Сильные ливни и шквалистый ветер обещают в Иркутской области 15 июля
14 июля, 16:35
Обзор самых популярных новостей за 15 июля
21:00
Авито Спецтехника и "КАМАЗ-мастер" вместе проедут по "Шелковому пути"
20:56
Сильный ливень превратил улицы Иркутска в реки
19:51
В Иркутске отремонтировали улицу Геологов раньше срока
19:47
Подтопило дороги и повалило деревья: последствия непогоды устраняют в Иркутске
19:36
Движение ограничат на улице Култукской в Иркутске
19:28
В непогоду десятибалльные пробки образовались на дорогах Иркутска 15 июля
19:01
В Иркутске в этом году благоустроят шесть общественных пространств
18:25
Эти скрытые болезни могут шокировать любого - тайные симптомы и врачебная правда
18:19
Аварийные отключения электричества произошли в Иркутске и Шелехове в непогоду
18:05
В ГД поддержали блок поправок Кабмина к проекту закона о развитии Байкальской территории
18:05
Грозы и сильный ливень пришли в Иркутск
17:59
Безнадзорная собака напала на 7-летнего мальчика в Бодайбо
17:30
Маленькому принцу здесь бы понравилось: в Иркутске проходит выставка алых и не только роз
17:19
Областные парламентарии провели встречу с фермерами и депутатами Аларского района
17:14

Вице-спикер ЗС Приангарья: Деревня будет жить, если власти уделят ей достаточно внимания

Сегодня отрасль сельского хозяйства особенно нуждается в государственной поддержке, подчеркнул Кузьма Алдаров
10 июня 2022, 18:58 Политика
Вице-спикер Кузьма Алдаров Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Вице-спикер Кузьма Алдаров
Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Иркутская область всегда славилась своей сельскохозяйственной отраслью. В регионе работают не только крупные предприятия агропромышленного комплекса, но и небольшие крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. В нынешнем году поддержка отечественного производства и обеспечивающих отраслей промышленности стала одной из главных задач для депутатов и правительства Приангарья. По словам заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области Кузьмы Алдарова, сегодня отрасль сельского хозяйства и работающие в этой сфере местные жители особенно нуждаются в государственной поддержке. Деревня должна жить и будет жить, если и региональная, и федеральная власти будут уделять ей достаточно внимания. В интервью ИА IrkutskMedia вице-спикер регионального парламента рассказал о главных трендах развития сельскохозяйственной отрасли, обеспечении продовольственной безопасности в Приангарье и планах баллотироваться на выборы в Заксобрание в 2023 году. 

— Кузьма Романович, как в целом сегодня развивается сельскохозяйственная отрасль Иркутской области? Какие тенденции вы отмечаете? 

— По многим параметрам область показывает очень хорошие результаты. Растут объемы производства пшеницы, зерна. В этом году достигнуты достаточно хорошие показатели по урожайности. Неплохо складывается продуктивность дойных коров — 6,3 кг молока на одну корову в год.

Все результаты достигнуты благодаря государственной поддержке. Но должен заметить, что федеральные средства Иркутская область получает в меньшем объеме, чем, например, Красноярский и Алтайский края, Новосибирская область.

— Какова динамика объема инвестиций в агропромышленный комплекс Иркутской области в последние годы? На что идут основные суммы? 

— В основном средства направляются на поддержку растениеводства и животноводства. Это приобретение ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений и так далее. В 2019 году на эти цели было направлено 2,7 млрд рублей. В 2020 году финансирование было снижено до 1,7 млрд рублей. В 2021 году мы увеличили поддержку до 2,3 млрд рублей. На этот год запланировали 2,4 млрд рублей. При этом уровень 2019-го еще не достигнут. 

Вместе с тем в этом году в регионе возникла проблема нехватки средств на возмещение расходов на приобретение средств защиты растений. Пока неясно каким будет год, но нужно бороться с сорняками, вредителями. Инсектициды, пестициды, гербициды — без них хорошего урожая не получить. Поэтому и губернатора настраиваем на то, что нам нужно увеличить поддержку сельского хозяйства, выйти хотя бы на уровень 2019 года. Посмотрим, какое решение будет принято при рассмотрении корректировок в бюджет. Сегодня важно, чтобы крестьянско-фермерские хозяйства, сельхозорганизации почувствовали эту поддержку. 

— Какая еще помощь оказывается сельхозтоваропроизводителям в Иркутской области? 

— По поручению президента была запущена грантовая программа для начинающих фермеров. Средства они могли направить на покупку сельскохозяйственной техники, заготовку кормов и прочее. 

Крестьянско-фермерские хозяйства, конечно, не могут накормить всю область, но они помогают нам сохранить деревни.

