День России отметили в Иркутске праздничным концертом
12 июня, 19:24
Пятеро военнослужащих из Иркутской области вернулись из украинского плена
12 июня, 23:22
В Приангарье проводят проверку по факту дискредитации ВС РФ местной жительницей
12 июня, 22:32
Последний в Тайшетском районе ветеран-фронтовик ушел из жизни
12 июня, 22:07
Обзор самых популярных новостей за 12 июня
12 июня, 21:00
СК возбудил уголовное дело из-за жесткого избиения мужчины в магазине Братска
12 июня, 20:42
В Иркутском районе пресекли проведение нелегальных гонок
12 июня, 19:10
Медведя заметили на дороге в Центральном районе Братска
12 июня, 18:17
В Приангарье стартовал конкурс Женского движения ЕР "Вызовы времени: Женский вклад"
12 июня, 18:00
Вахта Победы: трудящиеся Ставрополья боролись за сталинский урожай
12 июня, 17:05
Машина снесла забор и перевернулась на крышу в Шелехове
12 июня, 16:35
В Бодайбо открыли мемориальную доску Герою России
12 июня, 15:53
83-летняя женщина получила ожоги рук на пожаре в Усольском районе
12 июня, 13:42
Очередь из машин образовалось у паромной переправы на Ольхон 12 июня
12 июня, 13:25
23-летний житель Приангарья получил срок за избиение сожительницы
12 июня, 12:48
Военнослужащий из Ольхонского района погиб в зоне СВО
12 июня, 12:17

Велозаезд по Цесовской набережной впервые прошел в Иркутске

В рамках мероприятия опытный гид рассказала историю утраченной части города, которую En+ Group собирается вернуть горожанам
Гид рассказывает историю Цесовской набережной (остановка №1) Степан Филатов, ИА IrkutskMedia
Гид рассказывает историю Цесовской набережной (остановка №1)
Фото: Степан Филатов, ИА IrkutskMedia

Велозаезд от Московских ворот до амфитеатра острова Юность впервые прошел по Цесовской набережной в Иркутске. Участники исторического события в рамках мероприятия узнали о том, что ранее находилось на этой закрытой территории. В роли гида для велосипедистов выступила старший научный сотрудник музея истории Иркутска Ксения Никонова. Она рассказала, какую важность для города представлял утраченный отрезок набережной, который преобразится в ближайшем будущем, пишет корр. ИА IrkutskMedia.

Отметим, что в настоящий момент на этом месте идут работы в рамках инвестиционного проекта "En+ Group" по комплексной реконструкции Цесовской набережной. Он проводится по инициативе основателя компании Олега Дерипаски. На протяжении многих лет предприниматель принимает активное участие в развитии сибирских городов.

Перед стартом заезда велосипедисты поучаствовали в квизе, в рамках которого они узнали, почему город благодаря таким проектам может встать на один уровень с мировыми мегаполисами как Токио, Барселона и Пекин.

Участники велозаезда возле Московских ворот. Фото: Степан Филатов, ИА IrkutskMedia

Дело в том, что автором проекта нового квартала на этом месте выступает японский архитектор мирового уровня Кенго Кума. Это его первый опыт работы с российскими архитекторами. Ранее он высоко зарекомендовал себя работами в крупных мегаполисах.

Велоэкскурсия, которая заняла не более полутора часов, имела ряд тематических остановок на особенно знаковых местах. Первая из них оказалась недалеко от строительной площадки, в районе Вечного огня — бывшая ЦЭС. Гид рассказала, что данная территория отгородилась от остальной части города более 100 лет назад.

Строительство. Фото: Степан Филатов, ИА IrkutskMedia

"В 1910 году была построена Центральная электростанция, которая подала электричество в учебные и общественные заведения Иркутска. До ее появления в городе были лишь частные электростанции", — отметила Никонова.

Однако еще до начала строительства ЦЭС на данном участке земли кипела жизнь. Как утверждает эксперт, быть иначе и не могло, ведь нынешняя Цесовская набережная располагалась близ места основания острога. Улица Береговая (простирающаяся от реки Ушаковки, ныне Нижняя Набережная — прим. ред.) появилась на картах еще в 18 веке и имела единую набережную.

"Самое первое здание, которое появилось на территории бывшей ЦЭС, — питейный дом. Рядом с острогом, амбарами, воеводским домом и первыми церквями города. Тогда это место было центром переправы через Ангару, поэтому пользовалось популярностью", — уточнила Никонова.

