Представители энергетических компаний и компетентных ведомств рассказали к каким последствиям приводит "серый" майнинг в Иркутской области. По меньшей мере сгорает оборудование и недвижимость, где расположены майнинг-машинки. В некоторых случаях сотрудники МЧС сообщают о погибших и пострадавших. В погоне за "легкими" деньгами майнеры рискуют нарваться не только на правосудие, но и воров, которые будут не прочь поживиться дорогостоящей техникой. О чем еще стоит знать серым "криптоэнтузиастам" — рассказали эксперты корр. ИА IrkutskMedia.
Страдают граждане и предприниматели
Генеральный директор "Байкальской энергетической компании" Олег Причко сразу обозначил, что майнинг бывает "белый" и "серый". Первый, как и любой другой вид деятельности, официально легализует отношения со всеми участниками этого процесса. Представители "серого", как правило, скрывают свою деятельность, потребляя электроэнергию по тарифам для населения (субсидируемым), при этом нарушая правила технологического присоединения, а также правила пожарной безопасности.
Пресс-конференция "Как победить нелегальный майнинг?". Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Опасность может быть рядом с вами
В настоящее время специалисты столкнулись с проблемами создания майнинг ферм в многоквартирных домах. Важно понимать, что проводка в домах планируется исходя из стандартизированных нагрузок на внутреннюю электрическую сеть. На сверхмощное потребление электроэнергии она не рассчитана. И после установки шумобоксов с "асиками" на балконах под угрозу попадают десятки или сотни людей.
Пожар в квартире из-за майнинга. Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области
Как рассказал начальник отдела информации и связей с общественностью ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Шутов, с начала 2022 года на произошедших пожарах в 23 случаях было обнаружено майнинговое оборудование. Последние примечательные случаи произошли в многоквартирных домах в Черемхове и Ангарске. Оборудование загорелось на балконах обычных жилых домов.
"Если говорить о правилах пожарной безопасности, то любое электрооборудование, которое находится в офисе или дома, не должно быть включенным без присмотра. "Серые" майнеры обычно никогда не присутствуют в тех квартирах или домах, где установлены машинки. По большей части из-за высокой температуры или шума. Незаконные предприниматели уезжают и оставляют технику в режиме постоянного потребления энергии. В правилах противопожарного режима предусмотрено, что любая электротехника должна быть отключена, если человек не находится в доме. Получается, что майнеры нарушают правила пожарной безопасности ради получения выгоды", — отметил Андрей Шутов.
Из-за этого возникают и несчастные случаи, как, например, 7 января в садоводстве Иркутского района. Во время пожара владелец дома попытался спасти оборудование, но получил ожоги и долгое время находился на лечении. В 2021 году в результате короткого замыкания электропроводки в гараже, где были установлены машинки, погиб глава семейства и пострадал его сын.
Начальник ООДП УР по борьбе с преступлениями против собственности УУР ГУ МВД России по Иркутской области Иван Кузьмин и начальник отдела информации и связи с общественностью ГУ МЧС России по Иркутской области Андрей Шутов. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Но особую опасность нелегальный майнинг составляет для жителей газифицированного Ангарска. Городские пожарные подразделения реагируют на возгорания по повышенному номеру. Ведь неизвестно, к чему может привести промедление.
"Изначально при проектировании таких домов инженерная электрическая не была подготовлена для значительной нагрузки, поскольку есть газ. В таких домах внутренняя проводка более слабая. К тому же газ является дополнительным поражающим фактором", — объяснил Андрей Харитонов.
Прецедентный случай произошел в областном центре. Житель Иркутска установил машинки для майнинга в квартире. По предварительным расчетам сумма ущерба почти 1,3 млн рублей. Судебное заседание пройдет в ближайшее время.
Кражи оборудования
Майнинговое оборудование не только влечет за собой последствия в виде пожаров и гибели людей, но и приковывает внимание воров. Как рассказал начальник ООДП УР по борьбе с преступлениями против собственности УУР ГУ МВД России по Иркутской области Иван Кузьмин, 175 уголовных дел возбудили по фактам краж оборудования для майнинга в Приангарье в 2022 году. По его словам, с начала этого года были установлены подозреваемые по 35 уголовным делам. 19 дел уже направлено в суд. При этом доля хищений майнингового оборудования в общей структуре таких преступлений не велика. Она не превышает 2% от общего числа в текущем году.
По словам Ивана Кузьмина, переход майнинга в легальную плоскость предполагает и защищенность оборудования. Однако зачастую такие машинки устанавливаются в неохраняемых местах, где оно не создает помехи для окружающих. Например, в частных домах в сельской местности или на балконах.
"Обнаружить оборудование можно по внешним признакам. Это шум, обилие проводки, множественные подключения. В полузаброшенных частных домах сразу бросаются в глаза линии подключения: антенны или сети интернета. Именно такие места становятся объектами криминальных посягательств. Также небольшая часть преступлений связана с кражами из жилищ. Фактов хищения со специальных площадок практически нет", — отметил подполковник полиции.
