Автор материала: Степан Филатов.
Бессменный лидер и основатель партии ЛДПР, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ Владимир Жириновский умер в московской клинике 6 апреля в возрасте 75 лет. Продолжительное время политик боролся с последствиями перенесенной коронавирусной инфекции. Смерть легенды российского парламентаризма прокомментировали федеральные и иркутские политологи, некоторые из которых были лично знакомы с одним из опытнейших депутатов ГД РФ. Будущее партии и сохранение ее в орбите федеральной политики в спецвыпуске ИА IrkutskMedia.
Владимир Вольфович — кто он?
Владимир Жириновский был ярким и неоднозначным политиком, пишет руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачёв в своем Telegram-канале "Калачев-пост" (12+). Знакомство политолога с политиком произошло в далеком 1990 году на съезде ЛДП СССР.
Эксперт заметил,что Либерально-Демократическая партия Советского Союза была создана в декабре 1989 года, как вторая на тот момент, после Демократического союза, оппозиционная КПСС партия. И поскольку юридически запрет на многопартийность в СССР был снят только в марте следующего — 1990 года, — можно сказать, что первые месяцы партия существовала нелегально.
"Лидером партии был диссидент Владимир Богачев. Жириновский был вторым лицом. Но Богачев явно "не тянул", а вот Жириновский на съезде был импозантен и очень неплохо выступил.
В перерыве я подошел к нему и сказал, что он будет лидером партии и успешным политиком. За что он меня поблагодарил. Когда появилась ЛДПР мы с ним тоже несколько раз пересекались. И он даже попытался зазвать меня в ряды партийцев, но тщетно", — пишет Калачёв.
По его словам, название партии тогда привлекло западных политиков, поэтому Жириновскому удалось установить контакт с некоторыми немецкими парторганизациями. Немцы, как утверждает Калачёв, якобы даже помогли ему материально, что сейчас категорически отрицают.
"Попытка объяснить немцам, что Жириновский не либерал была тщетной. Немцы ссылались на название партии.
И только тогда, когда на конференции Либерального интернационала в Хельсинки, Жириновский сообщил, что Финляндии надо бы вернуться в лоно возрожденной Российской Империи, все вдруг прозрели. Но Жириновскому было уже хорошо и без "западников", — рассказал Калачёв.
В свою очередь президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко в Telegram-канале "Минченко консалтинг RUS" также отметил, что был знаком с политиком на протяжении нескольких десятилетий. Он напомнил, как однажды Владимир Жириновский обращался к нему касательно имиджа ЛДПР, как "партии одного человека" и даже хотел изменить ситуацию.
"Мы даже подготовили концепцию, но она как-то оказалась не очень востребована. ЛДПР так и осталась партией Жириновского и вряд ли она могла быть другой. Там достаточно сильная команда, но ни один из нынешних членов руководства партии не сможет заменить Владимира Вольфовича.
Это человек со своей глубокой философией, очень профессиональный, человек, который действительно серьезно работал над собой, постоянно тренировался. Наверное, был чуть ли не единственным профессиональным политиком у нас в стране долгое время", — отметил Минченко.
В свою очередь президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов заметил, что смерть Владимира Жириновского сначала и вовсе показалась ему неким поворотным событием. Эксперт написал об этом в своем Telegram-канале "Как бы Mikhail Vinogradov".
"Когда [в СМИ начали появляться фейки о том, что] Жириновский умер в феврале, казалось, это будет поворотным событием. Рубежом. Катарсисом. Хлопком. Мощнейшим выплеском энергии, накопившейся за два года пандемии. Но тогда не случилось. А теперь не кажется", — пишет Виноградов.
Владимир Жириновский был уникальной фигурой, который работал над собой, развивался, умел делать неповторимые избирательные кампании и поднимать рейтинг партии на пустом месте. Так политика описал эксперт "Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов", иркутский политконсультант Владислав Шиндяев.
"Он руководил партией лидерского типа, которая существовала на протяжении десятков лет лишь благодаря ему самому. Понятно, что начало его карьеры пришлось на те времена, когда очень многое было можно. На сегодняшний день любой другой политик, который будет позволять себе тоже самое, уже не сможет в нынешней ситуации ярко проявить себя в политике", — отметил Шиндяев.
Политконсультант резюмировал, что в рамках замены и равнозначной фигуры Владимира Вольфовича нет, быть не могло и не будет.
Гендиректор коммуникационного агентства ACTOR (Москва) Дмитрий Еловский в своем Telegram-канале "Еловский. Политика и управление" заявил, что смерть политика ознаменовала начало нового этап переформатирования парламентской партийной структуры. При этом сам Владимир Жириновский, по его словам, был "мегакрут" и как публичный политик, и как партийный лидер, и как политический игрок.