С 90-х годов деревни не видели новых тракторов. После запуска программы поддержки фермеры начали активно в ней участвовать, получать технику и заниматься производством мяса и молока. Если в деревню пришел трактор, считалось, что жизнь в ней оживала. Поэтому фермеры активно получали гранты. В Иркутской области такую денежную поддержку оказали 500 молодым семьям.

Два года назад программа завершилась. Началась новая — "Агростартап". Хотя я считаю, что тенденцию выдачи грантов начинающим фермерам нужно поддерживать. Эта тема очень важна для Иркутской области. Агрохолдинги не могут охватить всю территорию региона. В Приангарье насчитывается 27 сельскохозяйственных районов, в которых проживают фермеры. Поэтому мы активно занимаемся продвижением грантов, чтобы люди в деревне имели необходимую технику, могли заготовить корма, сохранить поголовье скота и так далее.

— Изучаете опыт других регионов?

— Недавно с депутатами Законодательного собрания Иркутской области посещали Новосибирск. На мой взгляд, они прохладно относятся к фермерской поддержке. Думаю, в нашем регионе мы идем в правильном направлении. Последние полученные данные по сельскому хозяйству показывают рост по количеству крупного рогатого скота, производству молока, мяса. 

Что касается овощей и картофеля, здесь хорошую урожайность деймонстрируют крестьянско-фермерские хозяйства. Их объем не такой большой, чтобы накормить всю область, тем менее позитивная динамика есть.

— На какие еще секторы направлено внимание региональных властей? 

— Еще один непростой сектор — личные подсобные хозяйства. Здесь мы наблюдаем процесс старения населения. Молодежь не хочет заниматься хозяйством. В итоге идет сокращение поголовья скота, площади, засаживаемой картофелем и овощами. Сегодня это дает не очень хорошие тенденции на рынке продовольствия Иркутской области. Уже в феврале в Приангарье закончились свои картофель, морковь и капуста. Обеспечивать школы, детские сады и больницы "борщевым набором" приходилось из Красноярского края, Кемеровской области и других регионов.

Минсельхозу нужно внимательно следить за ситуацией, увеличивать поддержку тех, кто занимается производством овощей. Важно, чтобы личные подсобные хозяйства развивались и работали.

Недавно Минсельхоз РФ заявил о поддержке личных подсобных хозяйств при условии, что они имеют статус самозанятых. С этого года вводится прямая субсидия. Деньги будут напрямую перечислять человеку на стимулирование производства молока, мяса, картофеля и овощей. Пока поддержку получат только пять регионов. Иркутской области в этом списке нет. Но сама тенденция радует. Наконец, обратили внимание на сектор сельского хозяйства, который в принципе всегда был в забвении — никто ему никогда сильно не помогал, не трогал. Мы только идем по пути того, чтобы помочь в закупе молока и мяса у ЛПХ через кооперативы с последующей отправкой на переработку.

При этом цены диктуют кооперативы. Уже третий год люди жалуются, что в Иркутской области цена на закуп молока остается минимальной — 18 рублей. Многие пользуются этим. Держат цены, потому что понимают, что владельцу личного подсобного хозяйства больше некуда сдать молоко. Долго бьемся, чтобы основные покупатели увеличили стоимость закупа.

Здесь также важна работа Минсельхоза, потому что именно министерство устанавливает минимальную цену закупа молока для кооперативов, чтобы выплатить ему субсидию.  

— Что можете сказать о социальном развитии сельских территорий? 

— Сегодня социальное развитие сельских территорий идет достаточно активно. В Иркутской области строятся и ремонтируются социальные учреждения — школы, детсады, больницы, в том числе ФАПы. С 2018 года в Приангарье возобновилось строительство Домов культуры. До этого новые ДК в регионе не возводили около 7-10 лет. Была только программа по капремонту зданий. Средства Домам культуры выделялись на обновление оборудования, мебели, костюмов и так далее. Сейчас, правда, программу снова закрыли, но власти знают об этой проблеме.

Недавно совместно с губернатором региона и еще двумя мэрами мы присутствовали на встрече председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко с работниками социальной сферы села. Мне понравился ее подход —  очень жесткий, конкретный. Она прямо спрашивала министерства, что они делают для развития сельских территорий. Сказала четко и ясно: мы должны создать условия на селе равные условиям городского жителя, чтобы сельские территории также были обеспечены всей социальной инфраструктурой и люди не чувствовали себя оторванными от общей жизни, от тех тенденций, которые происходят в современном мире. Понятное дело, не все решается сразу, но по крайней мере есть желание у руководства Совета Федерации направлять эту тему.

Продолжая разговор о строительстве социальных объектов. Сегодня оно реализуется немного не в тех объемах, которые были в 2017-2018 годах, тем не менее строительство продолжается. По 1-2 объекта в деревне ремонтируем, строим.

