Заведующий лабораторией инженерной геологии и геоэкологии Института земной коры СО РАН Артем Рыбченко сообщил о возможных причинах события, произошедшего на трассе "Байкал" в Слюдянском районе. По его словам, то из-за чего произошло перекрытие трассы, оказалось не оползнем, а обвалом. Специалист объяснил, что для оползней характерно смещение породы вниз без потери контакта с поверхностью. Там же произошло быстрое обрушение породы, пишет ИА IrkutskMedia.
Точную причину случившегося назвать сложно. Вероятно, что произошла совокупность таких факторов, как сейсмособытие 8 июня, выветривание и вибрационная нагрузка от транспорта.
"Любой природный процесс — это сочетание причин. Любой пустой и обнаженный склон потенциально опасен с точки зрения обвала. Возможно землетрясение подготовило его. Или повлияла вибрация от проезжающего большегруза. К тому же перед этим прошел дождь. Влажные породы теряют устойчивость. Я думаю, что основные причины — это склон и процесс выветривания, который ослабляет свойства пород", — отметил специалист.
Артем Рыбченко отмечает, что обвалы могут произойти и на соседних склонах вдоль трассы. В них появляются трещины и происходит выветривание грунта. Реальная угроза подобных явлений зависит от количества и интенсивность выпавших осадков.
Чтобы предотвратить подобные инциденты, необходимо мониторить эти склоны или укреплять сетками. Хотя стоит отметить, что в этом случае, последняя мера бы не помогла. Есть варианты, когда специалисты проводят предварительное обрушение склона.
Напомним, что информация о том что в Слюдянском районе на проезжую часть сошел оползень, поступила в ГУ МЧС России по Иркутской области 15 июня. Движение транспорта было перекрыто в обоих направлениях. Водителей-дальнобойщиков информировали о временном ограничении движения. Прокуратура организовала проверку по факту случившегося.
Слюдянский район является зоной высокой опасности и риска схода селевых потоков. Города Слюдянка и Байкальск, а также большинство населенных пунктов, туристические базы, территория бывшего БЦБК, ВСЖД, федеральная автодорога, линии электропередач расположены в узкой прибрежной полосе Байкала и на конусах выноса, в долинах селеопасных рек и входят в состав Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.