались полностью губернатору. Однако частые злоупотребления и доносы на Гагарина привели к тому, что в январе 1719 года он был отстранен от этой должности, а позднее осужден и казнен.
Первый губернатор Сибири Матвей Петрович Гагарин. Фото: Из открытых источников
После снятия его с должности в Сибири происходит следующая реформа административного управления. С 1719 года Сибирская губерния была поделена на три провинции: две в приуралье (Вятская и Соликамская) и одна Сибирская с центром в Тобольске. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (бывшие уезды). В 1724 году из Тобольской провинции выделилось еще две — Иркутская и Енисейская.
В 1736 году единая Сибирская губерния из-за своей огромной территории была разделена на две не зависимые друг от друга административные единицы.
В ведении Сибирского губернатора остались Тобольская и Енисейская провинции. Иркутская губерния была вверена особому вице-губернатору, подчиненному напрямую Сибирскому приказу. Так было положено начало административного размежевания Сибири на Восточную и Западную.
В 1775 году Екатерана II учредила в Сибири три наместничества — Иркутское, Колыванское и Тобольское, которые делились на области. Согласно этой реформе, кроме административного деления были заложены основы дворянского самоуправления и его контроля над местной административной властью, но эти начинания в Сибири не прижились ввиду отсутствия и малочисленности дворянства.
В 1796 году наместничества были упразднены, а сибирский регион был разделен на две губернии — Тобольскую и Иркутскую губернии. В таком административном делении Сибирь просуществовала всего семь лет и уже в 1803 году было образовано Сибирское генерал-губернаторство.
Довольно частое административное реформирование Сибири на протяжение XVIII века было обусловлено рядом причин: ростом населения Сибири и отдельных городов, появлением новых административных центров, низкой эффективностью управления, территориальными размерами губерний. В правительственных кругах существовало понимание необходимости выработки общих начал в административной политике для окраин государства. Главным устремлением новой "окраинной" политики декларировалось "спаять" их с Центральной Россией.
Это планировалось достичь распространением общероссийских законов на окраины империи, усилением переселенческой политики, насаждения в крае русского дворянства и чиновничества. Все эти меры предполагалось осуществлять постепенно, учитывая местную специфику.
Серьезное воздействие на правительственную политику в Сибири оказывали господствующие в то время теоретические представления. Наука и колониальная практика гласила, что со временем колонии стремятся к независимости. Филипп Филиппович Вигель, проехавший через Сибирь в 1805 году в составе посольства графа Юрия Александровича Головкина в Китай, не только описал свои впечатления от увиденного им края, но и представил некий прогноз на будущее.
Мемуарист, участник посольства Ю.А. Головкина в Китай Филипп Филиппович Вигель. Фото: Из открытых источников
По его мнению, активная британская политика в американских колониях сослужила плохую службу метрополии, и Англия не только утратила эти колонии, но и обрела в их лице опасных соперников.
Другое дело Россия, убеждал Вигель, которая смотрела на Сибирь, "как богатая барыня на дальнее поместье, случайно ей доставшееся, куда она никогда не заглядывала, управление коего совершенно вверено приказчикам, более или менее честным, более или менее искусным. Поместье всегда исправно платит оброк золотом, серебром, железом, мехами: ей только и надобно; о нравственном и политическом состоянии его заботиться".
Такое дремотное состояние Сибири он считал только на пользу России, "поэтому не стоит особо хлопотать, а все полезное придет само собой. Именно это обеспечило то, что все осталось в руках государства, а не было разбазарено частным лицам. Поэтому Сибирь, как медведь, сидит на привязи у России". Однако в будущем, рассуждал далее Вигель, "Сибирь будет полезна России как огромный запас земли для быстро растущего русского населения, а "Сибирский вопрос" решится сам собой".
К сожалению, это было достаточно расхожее мнение в аристократических кругах Российской империи в первой половине XIX века.
Царское правительство было озабочено поиском оптимального административно-территориального устройства империи, стремилось найти пути и способы реорганизации местного аппарата управления. Вместе с тем, следующее административное преобразование произошло благодаря ревизии 1819 года, которую возглавлял Михаил Михайлович Сперанский. Необходимость ревизии в Сибирском генерал-губернаторстве назрела уже давно.
Во-первых, непрекращающиеся жалобы о злоупотреблениях сибирских чиновников, безнаказанность местной администрации подрывала в глазах населения авторитет царской власти. Во-вторых, дополнительные поборы местных чиновников подрывали финансовые возможности местного населения, что было не в интересах имперской власти. В-третьих, ревизия должна была выявить новые возможности повышения доходности края, успокоить население и установить новые порядки.
Российский реформатор Михаил Михайлович Сперанский. Фото: Из открытых источников
Ревизией Сибири было поручено заняться Михаилу Михайловичу Сперанскому, находившемуся в опале, и тогда занимавшему скромный пост пензенского губернатора. Отправляясь в Сибирь в 1819 году он так описывал свои первые впечатления:
"Сибирь есть просто Сибирь, т.е прекрасное место для ссылочных, выгодное для некоторых частей торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для установления собственности, твердой, основанной на хлебопашестве, фабриках и внутренней торговле".
Хотя Сперанский и был назначен генерал-губернатором, но его пребывание оговаривалось как временное — год-полтора. Получив назначение, он отчетливо сознавал, что при существующих порядках управлять губернией он не сможет. В письме Алексею Аркадьевичу Столыпину он писал: "Как вы могли представить, что я пущусь управлять Сибирью, коею никто и никогда управлять не мог?".
Михаил Сперанский лично объехал большую часть Сибири, посетил кроме губернских городов Омск, Верхнеудинск, Кяхту, Семипалатинск и другие. Ревизия выявила вопиющие случаи казнокрадства, произвола и взяточничества. Для расследования наиболее важных дел были созданы комиссии: Нижнеудинская, Верхнеудинская, Иркутская и другие. Специальные чиновники были отправлены в Охотск и на Камчатку, Нарым и Туруханск. Основная масса злоупотреблений была связана с заготовкой хлеба, распределением земских и волостных повинностей, податей и ясака. В итоге два губернатора (томский и иркутский) и 48 чиновников были отданы под суд, 681 человек оказались замешанными в противозаконных действиях.
Незначительные злоупотребления местным чиновникам Сперанский прощал, поскольку сам констатировал в одном из писем:
"Кроме самых решительных и вопиющих случаев удерживаюсь я в обвиняемых отдаванием под суд, ограничиваясь их удалением, да и тогда только, когда есть возможность их заменить. Но возможность сия весьма редка, ибо здесь вопрос не в выборе людей честных или способных, но в положительном и совершенном недостатке даже и посредственных, даже и людей неспособных".
В своем ревизионном отчете Сперанский подчеркивал о необходимости установления законности в Сибирском управлении, четкой организации государственного механизма. По возвращению в Петербург для рассмотрения отчета и плана реформ было подготовлено 10 новых законов для Сибири, касающихся местного самоуправления, крестьянства, ссыльных и других.
Главной "изюменкой" реформы 1822 года стало разделение Сибири на два генерал-губернаторства — Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское (с центром в Иркутске). Граница между генерал-губернаторствами была проведена по Енисею. Сперанский понимал, что такой огромной махиной управлять невозможно, не сосредоточив полноту власти в одних руках. В качестве противовеса от произвола и злоупотреблений генерал-губернатора должно было выступить общество и совет при губернаторе, который, как ни парадоксально, назначался этим же генерал-губернатором. Реформа административного деления 1822 года хоть и имела ряд недостатков, но все же позволила улучшить надзор за сибирскими государственными учреждениями.