Среди многочисленных гипотез заселения Северной и Южной Америки в науке считается общепринятой теория заселения Американского континента выходцами из Азии через Беренгию (Берингов пролив). Эта теория получила свое развитие в начале XX века благодаря американскому антропологу Алешу Хрдличка. Тема его научных интересов затрагивала происхождение и эволюцию человека, и заселение последним американского континента. Американский ученый поддерживал связь и обменивался мнением с советскими археологами и антропологами, оказав большое влияние на изучение миграционных процессов в Северо-Восточной Азии в СССР. Хрдличка в своих работах особую роль отдавал Прибайкалью и находкам, сделанным в Иркутске и Мальте. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Теория заселение Американского континента в начале XX была одной из самых дискуссионных и острых, Алеш Хрдличка в этих условиях стал развивать концепцию об азиатском происхождении коренного населения Америки (американских индейцев). В течение многих лет он поддерживал деловые связи с учеными из России и неоднократно посещал нашу страну.
Алеш Хрдличка. Фото: Из открытых источников
В 1909 году А. Хрдличка посетил несколько европейских музеев, в том числе и музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (МАЭ), где вел переговоры об обмене коллекциями. Его особенно интересовали антропологические материалы. К этому времени директор МАЭ, академик Василий Васильевич Радлов провел несколько обменов книг со Смитсоновским институтом (США) и без колебаний принял предложение А. Хрдлички. Он предложил для обмена бюст, несколько черепов и серию фотографий по культуре кетов, которые были отправлены в Вашингтон. В ответ в 1910 году МАЭ получил два гипсовых бюста вождей кроу и оседж, четыре плетеные корзины разных индейских племен и археологическую коллекцию, представляющую развитие каменных орудий.
Всего А. Хрдличка в России и СССР побывал пять раз, из них дважды посетил Иркутск. В 1912 году после работы XVIII Международного конгресса американистов, проходившего в Лондоне, А. Хрдличка отправился в Санкт-Петербург, откуда совершил поездку в Иркутск и Монголию для сбора материалов по антропологии народов Азии. Он хотел найти подтверждение своей теории об азиатском происхождении индейцев.
Стоит отметить, что в решении этой проблемы Хрдчика был убежденным пропагандистом одной идеи: предок американских индейцев пришел в Америку из Сибири через Берингов пролив. Последний в ледниковое время был не проливом, а перешейком, тем сухопутным мостом, по которому прокладывали свои тропы мамонты, дикие лошади и бизоны, и в погоне за ними, по мысли А. Хрдлички, из Сибири на Аляску — должны были проникнуть первобытные охотники, вооруженные копьями с каменными или костяными наконечниками, не знавшие лука и стрел. На материке Азии исходным центром для расселения по направлению к американским берегам была, как считал Хрдличка, Восточная Сибирь, а конкретно — Прибайкалье.
Берингия. Фото: Из открытых источников
Именно на берегах Ангары еще в 1880-х годах один из пионеров сибирской археологии Николай Иванович Витковский открыл и по тем временам образцово исследовал замечательный Китойский могильник, в котором нашел превосходно сохранившиеся костяки и орудия людей неолитического периода. Находки на Китое получили широкий резонанс во всем цивилизованном мире. О них писали, как о важнейшем открытии в области истории первобытного общества.
За находками Н. И. Витковского последовали новые, не менее богатые. На этот раз в Глазковском предместье Иркутска, где велись в то время большие земляные работы по строительству железной дороги и вокзала. Исследования в Глазково начал Н. И. Витковский, а продолжил их собиратель-энтузиаст Михаил Петрович Овчинников — народоволец, ранее сосланный царским правительством в Якутию, в Олекминск.
С болью в сердце писал М. П. Овчинников о том, как в насыпь железнодорожного полотна валились десятки черепов людей эпохи неолита и бронзового века, "глазковского" периода, а вместе с ними замечательные топоры, диски и кольца из молочно-белого нефрита, каменные скульптуры, изображавшие рыб, фигурки животных и человечков-духов, вырезанные рукой древнего мастера из бивня мамонта и оленьего рога.
