Прошедшая конференция регионального отделения "Единой России" собрала под одной крышей многих управленцев региона. Всех их, как полагали в околополитических кругах, очень волновала возможная ротация президиума ИРО ЕР. Но корр. ИА IrkutskMedia выяснил, что куда большее значение для мэров и глав МО региона имеет тема предстоящей реализации муниципальной реформы. Совсем недавно законопроект Клишаса-Крашенинникова был принят в Госдуме РФ в первом чтении, так что управленцы четко понимают — обратного пути нет. Несмотря на это они все еще пытаются сохранить долю оптимизма в отношении уже неминуемых изменений и надеются, что либо законопроект обойдет их стороной, либо претерпит существенные корректировки. Подробнее о том, кто из мэров до сих пор находится на стадии торга, а кто уже смирился и почему — в политобзоре ИА IrkutskMedia.
Сразу отметим, что вопрос этот поднимался и в рамках заседания ассоциации муниципальных образований региона за день до партконференции. Однако губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заверил тогда присутствующих, что пока волноваться преждевременно. Глава региона полагает, что документ будет корректироваться ко второму чтению.
"Это может коснуться и переходных положений, которыми определены порядок и сроки прекращения полномочий органов местного самоуправления. Намечая план действий по реализации нового закона на территории Иркутской области, мы будем исходить из редакции в окончательном чтении", — подчеркнул Кобзев.
Вместе с тем глава региона заверил, что все решения, связанные с реализацией муниципальной реформы, будут приниматься с непосредственным участием органов местного самоуправления. Однако этих рассуждений, по всей видимости, оказалось недостаточно, чтобы склонить даже провластных управленцев к поддержке самой реформы.
Самоликвидация самоуправления извне
Ранее агентство уже проводило опрос мэров и глав МО насчет ликвидации двухуровневой системы местного самоуправления в том виде, в котором она существует сейчас. Однако тогда управленцы в большей степени выразили свои опасения в связи с данным действом, посчитав его нецелесообразным и несвоевременным.
На этот раз по прошествию достаточного количества времени мэры и главы МО свыклись с необратимостью данного процесса, поэтому смогли четко выразить главные изъяны законопроекта и поделились ожиданиями от итогов второго чтения законопроекта.
Как известно, именно муниципальные управленцы на местах являются главными противниками законопроекта. В руководстве партии власти на данную инициативу смотрят иначе, что дали понять и сенаторы от Иркутской области.
Например, Сергей Брилка, хоть у него и сложилось противоречивое отношение к реформе, в целом ее поддерживает. Политик отметил, что присутствовал на заседании АМО региона, на котором обсуждалась эта тема, а также отлично помнит муниципальную реформу 2006 года, когда было принято решение о двухуровневом местном самоуправлении.
Сенатор заметил, что в настоящий момент людей беспокоит то, как принятие реформы отразится на муниципалитетах первого уровня. Ведь для местных администраций рабочие места очень важны. В законопроекте пока нет четких указаний касательно того, где все эти люди будут устроены и будут ли.
— По всей вероятности, будет создаваться в муниципальных районах территориальные органы управления. Это очень важно, пусть называться будут как-то по-другому, но без управления муниципальный округ не останется, да и городской округ не останется, — добавил Брилка.
Политик отметил, что над законопроектом сейчас ведется очень серьезная работа, в том числе, чтобы решить вопрос управляемости и преемственности. Именно в этих целях принимается необычно большой переходный период.
Сенатор от Иркутской области Андрей Чернышев, ранее представлявший в Госдуме северные территории области (мэры в которых и высказывали опасения относительно будущего воплощения муниципальной реформы), высказал мнение, что перемены в этом направлении, в принципе, назрели.
— Сама суть закона, идея, возникла на основе сигналов и обращений, которые приходят с регионов в первую очередь. И мы, сталкиваясь в ежедневной работе с первичным звеном — сельскими поселениями, муниципальными образованиями первого, второго уровня, — понимаем насколько много между ними конфликтов. 131-ФЗ на сегодняшний день работает достоточно большое количество времени больше 10 лет, 15, а то и 20 лет. Он на определенном моменте был прогрессивным, но не все вопросы, которые планировалось, за это время накопилось много изъянов, — говорит Андрей Чернышев.
Сенатор отмечает, что поменялось в законодательстве, скорость, темпы жизни, экономика переформатировалась. Все это требует каких-то перемен. Поэтому, продолжает Чернышев, — это совершенно обоснованый и своевременный закон, который надо корректировать.

