Велозаезд от Московских ворот до амфитеатра острова Юность впервые прошел по Цесовской набережной в Иркутске. Участники исторического события в рамках мероприятия узнали о том, что ранее находилось на этой закрытой территории. В роли гида для велосипедистов выступила старший научный сотрудник музея истории Иркутска Ксения Никонова. Она рассказала, какую важность для города представлял утраченный отрезок набережной, который преобразится в ближайшем будущем, пишет корр. ИА IrkutskMedia.
Отметим, что в настоящий момент на этом месте идут работы в рамках инвестиционного проекта "En+ Group" по комплексной реконструкции Цесовской набережной. Он проводится по инициативе основателя компании Олега Дерипаски. На протяжении многих лет предприниматель принимает активное участие в развитии сибирских городов.
Перед стартом заезда велосипедисты поучаствовали в квизе, в рамках которого они узнали, почему город благодаря таким проектам может встать на один уровень с мировыми мегаполисами как Токио, Барселона и Пекин.
Дело в том, что автором проекта нового квартала на этом месте выступает японский архитектор мирового уровня Кенго Кума. Это его первый опыт работы с российскими архитекторами. Ранее он высоко зарекомендовал себя работами в крупных мегаполисах.
Велоэкскурсия, которая заняла не более полутора часов, имела ряд тематических остановок на особенно знаковых местах. Первая из них оказалась недалеко от строительной площадки, в районе Вечного огня — бывшая ЦЭС. Гид рассказала, что данная территория отгородилась от остальной части города более 100 лет назад.
"В 1910 году была построена Центральная электростанция, которая подала электричество в учебные и общественные заведения Иркутска. До ее появления в городе были лишь частные электростанции", — отметила Никонова.
Однако еще до начала строительства ЦЭС на данном участке земли кипела жизнь. Как утверждает эксперт, быть иначе и не могло, ведь нынешняя Цесовская набережная располагалась близ места основания острога. Улица Береговая (простирающаяся от реки Ушаковки, ныне Нижняя Набережная — прим. ред.) появилась на картах еще в 18 веке и имела единую набережную.
"Самое первое здание, которое появилось на территории бывшей ЦЭС, — питейный дом. Рядом с острогом, амбарами, воеводским домом и первыми церквями города. Тогда это место было центром переправы через Ангару, поэтому пользовалось популярностью", — уточнила Никонова.
Она добавила, что в те времена мостов не было, люди прибегали к помощи различных плавсредств. Спустя время появились паромные переправы: одна выводила на московский тракт (в Москву), другая — в Глазковское предместье. Питейный дом, по словам эксперта, простоял на этом месте около века, а затем в 1866 году на этом месте обосновалась телеграфная контора.
Также незадолго до наступления 20 века, на том же месте, где сделали остановку велосипедисты, успел разместиться и городской театр. Неоднократно его здания горели и отстраивались вновь и вновь на пожертвования горожан. Однажды было решено возвести каменное здание (драмтеатр им. Охлопкова — прим. ред.), а пока велись работы, по реке к Цесовской набережной из Тальцов спустили части деревянного здания и возвели из него временный театр.
С началом эксплуатации нового каменного здания театра деревянное сооружение разобрали. Началось возведение ТЭЦ, а рядом с ней появился водопровод. До этого момента воду горожане набирали непосредственно в Ангаре. Эти объекты сделали жизнь иркутян гораздо комфортнее, но отгородили, по понятным причинам, участок набережной от жителей.
"И если участок, который рядом с первыми церквями города остался важным и интересным, то этот участок оказался никому не интересен. Береговая линия до этого момента была совершенно непроходимой, но в дальнейшем появится новая рекреационная зона для горожан, а заодно привлечет и внимание туристов", — заявила Никонова.
Всего на месте проведения строительных работ "En+ Group" собирается построить сразу девять объектов различного назначения. В истории Иркутска, по словам эксперта, такое массовое строительство было лишь однажды — после большого пожара 1879 года. Тогда в огне была уничтожена вся центральная часть города, после чего стартовала массовая застройка городских кварталов.
За 100 лет до этого события, в 1784 году, на территории Цесовской набережной, но уже ближе к нынешнему зданию Курбатовских бань, располагалось здание городской Думы. Что касается самих бань, то они появились лишь после большого пожара и сразу стали одним из важнейших пунктов городской социальной структуры. Именно возле них произошла вторая остановка в рамках велозаезда.
Сначала участок со сгоревшим зданием, рассказывает гид, выкупил иркутский городской глава Владимир Сукачев. Он открыл общественные бани, а в дальнейшем ее присмотрели купцы Курбатов и Русанов. Они решили строить свои бани, которые впоследствии были охарактеризованы не иначе как роскошными, самыми комфортными, передовыми по оборудованию и внутреннему устройству в городе.
"Во всей Сибири таких бань не было. Чего только стоило наличие индивидуальных номеров. Вместительность бань составляла порядка 250 человек", — добавила Никонова.
Предполагается, что по итогам реконструкции объект будет доступен для всех желающих, а внутреннее убранство воссоздадут в стиле 19 века. После революции бани были национализированы и продолжали пользоваться популярностью среди населения на протяжении многих лет. Однако со временем все пришло в упадок и здание было утеряно.
Не обошли участники велопробега и еще одно интересное здание на углу улицы Чудотворской — "Дом речника". В нем селились работники Восточно-Сибирского речного пароходства. А еще раньше на месте здания с колоннами, исполненного в стиле советского конструктивизма, располагался самый старый объект этого участка набережной — Чудотворская церковь. Она была разрушена в начале 20 века.
Свой рассказ Ксения Никонова резюмировала тем, что очень ждет завершения реконструкции Цесовской набережной. Ведь то, что происходит сейчас, безусловно, является важным историческим событием.
Прокомментировал событие и один из участников велозаезда, организатор любительских велопробегов Владимир Корнилов. По его словам, городскую набережную ждут большие перемены, совсем скоро можно будет совершать прогулки от Ушаковки, вдоль Ангары и до самой плотины ГЭС.
"Вместе с "En+ Group" мы сделали первый заезд по исторически закрытой территории, которая будет в перспективе основной велосипедной зоной. Хочу поблагодарить компанию за организацию этого мероприятия. Все мы с нетерпением ждем окончания работ на этой территории", — подчеркнул Корнилов.
Он заверил, что места скептицизму относительно появления новых городских веломаршрутов в связи с преображением набережной попросту не может быть.