Находки Н. И. Витковского и М. П. Овчинникова и были той целью, которая в 1912 году привела Хрдличку в Иркутск. Именно они могли подтвердить гипотезу о том, что родиной американских индейцев была глубинная Азия, берега Байкала. Ведь нигде в Сибири и вообще в Северной Азии не было обнаружено столько останков неолитических людей, не находилось в распоряжении исследователей такой массы археологического и антропологического материала для анализа и размышлений на эту тему. Позже в "Известиях" Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества появилась поразившая иркутян статья, рассказывающая о том, что привлекло американского антрополога на Ангару.
Реконструкция лица по черепу человека Китойской культуры. Фото: Из открытых источников
Спустя четверть века, в 1939 году, Хрдличка вновь посетил Иркутск. Причиной поездки послужило открытие у Бурети на Ангаре могильников неолитических обитателей Восточной Сибири. Помимо костяков древних охотников в могилах находились топоры из полудрагоценного зеленого саянского нефрита, колчаны стрел из кремня и невиданные луки, укрепленные во всю длину костяными пластинами. Было установлено, что древние луки усиленного типа, предшественники сложных луков, — наиболее дальнобойного орудия древних охотников.
На основании новых находок удалось выяснить вехи истории этой части Азиатского материка на протяжении по крайней мере шести тысячелетий, начиная с переходного времени от палеолита к неолиту и кончая зрелой культурой бронзового века. Вместе с Хрдличкой участники раскопок в Бурети осмотрели могилу, где лежали три костяка: женщины, ребенка и взрослого мужчины. Из воспоминаний А.П. Окладникова:
"Тазовая кость женщины была пробита каменным наконечником стрелы. Не сложно представить, что убийство женщины стало следствием ритуала. Вслед за мужчиной-владыкой в страну мертвых должна была следовать и его собственность — женщина.
Ученых больше удивляло присутствие в могиле ребенка, поскольку этот обычай не распространялся на детей. Почему же тогда в расчищенной могиле рядом с женщиной лежал и ребенок? На этот вопрос ответил А. Хрдличка, который рассказал, что когда у индейцев умирала женщина, у которой не было сестры, способной кормить младенца своим молоком, ребенка клали в могилу матери".
Что же касается раскопанных черепов неолитических жителей Ангарской долины, то они, по словам американского антрополога, более всего напоминали хорошо знакомые ему черепа индейцев племени шошонов. Археологический материал, открытый на сибирской реке в 1939 по сравнению с 1912 годом, увеличился на много тысячелетий. На Ангаре к этому времени были обнаружены сначала Мальтинское, а затем поселение палеолитических охотников на мамонта и носорога в Бурети. Последнее оказалось настолько близкой копией Мальты, что сразу же появилась мысль об их принадлежности, если не к одной общине, то двум родственным группам людей.
Приезд А. Хрдлички в СССР в 1939 году послужил базой для контакта между научной мыслью СССР и Америки. Советские ученые много почерпнули из бесед с американским ученым. Яркое впечатление, произведенное научной средой СССР, выражается в ряде статей А. Хрдлички, вышедших в свет после 1939 года. Так, он разрабатывал проекты по антропологическому исследованию народов северо-востока Сибири в связи с проблемой этногенеза американских индейцев. Также хотел найти подтверждение словам Владимира Германовича Богораза об "американоидном" антропологическом типе чукчей и призывал советских антропологов провести комплексное исследование народов северо-восточной Сибири.
Советские ученые Алексей Павлович Окладников и Алексей Владимирович Мачинский выдвинули идею проведения комплексной экспедиции по изучению азиатских эскимосов. Они предлагали провести археологические, антропологические и этнографические исследования. А. П. Окладников вспоминал: "Присутствовавшие на докладе советские ученые — этнографы, археологи и историки — в своих высказываниях соглашались с выводами доктора А. Хрдлички. Г. Н. Прокофьев указал на общие элементы в языках сибирских ненцев, тавгийцев и энцев, с одной стороны, эскимосов, чукчей и коряков — с другой. Названия для моржа, нерпы и многие термины приполярной культуры в этих языках общие <...>".
В 1945 году антропологические исследования среди народов Северо-Восточной Сибири провел Георгий Францевич Дебец, он руководил первым отрядом Северо-восточной экспедиции Института этнографии. Имя ученого-антрополога очень тесно связано с Иркутском, а его становление как ученого началось в ИГУ. Г.Ф. Дебец был уроженцем города Томска, его отец был эмигрантом и преподавал французский язык в гимназиях Томска.