Начало смутного времени для партии либерал-демократов
Однажды президент страны Владимир Путин сказал: есть Жириновский — есть ЛДПР, нет Жириновского — нет ЛДПР. Очевидно, что после смерти харизматичного лидера, партия начнет разваливаться, рассуждает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в своем Telegram-канале The Гращенков. При этом эксперт уточняет, что в любом случае вплоть до 2026 года фракция ЛДПР в Госдуме РФ будет существовать, поэтому преемник обязательно будет.
Среди наиболее вероятных приемников Жириновского эксперт выделил Леонида Слуцкого и Ярослава Нилова, которые имеют определенные рычаги управления фракцией и на которых после смерти главы фракции легла основная нагрузка.
Вместе с тем эксперт подчеркнул, что преемник должен соответствовать бывшему главе своими медиамасштабами. В связи с этим Гращенков упомянул губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, с которым в апреле планирует встретиться президент.
При этом политолог считает наименее вероятным расклад, согласно которому место Жириновского в партии может занять кто-то из его близких, например, его сын Игорь Лебедев.
"Что касается электората партии, то, скорее всего, он разделится на три части: часть останется с ЛДПР, но это всего 2-3%; часть отойдет к патриотам из СРЗП, особенно на волне патриотизма от спецоперации.
Еще 3-4% от ЛДПР могут получить "Новые люди". В мирное время их рейтинг как раз подскочил почти до 9%, а рейтинг ЛДПР тогда упал ниже 5%", — пишет Гращенков.
По его словам, когда ситуация на мировой арене стабилизируется, тогда у населения сформируется запрос на экономические темы, и "Новые люди" вполне могут аккумулировать первый электорат либерал-демократов.
В свою очередь Константин Калачёв подчеркнул, что электорат ЛДПР — "мужской, суровый, брутальный". Поэтому лучшая кандидатура на замену Жириновскому — именно Леонид Слуцкий.
"Думаю, что на роль преемника Владимира Жириновского подходят два человека — Дегтярев и Слуцкий. Но Слуцкий ведь может сам не захотеть. UPD. Меня спрашивают: "Почему Слуцкий?"
Да потому что Слуцкий Леонид Эдуардович звучит почти как Жириновский Владимир Вольфович! Да и для мужиков из провинциальных гаражей нужен мужчина постарше. А для Кремля нужен понятный и проверенный человек. Свой", — отметил Калачёв.
Иркутский политолог Юрий Пронин также обратил внимание на то, что до настоящего времени ЛДПР была "партией одного вождя". По его мнению, для многих избирателей и вообще граждан РФ Жириновский и ЛДПР — это одно и тоже. Поэтому перед партийцами сейчас стоит довольно сложная задача.
"В полной мере компенсировать Жириновского кем-то другим не удастся ни сейчас ни позже. Копия всегда хуже оригинала, такие потуги в истории остались безуспешными. Могу предположить, что партия будет на каких-то других основах строиться, на коллективных, но тогда опять же ситуация непредсказуема, как избиратель примет такую партию", — отметил Пронин.
По его словам, в настоящий момент среди либерал-демократов нет личностей, чей уровень узнаваемости мог бы быть сопоставим с уровнем узнаваемости Жириновского. Однако в пользу ЛДПР играет достаточное время для очередных выборов в Госдуму РФ и выслуги перед руководством страны.
"Если ничего принципиального не случится, то за четыре года может им удастся что-нибудь придумать, но это очень сложная задача. Пока некоторое время партия не лишится своего рейтинга за счет сожаления населения о смерти ее лидера, но некоторое время спустя начнутся серьезные проблемы", — добавил Пронин.
Профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин в своем Telegram-канале "Шишкин лес live" заявил, что без Владимира Жириновского судьба ЛДПР будет плачевной.
"Яркость лидера этой партии потребовала от нового вождя еще большей политической харизмы, а таких деятелей в стране нет", — пишет Шишкин.
Однако Евгений Минченко резюмировал, что "хоронить ЛДПР" пока рано, ведь она располагает достаточно большой региональной сетью политиков и своей уникальной идеологией.
Подобное мнение высказал Владислав Шиндяев, заметив, что смерть Жириновского вовсе не означает прекращения существования партии. В скором времени пройдут определенные учредительные мероприятия, после которых партии, вполне возможно, удастся провести много успешных кампаний, но уже без идеологии ее лидера.
"Речь о политических кампаниях регионального и местного уровня, где многое зависит от личности кандидата, а не от его политической составляющей. На местных выборах, где личность кандидата является определяющей, ЛДПР будет еще какой-то период жить, — как минимум два, а может и три электоральных сезона. Мы увидим ярких политиков в рамках различных региональных и местных кампаний", — отметил Шиндяев.
При этом эксперт признал, что на федеральном уровне партия скорее всего будет действовать по инерции, а если и будут появляться яркие политики с серьезной повесткой, то скорее всего они будут принадлежать к другим политическим структурам.