Член Совета Федерации РФ от правительства Иркутской области
Автор фото: С сайта Заксобрания Иркутской области
То есть, сам подход правильный, сама идея правильная, что надо менять, а вот в какой форме - вопрос второго чтения. Вот здесь нужно общаться с общественностью, в первую очередь с муниципалами, которые каждый день с этим сталкиваются. И уже формировать те предложения, которые войдут во второе чтение, чтобы он был максимально гармоничный.
Мы ждем качественных перемен
Затягивать с внесением предложений депутатам, судя по всему, не стоит. Мэр Киренского района Кирилл Свистелин уверяет, что вопросов к муниципальной реформе со стороны органов самоуправления очень много. И чтобы их все учесть, отведенного времени может и не хватить.

Мэр Киренского района
Автор фото: пресс-служба облправительства
— Честно говоря, ничего гениального и нового мы не придумали, а просто возвращаемся к старому. Собираются фактически убрать первый уровень, делегировать полномочия, а это действительно очень большая работа. Ведь речь о выстраивании отношений, перестройки регламентов и соотношения финансовой структуры. Важно правильно рассмотреть отношения исполнительного и представительного органов, кто их будет в поселениях исполнять.
Также глава района полагает, что депутатам стоит учесть сроки полномочий по представительным органам и мэрам, чтобы процесс прошел единомоментно. Главам второго уровня необходимо предоставить возможность быстро выстроить систему отношений с каждым поселением — назначить глав или представителей.
В этом процессе нельзя упустить ни детали, не забывать о коммунальных вопросах, низовой работе, постараться сохранить опытных людей на местах. В целом затея властей мэру понятна — соблюдение вертикали власти, чтобы объединить в единую муниципальную и государственную власти. Правильным решением в этой ситуации мэр посчитал возможность обдумать возможность приостановить проведение выборов в ближайшие годы.
В свою очередь мэр Черемховского района Сергей Марач обратил внимание на особенности территории. По его словам, реализация реформы просто невозможна в тех условиях, в которых находится район.
— Мы просто не готовы, нет инфраструктуры, есть поселения, до которых ни дороги, ни автобусного сообщения нет. Кроме главы на местах некому распоряжаться, видел ролик, что 10 дней человека похоронить не могли из-за того, что дорога не почищена от снега на кладбище. Вот примерно тоже самое у нас будет, если реформу реализовать решат, — объясняет мэр Черемховского района.
Управленец уверен, что разрешить такого рода нюансы в рамках реализации законопроекта попросту может быть сложно. Ведь едва ли население территории организуется своими собственными силами.
Мэр Шелеховского района Максим Модин предложил проработать возможность оставить глав поселений на местах. По словам управленца, речь идет не о сокращении кадров, а о возможности посредствам этого сокращения лишиться тех наработок, которые находятся в стадии реализации.
— Страшно, безусловно, лишиться места работы, но не в этом главная проблема. У каждого главы МО первого уровня есть четкое видение развития своей территории. Нужно сделать все возможное, чтобы это видение не ушло вместе с главой, чтобы на месте был человек. Тогда мы сможем пригласить уже нового человека и развивать территорию в том векторе, который ранее был задан без различного рода потерь.
Также мэр уточнил, что отлично понимает, — закон неизбежен. "Однако мэрам очень важно знать, что в нем все будет прописано правильно". Например, чтобы никто не забыл про полномочия, которые возложены на муниципальную власть, про бюджет и численность кадров.
Одним из мэров, которые по большому счету индифферентно относятся к мунициальной реформе, является глава Братска Сергей Серебренников. Дело в том, что северная столица региона — городской округ, так что очередная реформа скорее всего обойдет его стороной.

Мэр Братска
Автор фото: личная страница мэра в соцсети Facebook
— Наверное, в жизни все должно меняться и соответствовать текущей обстановке. Когда началось дробление на уровне муниципальной власти наших муниципалитетов, я это понимал и был против. Когда в маленьком населенном пункте есть своя Дума, есть свои органы власти, это не всегда эффективно. Даже найти кандидатов в представительный орган бывает очень сложно и непросто. Чем власть будет проще, понятнее и эффективнее, тем будет лучше для народа. Я — за такую реформу.
Вместе с тем градоначальник предложил проработать механизм, который бы позволил жителям отдаленных от административного центра населенных пунктов чувствовать внимание власти. В них обязательно должен быть делегирован человек с полномочиями, который будет решать вопросы на месте.
Подобным образом прокомментировал реформу и мэр Ангарского городского округа Сергей Петров. По словам политика, направление в целом верное, но замечаний на сегодняшний день действительно много.