Георгий Францевич Дебец. Фото: Из открытых источников
В июне 1925 года Г.Ф. Дебец экстерном окончил историческое отделение педагогического факультета Иркутского государственного университета, защитив дипломную работу "Итоги и задачи доисторической археологии в Западном Забайкалье", выполненную под руководством профессора Б.Э. Петри. Первоначальные научные интересы были связаны с археологией, а затем — с изучением палеоантропологических материалов. Одновременно с этим он работал в Иркутском краеведческом музее, заведовал отделом археологии.
Г.Ф. Дебец был автором ряда работ в области расоведения, этнической антропологии, палеоантропологии и изучения древнего и современного населения Евразии. В 1940-е года несмотря на разрыв научных связей с Европой и Америкой из-за войны он продолжал развивать проекты по изучению этногенеза эскимосов возникшие ранее между учеными СССР, Дании и США.
В отчете о деятельности Института этнографии в годы войны сказано: "Велась интенсивная работа по подготовке крупных экспедиций 1945 года. Наиболее значительной из них является комплексная чукотская экспедиция по изучению этногенеза народов северо-восточной Азии в связи с этногенезом народов Америки. В Анадырь выехал рекогносцировочный отряд во главе с начальником экспедиции проф. Г.Ф. Дебец, успешно начавший там работу".
Примечательно, что даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе уделялось столько сил и средств на изучение расогенеза и этногенеза, достаточно вспомнить нацистскую расовую политику Германии по отношению к евреям и славянским народам.
Даже первые предварительные данные показали несостоятельность гипотезы В.Г. Богораза и А. Хрдлички об "американоидном" типе чукчей и других народов Сибири. Г.Ф. Дебец отмечал, что "специфичной для чукчей формой носа является вовсе не "орлиная", как утверждал Богораз, а прямо противоположенная", т.е. вогнутая. Он пришел к выводу, что параллели в антропологическом типе чукчей нужно искать не в Северной Америке, а в Центральной и Юго-Восточной Азии. Дальнейшие исследования только подтвердили эту точку зрения.
Основные тезисы связанные с заселением Америки древним человеком Г.Ф. Дебец изложил в статье "Антропология Сибири и проблема заселения Америки":
Теория заселения Америки через область Берингова пролива может теперь считаться доказанной. Предки всех американских индейцев, некогда прошли в Америку через Сибирь. Проникновение человека в Америку другими путями не исключается, но существенного влияния они не оказали.
В составе древнейшего населения Америки, проникшего берингоморским путем, были люди не только монголоидного, но и других расовых типов. По этому вопросу автор приводил в пример народ айнов, проживающий в Приморье.
Заселение Америки не растягивалось на тысячелетия и этот процесс был кратким, все или почти все десять миллионов индейцев, населявших Америку к приходу европейцев, происходят от одного крайне малочисленного племени. Автор полагал, для этого достаточно, чтобы средний прирост составлял около одного человека в год, при условии, что первоначальное заселение Америки состоялось около 25 тысяч лет назад.
Схожую точку зрения высказал в 1951 году американист-антрополог Д. Б. Бердсел, выступив с гипотезой участия в формировании физического типа аборигенов Америки людей "архаичных европеоидов", под которым автор подразумевал "амурский тип", близкий к айнам. Тезисы, выдвинутые Г.Ф. Дебецем, во многом продолжают оставаться общепринятыми за исключением вопроса волн заселения Американского континента.
Современные ученые, исследующие проблему заселения Америки древним человеком, расширили спектр дисциплин. Они используют методы моделирования климата и рельефа местности периода последнего Ледникового периода, обратились к лингвистическим составляющим языка населения Северо-Восточной Азии и Северной Америки. Самым перспективным направлением стало развитие генетики и такого направления как палеогенетика, которые подтверждают ранее выдвинутые теории заселения Америки через Беренгию, несколькими волнами людей из Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии.
Что касается проблем происхождения первых американцев с точки зрения молекулярной биологии, несомненного внимания заслуживает исследование Мирославы Владимировны Деренко. На основании изучения распределения групп митохондриальной ДНК у народов Сибири установлено наличие набора американских вариантов у тувинцев и бурят. Этот факт интерпретируется как отражение генетического сходства предковых монголоидных популяций. Вместе с тем картина миграций в Новый Свет была сложной, включавшей несколько волн заселения, в которых могли принимать участие наряду с монголоидами, европеоидные и смешанные популяции.