— Какие еще трудности есть? 

— До 2020 года власти выделяли субсидии на приобретение и строительство жилья для работников, проживающих на селе. Только в 2019 году свои жилищные условия улучшили 233 семьи. Затем программу закрыли. Вместо этого стали выдавать сельскую ипотеку. Сельская ипотека, конечно, хорошая инициатива, но к сожалению не все люди, особенно фермеры и селяне, могут ее себе позволить. Потому что ни каждый может платить определенную сумму каждый месяц. В связи с этим нужно вернуть систему с финансированием строительства жилья за счет средств бюджета. В 2021 году нам удалось убедить губернатора, чтобы финансировать программу из областной казны. В 2022 году на это направление впервые было выделено 180 млн рублей. Теперь поддержку на строительство жилья могут получить порядка 160-170 семей. 

Я много езжу по деревням. Вижу, как люди строят дома со всеми удобствами, не стесняются в площадях. Такие дома украшают деревню. Это дает надежду на то, что деревня у нас будет развиваться и жить. 

Также ведется большая работа по реконструкции дорог в сельских территориях. Это тоже очень правильная и важная тенденция.

— Часто в информационном поле звучит проблема нехватки кадров, особенно в бюджетных учреждениях? Возникают ли такие проблемы в сельских территориях Приангарья? 

— Сегодня в сельских территориях не хватает врачей и фельдшеров. Ситуация достаточно непростая, поэтому ей также нужно уделять особое внимание — растить кадры и приглашать. Другого варианта нет. Недавно были в Ольхонском районе. В деревне построили ФАП, а фельдшера найти не могут. В итоге стоит современное рабочее здание, а работать некому. Соответственно и население не может оперативно получить необходимое лечение. И это касается не только врачей, но и других работников бюджетной сферы. Обсуждаем эту тему, в том числе на площадке Законодательного собрания. Особенно сложная ситуация в западных сельских районах — Тулун, Тайшет, Нижнеудинск и так далее. 

Я оптимист, считаю и верю в то, что деревня должна жить и будет жить, если и региональная, и федеральная власти будут уделять ей достаточно внимания. Все равно люди хотят жить на земле, чтобы дети могли видеть, что такое цыпленок, поросенок, козленок. Это же тоже хорошо — чистый воздух, свежая и экологически чистая пища, здоровое поколение. Поэтому сельские населенные пункты и сельхозпроизводства надо поддерживать. У нас очень жесткая позиция по данному вопросу. Сейчас существует много хороших программ, которые настраивают жителей на то, что они не брошены, про них не забыли.

— Как вы оцениваете подготовку Приангарья к посевной кампании в этом году? 

— Не без трудностей. Всякая посевная всегда проходит в условиях, когда начинается резкий рост цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения. В этом году, из-за того что доллар быстро поднялся, также увеличилась стоимость техники. Многие заказывали технику и потом отказывались от нее из-за высоких цен.

Вместе с тем, не могу не похвалить Минсельхоз региона. В прошлом году они начали выдавать субсидии в апреле-мае, когда уже вовсю шла посевная. В этом году, учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, первое на что обратило внимание правительство — сельское хозяйство. Мы должны четко и ясно понимать — люди должны быть обеспечены питанием. В итоге были выделены субсидии на приобретение кормов, увеличен фонд лизинговой кампании для покупки техники и прочее. Финансы начали выдавать уже в марте-апреле. Поэтому в этом году не было больших претензий к работе Минсельхоза по поводу обеспечения субсидиями — деньги были доведены в срок. Но проблема — рост цен на ресурсы, которыми обеспечивается наше сельское хозяйство, остается. 

— С какими проблемами столкнулись предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области из-за санкций? Как удается их решить? 

— На недавнем совещании представители предприятий пищевой и перерабатывающий промышленности Приангарья жаловались на то, что могут возникнуть проблемы с обеспечением ветпрепаратами и импортными премиксами. Кроме того, наблюдался рост цен на упаковку и этикетку. Соответственно подорожала техника, запчасти, особенно для импортных тракторов, комбайнов. Сейчас, к сожалению, есть трудности. Найти замену пытаются в Китае. Однако все эти тенденции не могут не влиять на конечную стоимость товаров. Многое у нас не производится, завозится из-за границы.

— Как сегодня обеспечивается продовольственная безопасность в Иркутской области?  Есть ли проблемные моменты? 

— Все предприятия пищевой перерабатывающей промышленности в Иркутской области продолжают работать и выпускать продукцию. Ее достаточно для того, чтобы обеспечить наше население. Однако предприятия также нуждаются в поддержке. Так, например, хлебопеки заявили о недостаточной помощи со стороны региональных властей. Федерация выделила производителям хлеба около 2,5 млрд рублей для компенсации расходов на приобретение муки из-за роста цен. Регионы добавили по 2,5 рубля на кг хлеба. Но в Иркутской области этого не сделали, остановившись только на федеральной поддержке. К сожалению, правительство Приангарья этот момент не урегулировало, что не совсем хорошо.