Мэр Ангарского городского округа
Автор фото: представлено пресс-службой администрации АГО
— Более 100 предложений сформировано, в числе которых и полномочия мэра, и вопросы по устройству именно первого, второго уровней. На мой взгляд, реформа эта вовсе не для всех территорий может подходить. Надо оценить эффективность работы этой реформы по территориальности. Есть Псковская область, которая меньше нашего района, а есть Иркутская область.
Градоначальник выразил надежду на то, что все эти нюансы будут учтены при реализации реформы.
Также на второе чтении законопроекта серьезные надежды возлагает мэр Эхирит-Булагатского района Геннадий Осодоев.
— Считаю, что определенная целесообразность в реализации реформы есть, как и отдельные моменты, которые нужно в этом процессе учесть. Во втором чтении, вероятно, будут определенные поправки, корректировки. По итогу первого чтения общий тренд понятен, он приветствуется.
Мэр предложил как следует проработать финансовые вопросы, определить заработные платы старост поселений. Максимально доступно донести новые реалии до населения территорий, чтобы люди понимали, кто конкретно несет ответственность за решения, имеет характерные полномочия. Ведь в настоящий момент очень часто из-за недостаточной информированности происходит перекладывание ответственности с первого уровня местного самоуправления на второй и наоборот.
Менее радужно к инициативе власти отнесится мэр Заларинского района Владимир Самойлович. Несмотря на то, что она ведет к лучшей управляемостью территорией, не исключено отдаление власти от населения.
— Большую роль во взаимодействии с населением играет первый уровень власти. В течение последних пяти лет пять появились программы, в которых они (поселения и села — прим.ред.) смогли активно участвовать без серьезной помощи со стороны района. Например, в таких условиях проходит благоустройство села в рамках комплексного развития сельских территорий. Безусловно, останутся территориальные органы местного самоуправления, но пока надежд особых насчет них не так много.
Предположил глава района и то, что серьезного кадрового сокращения он не ожидает, как и наоборот, — увеличения штата. Управленец намекнул, что следует продумать возможность сохранить двухуровневую систему в труднодоступных и отделенных территориях, закрепив 28 полномочий в 32 пункте напрямую за муниципальными и городскими округами.
Для мэра Тулунского района Михаила Гильдебранта принципиально сохранение власти на территории муниципальных образований первого уровня.

Мэр Тулунского района
Автор фото: Сайт реготделения партии "Единая Россия"
— Протяженность района с севера на юг — порядка 170 км, с востока на запад — порядка 120 км, общая площадь района — 13 тысяч кв. км. Управлять такой территорией с одного лишь районного центра невозможно. У нас 24 МО первого уровня, 66 населенных пунктов. Всегда были органы местного самоуправления, сельсоветы. Сегодня ряд полномочий с первого уровня переданы на второй, со второго на областной, но по большому счету все равно основную массу полномочий решает на месте руководитель.
Иначе получается, добавил мэр, что "вопросы пойдут к президенту и он уже их будет решать". Безусловно, и сейчас какие-то вопросы не может решить глава поселения первого уровня, решают второго, если не выходит — обращаются в область. Однако большинство злободневных тем решают все-таки на местном уровне.
— Представьте себе, что пожар случился в отдаленном селе, и пока глава муниципального района прибудет за 100 км к месту, то вы сами понимаете, что будет. Глава поселения должен находиться на месте — он примет решение, — объяснил Гильдебрант.
В связи с этим мэр Тулунского района также настаивает на возможности сохранить власть первого уровня в отделенных территориях.
Кроме того, акцент на выборочной реализации реформы сделал мэр Качугского района Евгений Липатов. Он уверен, что какие-то муниципальные образования стоит объединять, но уж "точно не Качугский район".

Мэр Качугского района
Автор фото: Сайт администрации Качугского района
— Укрупнять муниципальные образования первого уровня нужно — это понятно. Но сейчас, когда мы прожили уже почти 20 лет в этих условиях, только начали более или менее к ним привыкать и понимать что и как устроено, реформа может оказаться контрпродуктивной. Сложно найти людей на таком уровне, зарплаты скромные, а ответственность большая. Может и стоит подумать об укрупнении, но я бы все-таки дал возможность муниципалитетам выбирать самим.
По мнению управленца, ультимативные формы следует исключить, ведь крайне затруднительно управлять большими территориями в таком режиме. Объединительные процессы, как утверждает политик, должны быть осознанным решением всех местных Дум, муниципальных образований, которые будут задействованны в этом процессе. Именно представительные органы должны оценивать целесообразность таких действий. Главный акцент мэр сделал на проблемах финансирования, точнее рациональности распределения полномочий и соответствия им финансов.
— Сейчас людей лишают реальной возможности влиять на власть, эффекта положительного этот законопроект не даст. Все проблемы, которые называются, не в наличии первого уровня, а в отсутствии финансирования по полномочиям, — добавил Липатов.
К тому же управленца смущает, что на сегодняшний день никак не указано, насколько увеличится управленческий аппарат муниципальных районов, как будет регулироваться передача имущества, насколько вообще целесообразен этот процесс. Более того, если большие города с хорошей налоговой базой и способны перераспределять внутренние средства, то муниципальные округа так и будут получать субсидии из бюджета области.
Принципиальных изменений может и не быть, поэтому, возможно, зависимость будет еще сильнее.
Большое видится на расстоянии
Мэры высказали свои предметные опасения, но эксперты уверены, что новая муниципальная реформа имеет более широкий спектр последствий, чем полагают некоторые управленцы. В этих новшествах ряд экспертов видят очередной удар по демократическим ценностям, которые еще остались в стране.
Такой позиции придерживается иркутский политолог Юрий Пронин, который также оценил высказывания мэров. По его словам, критический настрой управленцев вполне естественен, ведь именно их права будут ущемлены по итогам реализации реформы.
— Еще больше усилится контроль государства, местное самоуправление становится элементом единой публичной власти РФ. Безусловно это серьезно повысит влияние областного руководства, включая губернатора, — отметил Пронин.
Предполагается, добавил эксперт, что последний сможет самостоятельно формировать руководство органов муниципальной власти, регулировать их финансовую политику, а следовательно — влиять на все остальные процессы.
Более того, уточнил эксперт, — реформа весьма сомнительна и в философском плане. Ведь, согласно положениям всемирных хартий, местное самоуправления — это в первую очередь творчество населения с низов.

Политолог, главный редактор газеты "Байкальские вести" (12+)
Автор фото: Со страницы в соцсетях
- В идеале, общественность собирается и решает, как управляться с муниципалитетом. Во многих странах, включая проклинаемые нами сейчас [например, США] местное самоуправление подразумевает большой элемент самостоятельности. В нашей стране все идет к тому, что вообще ничего от этого не остается. Даже сама по себе его реализация вызывает сомнения - подписали этот законопроект Клишаса-Крашенинникова в Москве и спускают на регионы, говорят, как должны жить у нас в районах, – абсолютно сверху инициативу спускают. [...] В 90-х у нас была слабая власть в силу разных процессов, много свобод, а сейчас маятник чрезмерно качнулся в противоположную сторону. Вертикаль, можно сказать, уже гладко отструганная, а теперь туда и местное самоуправление попадает.
Вместе с тем политолог заметил, что под угрозой находятся и прямые выборы мэров. Вполне вероятно, что в результате реализации реформы глав МО будет назначать губернатор, либо предлагать кандидатуры на одобрение. Такой подход полностью пренебрегает самой по себе философией местного самоуправления.
— Народ попросту перестанет принимать непосредственное участие в жизни территории. Все эти вещи, касающиеся выборов, будут спускать с верхнего уровня, — уточнил Пронин.
Более того, эксперт заметил, что раз даже провластные мэры так серьезно волнуются насчет своего будущего в этой новой реальности, то оппозиционно-настроенным к региональной власти управленцам и вовсе "ничего не светит". Избажеть политических мотивов в принятии кадровых решений по мэрам, уверен политолог, не удастся. Партия будет играть далеко не последнюю роль в этом процессе. При этом каких-либо протестов непосредственно по принятию самой реформы Пронин не ожидает.
Президент Байкальского регионального фонда "Наша Сибирь" Максим Зимин в свою очередь обратил внимание на то, что одним из возможных последствий реализации муниципальной реформы может стать усиление оттока населениях из небольших населенных пунктов.

Политолог
Автор фото: Страница Максима Зимина на FB
— В предыдущей версии "реформы" хотя бы существовала формальная возможность сохранения первого уровня МСУ – сельских и городских поселений. Я имею в виду федеральный закон №81-ФЗ от 1 мая 2019, который инициировал возможность создания единых муниципальных округов. Тогда предполагалось, что Думы будут решать этот вопрос. Пусть даже в добровольно-принудительном порядке, но у депутатов на местах была возможность сохранить существующую двухуровневую систему.
Теперь, заметил эксперт, никого спрашивать не станут. Он напомнил, что с 1994 по 2004 годы существовали "внутримуниципальные администрации" (ВМО) — с назначаемым мэром района главы, а теперь планируется лишь староста с пока неясными полномочиями.
При этом политолог указал на то, что в населенных пунктах разного типа законопроект будет восприниматься по-разному. Жители областных центров этого практически не заметят, ведь в подавляющем их числе прямые выборы градоначальников давно отменены.
— Думаю, что самый сильный урон будет нанесен глубинке. То, что людей лишают права выбирать власть на местечковом уровне, повторяться не будем. Но есть и другие далекоидущие последствия.
Уже озвучено, что без работы могут остатьсяв целом по стране порядка 100 тысяч муниципальных служащих. А теперь утроим эту цифру за счет МУПов и МУКов поселенческого уровня, — заявил Зимин.
Ведь существуют села и поселки, где порой иной работы постоянной нет, кроме бюджетной сферы. В результате реализации реформы наиболее активные люди, согласно предположению Зимина, могут начать массово перебераться в города.
В свою очередь профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин возможность разрушения локальной экономики исключил. Наряду с этим эксперт поставил под сомнение вероятность внесения каких-то серьезных изменений в рамках второго чтения законопроекта в Госдуме РФ.

Профессор, доктор юридических наук
Автор фото: взято со страницы профессора в соцсетях
- После первого чтения концепция законопроекта меняться не будет, соответственно, вся периферия, которая с мест несется, будет отметаться в части несоответствия концепции закона. Только какие-то нюансы, технические моменты могут лечь в основу деформации закона. Поэтому надежды мэров на то, что во втором чтении удастся кардинально поменять какие-то моменты - просто непонимание [этих процессов]. Что касается слов губернатора, так это его работа - успокаивать мэров. К тому же многое в этом законе отдается на усмотрение главы региона. Он в значительной степени может смягчать или усугублять положение мэров. Если Игорь Кобзев заявляет, что не собирается какие-то "военные" действия развивать против глав МО, значит так и будет.
Профессор уточнил, что не поддерживает позицию, согласно которой серьезное влияние на губернатора в принятии решений по реформе может оказать его партийная принадлежность. Большее значение, уточняет эксперт, имеет способность того или иного мэра развивать конкретную территорию, укреплять экономическую основу.
Действительно, именно губернатору и его команде, состав которой постоянно меняется, предстоит решить непростые задачи муниципальной реформы. Сенаторы, мэры, эксперты — все они дали понять, что инициатива власти имеет многовекторных характер и требует чуткого подхода со стороны исполнителей.
Каждый из участников процесса пытается добиться каких-то определенных гарантий. Но пока создается впечатление, что позиция мэров и глав МО серьезно проседает под натиском вышестоящих руководителей. Говорить о том, насколько интересна власти позиция общественности в этом вопросе и вовсе не приходится. Как подчеркивает профессор Шишкин, риторика мэров, не носящая конструктив, останется лишь риторикой.
Прийти к по-настоящему компромиссному решению в рамках поставленной задачи в нынешних условиях представляется сложным. Как сторонникам, так и противникам муниципальной реформы следует принять во внимание все эти моменты, иначе за мирным урегулированием процесса могут последовать серьезные проблемы, пусть уже не политического, но управленческого характера.
Член Совета Федерации РФ от Законодательного собрания Иркутской области
Автор фото: Виктор Лучкин, ИА IrkutskMedia
- Очень бурно эту тему обсуждают сейчас и неспроста. Как и прошлая реформа, которая с трудом реализовывалась, – это политическое решение. Его приняли, и мнения ровно также разделились. Есть небольшое количество совершенно конкретных противников, но думаю, что реформа состоится. Сам я ее поддерживаю, но вопрос в другом, "не выплеснуть бы ребенка" во время всей этой подготовки. Нужно предусмотреть все детали, которые сегодня волнуют людей, в том числе на уровне маленького села.