Ученый Иркутского государственного университета Анна Курохтина вместе со своими коллегами проводит фундаментальные исследования реакции Сузуки-Мияуры, значимость которой подчеркивается вручением Нобелевской премии по химии в 2010 году. Результаты исследований уже получили подтверждение их высокой перспективности в виде многомиллионной грантовой поддержки и публикации в одном из наиболее авторитетных изданий в области физической химии и катализа Molecular Сatalysis (18+) (Q1 в соответствующей категории Scimago Journal and Country Rank). Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу университета.
Несмотря на широкое применение реакции Сузуки-Мияуры для получения продуктов современного органического синтеза — фармацевтических и агрохимических препаратов, жидких кристаллов, полупроводниковых и люминесцентных материалов, в научном сообществе не сложилось единого мнения о механизме, т.е. совокупности стадий, из которых слагается в целом каталитический процесс. Эта особенность является основным сдерживающим фактором в дальнейшем развитии синтетического потенциала этой реакции и выходе на прорывные технологии органического синтеза.
"Наша цель — установление фундаментальных особенностей работы каталитических систем реакции Сузуки-Мияуры в наиболее привлекательном с технологической точки зрения варианте. Он предполагает комбинацию наиболее доступных исходных веществ (арилхлоридов, и так называемых "безлигандных" катализаторов), позволяющих полностью отказаться от использования дорогих и часто токсичных добавок органических лигандов", — отметила Анна Курохтина.
Для решения поставленных задач коллективом ученых ИГУ используется комплекс оригинальных авторских методов исследования, использующих анализ
закономерностей развития реакции во времени. С их помощью был установлен ряд важнейших закономерностей реакции Сузуки-Мияуры, проводимой в "безлигандных" условиях.
"Мы показали, что наибольшую активность в образовании продукта проявляют соединения палладия, находящиеся в растворенном состоянии, но при этом доля таких "сверхактивных" форм палладия в ходе реакции оказывается очень низкой. Дальнейшие исследования будут направлены на установление основных факторов, определяющих соотношение активных и неактивных форм палладия, с целью их последующего контроля и управления для решения задачи повышения активности используемых катализаторов", — сказала Анна Курохтина.
На основании получаемых результатов станут возможными модернизация существующих и разработка новых каталитических систем для получения промышленно важных продуктов реакции Сузуки-Мияуры.
Исследования проводятся в лаборатории кинетики каталитических процессов НИИ нефте— углехимического синтеза ИГУ под руководством доктора химимических наук, профессора Александра Шмидта.