Кроме того, производители хлеба попросили нас о возможности выделения дополнительных средств на производство продовольственного зерна, которого сегодня не хватает. Работаем в этом направлении.

В производстве молока и колбасных изделий пока все в порядке. Однако мы должны признать то, что в Иркутской области достаточно высокие цены на продовольствие. Поэтому к нам идет серьезный поток продуктов питания из других регионов. Это Красноярский край, где гораздо серьезней поддержка сельского хозяйства.

Если в 2022 году на эти цели в Приангарье было выделено 2,4 млрд рублей, то Красноярский край уже третий-четвертый год выделяет по 8 млрд рублей. Естественно производители готовы привозить продукты в наш регион по меньшей цене. Поэтому в этом вопросе Иркутской области нужно дорабатывать. Мы уже говорили об этом губернатору и главе Минсельхоза Приангарья.

Министр также был с нами в поездке в Красноярский край, видел всю эту ситуацию. Другое дело, что мы начинаем сталкиваться с финансовым блоком правительства, которое говорит, что денег нет. 

— Насколько Иркутская область сегодня обеспечена продуктами питания собственного производства, в том числе овощами?

— Конечно упустили ситуацию по картофелю, потеряли очень большие площади по посадке. Поэтому его сейчас не хватает. Как и овощей тоже. Взять ту же "Искру", которая давала около 4 тысяч тонн овощей и могла обеспечивать ими больницы, школы, детсады. Сегодня важно кардинально пересмотреть эту ситуацию, поддержать всех кто занимается производством овощей и картофеля.

Немного тревожная тенденция по снижению поголовья скота и производству молока. Держим эту ситуацию на контроле. Помню работал в Минсельхозе, так там за каждую корову отвечали — не дай бог идет снижение поголовья. Ситуацию также обсудили на федеральном уровне. На совещании с вице-премьером Викторией Абрамченко было решено помочь тем, кто занимается производством молока и мяса, дать им дополнительную субсидию на приобретение и заготовку кормов. В нашем регионе также стараемся отрегулировать ситуацию. 

Кроме того, смущает система оценки произведенного молока и мяса. Минсельхоз ввел требование, что все молоко должно учитываться в системе "Меркурий". Но не все жители сельских территорий имеют как компьютеры, так и интернет-связь. В связи с этим было потеряно около 30% получателей субсидии. Из-за отсутствия помощи многие хозяйства начали закрываться. 

К этой проблеме нужно отнестись очень внимательно. Отказать в поддержке — большой проблемы нет, а восстановить хозйство — очень сложная и напряженная работа. К сожалению, не все это понимают. Поэтому мы пытаемся эту тему поднять, но пока не получается. Надеюсь, что изменения в бюджете все-таки будут приняты. 

— Хватает ли сегодня мяса говядины, птицы, свинины для обеспечения населения Иркутской области? 

— Пока никаких особых беспокойств не вызывает, что у нас будут какие-то сбои с продовольствием. Немного не достает мяса говядины, зато по мясу курицы и яйцу все хорошо. В регионе работают очень мощные птицефабрики, мясокомбинаты. Проблема есть с торговыми сетями. Все жаловались на то, что они устанавливают высокие торговые надбавки. При этом сами сельхозтоваропроизводители стараются сдерживать цены. Поэтому здесь есть над чем поработать. Все проблемы, в том числе обсуждаем в рамках антикризисного штаба.

Надо отдать должное губернатору, что он оперативно организовал антикризисный штаб, выявил отдельные направления, связанные с обеспечением продовольственной безопасностью. Эту тему в правительстве Приангарья ведет Анатолий Прокопьев. Он понимает всю ситуацию, прорабатывает реальные механизмы поддержки производства сельхозпродукции и ее реализации. 

— Планируете ли вы принять участие в предстоящих выборах в региональный парламент? Какие задачи ставите перед собой? 

— Если коллеги с моего избирательного округа посчитают, что я им полезен и еще нужен, то я готов поработать. Проблем много — это и поддержка села, и поддержка людей, которые непосредственно работают и живут в сельской местности. Опыт у меня есть. Проделана большая работа. Есть понимание того, как решить ту или иную задачу. Конечно все говорят о том, что нужно омоложение кадров и так далее. Я не возражаю, но надо понимать, что здесь нужен человек с соответствующей подготовкой и образованием. Думаю, что в начале следующего года решение будет принято. Если мне скажут, давай еще поработаем вместе, то я готов. 

147016
14
51

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии