Православная церковь вспоминает святую мученицу Агриппину (в русской традиции — Аграфена). Еще в молодости римлянка Агриппина решила не вступать в брак, а посвятить свою жизнь служению Богу. Купальницей Аграфену прозвали за то, что вечером ее дня начинаются купания. Наступает знаменитая ночь на Ивана Купалу. В народном сознании Аграфена Купальница, Иван Купала и Петры-Павлы (этот день отмечается через несколько дней) слились в один большой праздник, наполненный огромным смыслом и вобравший в себя как христианские традиции, так и языческие верования. Это было время обрядов, примет, гаданий, легенд, пишет ИА IrkutskMedia со ссылкой на Календарь событий.
На Аграфену все жители деревни — и стар, и млад — купались в реках, мылись в банях, употребляя при этом разные травяные сборы. Считалось, что собранные в ночь на Ивана Купалу травы и коренья обладают особенной целебной силой. Из уст в уста передавалась легенда о цветке папоротника, который распускается один раз в году, в эту волшебную ночь, и всего на несколько минут. Тот, кто его найдет, сможет стать провидцем и получит способность находить клады.
Днем все девушки надевали свои лучшие наряды и ходили в них по дому, выпрашивая у родных подарки — украшения, ленты, платки. Вечером они собирались в избе у одной из подруг — толочь в ступе ячмень, из которого на следующий день варили кашу. Считалось, что такое блюдо укрепляет женское здоровье.
Еще одна кулинарная традиция этого дня — "обетная каша". Так называли обед из постных блюд, который жители деревни собирали вскладчину и выставляли на улице для нищих и путников.
Кроме того, на Аграфену было принято сеять репу. При этом приговаривали: "Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа — до великого поста". На Руси репу очень любили, старались есть ее при каждом удобном случае. "Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь", — шутили люди.