Предприятия угольной промышленности периодически сталкиваются с трудностями отгрузки угля по железной дороге. Однако всерьез о проблеме заговорили только в марте 2022 года, когда экспорт угля из уже исчерпавшей квоту Иркутской области был приостановлен. Спустя некоторое время ситуацию удалось стабилизировать. Однако, по мнению представителей отрасли, системно решить угольный вопрос возможно только на федеральном уровне, в том числе путем расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Подробнее об экспорте угля из Иркутской области — в материале ИА IrkutskMedia.
По словам губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, в 2021 году из региона было отгружено 2,6 млн тонн угля в восточном направлении — это 64% от плана. На этот год квота составила 2,2 млн тонн. Вместе с тем уже в январе-феврале объем принятого к перевозке груза оказался ниже плана на 70%, а в марте перевозка угля была приостановлена. При этом для Иркутской области минимальный объем отгрузки угля на 2022 год планировался на уровне 3,6 млн тонн.
"Главная проблема для нас — работа угольных компаний на территории области. Есть системное снижение объемов, что может привести к увеличению себестоимости продукции, сокращению персонала, уменьшению налогов и взносов. Вариантов развития событий два: восстановить экспортные квоты на отгрузку угля из моногородов (Тулун и Черемхово) или компенсировать потери за счет средств федерального бюджета", — высказывал свои предложения губернатор на заседании ГосСовета по энергетике.
Нерадужная картина может сложиться, по мнению Игоря Кобзева, в моногороде Черемхово, и привести к серьезным последствиям
При этом угольные предприятия региона далеко ни первый раз сталкиваются с проблемой экспорта угля в восточном направлении. Трудности у угольщиков начались еще несколько лет назад.
Как сообщили на предприятии "Востсибуголь" в ответе на запрос, компания на протяжении нескольких лет неоднократно сталкивалась с проблемой системных ограничений. Данная ситуация, в том числе негативно влияет на экспортные отгрузки. Относительно 2019 года объем вывоза уменьшился на 24% в 2020 году (до 1 млн тонн) и на 41% в 2021 году (до 853,8 тысячи тонн). При этом в 2021 году предприятия "Востсибугля", расположенные в Иркутской области, добыли 10,9 млн тонн топлива. По сравнению с 2020-м увеличение составило 6% (+617 тысячи тонн.). Ограничение объемов вывоза угля на восток поставило под угрозу работу Черемховского разреза, который экспортирует 60% добытого топлива.
"С проблемами отправки товаров сегодня столкнулись не только угольщики, но и другие экспортеры несырьевых грузов. На федеральном уровне системно решить проблему может расширение БАМа и Транссиба. Главная задача — увеличить пропускную способность железной дороги. Кроме того, важно не потерять наработанные РЖД логистические технологии, оптимизировавшие процессы в сфере экспорта угля. Несмотря на сложную конъюнктуру, все предприятия "Востсибугля" пока работают в полном объеме, однако без решения вопроса с перевозками стабильная работа предприятия ставится под угрозу", — заявили в компании, подчеркнув, что изменение грузопотока может повлиять на сложившуюся у перевозчика технологическую схему перевозок.
"Востсибуголь" на постоянной основе работает с грузоперевозчиками для обеспечения максимального вывоза продукции в "окно возможностей". В прошлом году почти треть экспортных объемов направили на запад потребителям из Европы, Турции, Африки, Индии. На региональном уровне компания совместно с главой Приангарья, профильными министерствами, а также мэром Черемхова направила запросы в министерство транспорта Российской Федерации о выделении гарантированной квоты на перевозку угля в Восточном направлении. Заявлен объем 2,5 млн тонн ежегодно в период 2022-2024 годы.
Между тем, как отметили в компании ВСЖД, трудности с вывозом угля у грузоотправителей Восточно-Сибирской железной дороги во втором полугодии 2020-го могли возникнуть по причине повышенного спроса в перевозках грузов в страны АТР в условиях ограниченных пропускных способностей инфраструктуры.
В соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина в 2020-2021 годах между РЖД и правительством Кузбасса были заключены соглашения, предусматривающие вывоз угля из Кемеровской области на экспорт в восточном направлении в размере не менее 53 млн тонн в год. В декабре 2021 года аналогичное поручение было дано в отношении Республик Хакасия, Тыва и Бурятия. Оно закрепило дополнительную квоту на вывоз угольной продукции на экспорт в восточном направлении в размере 9,1 млн тонн в 2022 году.
"Несмотря на то что перевозки сырьевых энергетических грузов, включая уголь, в рамках ПНД закреплены в конце очередности, вывоз угольной продукции из вышеуказанных регионов подпадает под определение "Перевозки грузов на основании отдельных решений президента Российской Федерации" и, как следствие, обеспечивается в приоритетном порядке. Перевозка угольной продукции с других регионов на экспорт в восточном направлении в соответствии с ПНД осуществлялась в порядке пятой очереди после энергетических грузов из Кемеровской области — Кузбасса, Республики Хакасия, Республики Бурятия и Республики Тыва", — говорится в сообщении.
В связи с этим, с начала 2022 года сложилась неудовлетворительная ситуация по вывозу в экспортном сообщении каменного угля грузоотправителями Иркутской области. В марте действие указанных ПНД было приостановлено до 1 июля 2022 года. Протоколом заседания правления РЖД были утверждены временные правила определения очередности перевозок грузов, в соответствии с которыми вывоз угольной продукции на экспорт с территории Иркутской области осуществляется наряду с энергетическими грузами из других регионов.
Около 439,6 тысячи тонн пойдут на восток
В апреле ситуация с вывозом продукции предприятий угольной промышленности Иркутской области стабилизировалась. Власти Приангарья провели переговоры с РЖД. Стороны договорились держать ситуацию на постоянном контроле, согласовывать объемы по перевозке угля ежемесячно, чтобы не допустить простоев в работе угольных компаний в моногородах. По данным правительства региона, отгрузка угля из Иркутской области в апреле составит 569,2 тысячи тонн. Из них — 439,6 тысячи тонн пойдут на восток и еще 129,6 тысячи тонн на запад.