Поскольку большинство серых пользователей оборудования отслеживают его дистанционно, и не всегда могут заметить факт кражи сразу. Ведь бывают отключения электроэнергии или сбои в работе оборудования. Со временем, по словам спикера, пользователи перестают обращать внимание на уведомления программ о том, что техника перестала работать. А позже, приехав на место, они обнаруживают факт хищения. Соответственно пострадавшие поздно сообщают об этом в полицию, что затрудняет поиск преступников.
Нарушаешь — в суд
"Проблема майнинга обострилась в 2019-2020 годах. В 2021 году мы начали выстраивать работу, взаимодействовать с ведомствами и прорабатывать судебную практику. С начала 2022 года мы имеем порядка 436 исковых заявлений на общую сумму более 225 млн рублей. Положительные решения получены в 132 случаях. Сумма взыскания составляет около 100 млн рублей. Остальные дела сейчас рассматриваются в судах разных инстанций", — отметил директор "Иркутскэнерго" Андрей Харитонов.
Директор "Иркутскэнерго" Андрей Харитонов. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Одним из самых крупных дел стало взыскание почти 30 млн рублей с майнера в Баяндае. Он создал свою "майнинг ферму", замаскировав ее под коровник и ежемесячно потреблял порядка 800 тысяч кВт/ч, что сопоставимо с энергопотреблением небольшого промышленного предприятия. Владелец участка не пускал представителей "Иркутскэнергосбыта" на территорию. После обращения в суд и последующего выезда на территорию этой "фермы" на участке было обнаружено несколько забитых сеном помещений, под которым находились стеллажи с розетками, они в свою очередь использовались для подключения энергоемкого оборудования.
"Один из майнеров попытался объяснить огромное потребление электроэнергии следующим: "Потребление энергоресурса было связано с работой водогрейного котла, при помощи которого кипятилась хлорированная и получалась дистиллированная вода, необходимая для проведения водоохранных мероприятий". Только вот суд сказал, что проведение водоохранных мероприятий не может быть признано коммунально-бытовой нуждой. Согласно перерасчету, за 3 месяца житель Иркутска недоплатил более 1,6 млн рублей", — рассказал Андрей Харитонов.
Как заверили спикеры, правовой основой для вынесения положительных решений по искам о взыскании с серых майнеров по тарифу для предпринимателей обычно становится перечень традиционных для физических потребителей нужд (освещение, отопление помещений, приготовление еды, электронагревательные приборы и пр.). Майнинг в это число не входит, поэтому у компаний есть основания заставить по суду оплатить потраченную электроэнергию уже согласно коммерческому тарифу. С некоторыми предпринимателями удается договориться.
С начала 2022 года заключено 20 мировых соглашений и прекращен 81 иск в связи с оплатой и переводом таких предпринимателей на коммерческий тариф для их дальнейшей работы.
Директор "Иркутскэнерго" Андрей Харитонов и генеральный директор "Байкальской энергетической компании" Олег Причко. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Как отмечает Андрей Харитонов, жители стали внимательнее относиться к безопасности и сообщать о проблемах.
"У нас уже есть несколько десятков обращений от управляющих компаний, администраций муниципальных образований с просьбами помочь разобраться в подобных ситуациях. Мы реагируем на каждое такое обращение, всегда разъясняем риски и возможные последствия при работе специфичного оборудования в неприспособленных для этого помещениях", — отметил спикер.
Обратиться с жалобами могут и обычные жители любым удобным для них образом — по телефону 8-800-100-9-777 или по телефону доверия: (3952) 797-537, 792-480, на электронную почту mining@es.irkutskenergo.ru, а также в группах компании "Свет38" в "Одноклассниках" (12+), "Вконтакте" (12+) и Telegram (12+).
Навести порядок в криптобизнесе
Энергетики отмечают, что исходя из действующей схемы, бизнес фактически спонсирует нелегальных майнеров. Ведь в Иркутской области введено перекрестное субсидирование. Предприниматели доплачивают за низкий тариф для населения. Только бюджетные учреждения Иркутской области в 2021 году перекрестно просубсидировали на сумму более 900 млн рублей. А в части компенсации льготной цены на покупку электрической энергии — на сумму более 1,3 млрд рублей.
Если в соответствии с законодательством "серые" майнеры начнут оплачивать потребленную электроэнергию как весь остальной бизнес, даже по самому низкому тарифу для предпринимателей, то скрытая ими выручка, в том числе для налогообложения составит более 2 млрд рублей. Выходит, что эта сумма не поступила в бюджет Иркутской области. Это не считая того, что остались не уплаченными налоги и другие обязательные для законопослушных предпринимателей платежи. Областной и местные бюджеты не досчитались суммы в более 500 млн рублей.
Правительством РФ было принято решение ввести дифференцированные тарифы. Методику для расчетов разрабатывает Федеральная антимонопольная служба. Ведомство предложило формулы для различных категорий потребителей, в зависимости от того объема электроэнергии, который им необходим. Сейчас задача региональных властей — адаптировать эту методику под специфику региона и ввести эти дифтарифы, чтобы снять нагрузку с честных предпринимателей. Но документ пока не принят.