Поддержку сельскохозяйственной отрасли в текущих экономических условиях объявили региональные власти. Всестороннюю поддержку могут получить предприятия, играющие значимую роль в производственной структуре Иркутской области. Одно из них СХАО "Белореченское". На его долю приходится 35% всей выпускаемой сельхозпредприятиями региона продукции. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться предприятию из-за нынешнего шторма в экономике и как бизнес приспосабливается к ситуации в интервью ИА IrkutskMedia рассказали генеральный директор СХАО "Белореченское" Гавриил Франтенко и первый заместитель генерального директора СХАО "Белореченское" Степан Франтенко.
"Нехватка кадров в сельхозотрасли — проблема государственного масштаба"
Сегодня продукцию "Белореченского" можно увидеть на полках магазинов не только Иркутской области, но и Дальнего Востока, Якутии, Монголии и Китая. В 2021 году на предприятии было произведено 642 млн яиц, 54 тонны молока, 3,85 тысячи тонн мяса, 102 тысячи тонн зерна, 17 тысяч тонн овощей и картофеля, 21 тысяча тонн рапса.
Как отмечают на предприятии, основная проблема отрасли сегодня — это нехватка кадров. Обычно молодежь из сел и деревень стремится в крупные города, где, как считается, выше зарплаты и больше возможностей.
— С кадрами всегда стоит остро проблема. Это вопрос — государственный! Здесь одно предприятие решить его не в силах. Но мы стремимся привлечь молодежь. Молодым специалистам выделяется материальная помощь на улучшение жилищных условий в размере 350 тысяч рублей, сотрудникам выплачивается ежемесячная зарплата, выдаются карточки на покупку продуктов питания собственного производства в фирменных магазинах "Белоречье", — подчеркнул генеральный директор СХАО "Белореченское" Гавриил Франтенко.
На данный момент на предприятии работает 3450 человек, из них 800 сотрудников в возрасте до 35 лет. Средний возраст работников — 45 лет.
"Обязательная маркировка "молочки" — сложная тема, с которой еще никто не сталкивался"
В последнее время на долю бизнеса, в том числе на сельхозтоваропроизводителей выпало немало испытаний. Одно из них — обязательная маркировка молочной продукции. Так власти решили бороться с контрафактом на продовольственном рынке. Однако, как это обычно и бывает, мера оказалась не совсем продуманной. В итоге часть предприятий столкнулась с некоторыми трудностями, в основном связанными с логистикой и печатью товарных знаков.
— Эта сложная тема, никто с этим вопросом не сталкивался ранее. Трудности перед чем-то новым всегда есть. Но эти проблемы решаемы. На сегодняшний день мы полностью оснащены современным оборудованием по дата-матрикс коду. И уложились в поставленные сроки постановления правительства РФ, — сообщил первый заместитель генерального директора СХАО "Белореченское" Степан Франтенко.
Он также отметил, что сроки обязательной маркировки молочной продукции отодвинули на 1 сентября 2022 года. Поэтому у предприятий есть возможность еще лучше подготовиться.
"Рынок многогранен и мы также зависим от поставщиков"
В настоящее время экономика всей страны находится в очередной зоне турбулентности. И Иркутская область в этом плане не является исключением, учитывая темпы подорожания товаров и услуг. Однако некоторые сети и магазины стараются сдерживать цены на некоторые виды продукции, в том числе и "Белореченское". Сейчас на предприятии ищут заменители в производстве, чтобы конечный продукт в итоге серьезно не дорожал. Так, например, посадочный материал картофеля закупался во Франции, сейчас предприятие перешло на более дешевый из Белоруссии.
— Рынок многогранен, мы зависим от поставщиков, которые поставляют нам сырье, материалы, оборудование, технику и прочее за валюту. Все входящие направления выросли в цене на 25-30%, некоторые позиции до 50%. Мы наценили свою продукцию только на 5%. У нас импортная техника, запчасти на нее импортные. Соответственно наши не подойдут. Товары-заменители ищем, у нас нет другого пути. Приспосабливаемся к ситуации, — подчеркнул Степан Франтенко.
Сегодня многие предприятия Приангарья готовы предложить достойную альтернативу продукции, ушедших с рынка компаний мировых брендов. Мощностей для наращивания производства и возможностей для замещения иностранных товаров достаточно и в "Белореченском". Главное, отмечают на предприятии, — это высококвалифицированные работники, которыми в "Белореченском" очень гордятся.
— Мы нацелены на развитие и укрепление своих возможностей! Главная наша задача — обеспечить продовольственную безопасность жителям региона производя чистые, свежие и полезные продукты торговой марки "Белоречье" для наших любимых покупателей, — резюмировал Гавриил Франтенко.
Мясная продукция. Фото: Фото с сайта предприятия
Сейчас предприятие редко пользуется мерами государственной поддержки. Хотя для производства качественной продукции для населения в "Белореченском" необходимо расширять дойное стадо, строить новые корпуса на существующих молочно-товарных фермах, расширять посевные площади, закупать новую технику, укреплять базу переработки продукции современным оборудованием, логистику и собственную торговлю, а также вывозить излишки продукции в другие регионы РФ и за рубеж.
В 2022 году на предприятии намерены модернизировать два корпуса на молочно-товарной ферме, в маточном стаде и на промышленной площадке птицефабрики, запустить творожный цех и новое производство по производству сыра. И, кроме того, усилить и обновить техническую службу и логистику, параллельно развивая собственную торговлю.