Она добавила, что в те времена мостов не было, люди прибегали к помощи различных плавсредств. Спустя время появились паромные переправы: одна выводила на московский тракт (в Москву), другая — в Глазковское предместье. Питейный дом, по словам эксперта, простоял на этом месте около века, а затем в 1866 году на этом месте обосновалась телеграфная контора.

Также незадолго до наступления 20 века, на том же месте, где сделали остановку велосипедисты, успел разместиться и городской театр. Неоднократно его здания горели и отстраивались вновь и вновь на пожертвования горожан. Однажды было решено возвести каменное здание (драмтеатр им. Охлопкова — прим. ред.), а пока велись работы, по реке к Цесовской набережной из Тальцов спустили части деревянного здания и возвели из него временный театр.

Велосипедисты выходят со стройплощадки. Фото: Степан Филатов, ИА IrkutskMedia

С началом эксплуатации нового каменного здания театра деревянное сооружение разобрали. Началось возведение ТЭЦ, а рядом с ней появился водопровод. До этого момента воду горожане набирали непосредственно в Ангаре. Эти объекты сделали жизнь иркутян гораздо комфортнее, но отгородили, по понятным причинам, участок набережной от жителей.

"И если участок, который рядом с первыми церквями города остался важным и интересным, то этот участок оказался никому не интересен. Береговая линия до этого момента была совершенно непроходимой, но в дальнейшем появится новая рекреационная зона для горожан, а заодно привлечет и внимание туристов", — заявила Никонова.

Всего на месте проведения строительных работ "En+ Group" собирается построить сразу девять объектов различного назначения. В истории Иркутска, по словам эксперта, такое массовое строительство было лишь однажды — после большого пожара 1879 года. Тогда в огне была уничтожена вся центральная часть города, после чего стартовала массовая застройка городских кварталов.

За 100 лет до этого события, в 1784 году, на территории Цесовской набережной, но уже ближе к нынешнему зданию Курбатовских бань, располагалось здание городской Думы. Что касается самих бань, то они появились лишь после большого пожара и сразу стали одним из важнейших пунктов городской социальной структуры. Именно возле них произошла вторая остановка в рамках велозаезда.

Гид рассказывает историю Курбатовских бань (остановка №2). Фото: Степан Филатов, ИА IrkutskMedia

Сначала участок со сгоревшим зданием, рассказывает гид, выкупил иркутский городской глава Владимир Сукачев. Он открыл общественные бани, а в дальнейшем ее присмотрели купцы Курбатов и Русанов. Они решили строить свои бани, которые впоследствии были охарактеризованы не иначе как роскошными, самыми комфортными, передовыми по оборудованию и внутреннему устройству в городе.

"Во всей Сибири таких бань не было. Чего только стоило наличие индивидуальных номеров. Вместительность бань составляла порядка 250 человек", — добавила Никонова.

Предполагается, что по итогам реконструкции объект будет доступен для всех желающих, а внутреннее убранство воссоздадут в стиле 19 века. После революции бани были национализированы и продолжали пользоваться популярностью среди населения на протяжении многих лет. Однако со временем все пришло в упадок и здание было утеряно.

Не обошли участники велопробега и еще одно интересное здание на углу улицы Чудотворской — "Дом речника". В нем селились работники Восточно-Сибирского речного пароходства. А еще раньше на месте здания с колоннами, исполненного в стиле советского конструктивизма, располагался самый старый объект этого участка набережной — Чудотворская церковь. Она была разрушена в начале 20 века.

Свой рассказ Ксения Никонова резюмировала тем, что очень ждет завершения реконструкции Цесовской набережной. Ведь то, что происходит сейчас, безусловно, является важным историческим событием.

Прокомментировал событие и один из участников велозаезда, организатор любительских велопробегов Владимир Корнилов. По его словам, городскую набережную ждут большие перемены, совсем скоро можно будет совершать прогулки от Ушаковки, вдоль Ангары и до самой плотины ГЭС. 

"Вместе с "En+ Group" мы сделали первый заезд по исторически закрытой территории, которая будет в перспективе основной велосипедной зоной. Хочу поблагодарить компанию за организацию этого мероприятия. Все мы с нетерпением ждем окончания работ на этой территории", — подчеркнул Корнилов.

Он заверил, что места скептицизму относительно появления новых городских веломаршрутов в связи с преображением набережной попросту не может быть.

201895
14
48

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии