Депутаты Думы Иркутска на очередном заседании представительного органа единогласно одобрили внесение изменений в бюджет на 2022 год. При этом увеличение произошло на рекордные почти 3 млрд рублей. Таким образом, доходная часть городской казны впервые составит более 28,8 млрд рублей, расходы — почти 30 млрд рублей. Отметим, что несмотря на непростую экономическую ситуацию, Иркутск продолжает развиваться. Это достигается, в том числе за счет интеграции муниципалитета в различные программы и активного межбюджетного взаимодействия, рассказали эксперты корр. ИА IrkutskMedia.
Как отметила заместитель председателя комитета по бюджетной политике и финансам администрации Ирина Занина, поправки связаны с уточнением прогноза поступлений в казну по собственным доходным источникам, объема и видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета, корректировкой расходной части по отдельным муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности.
В этом году доходная часть бюджета города будет увеличена на 2,7 млрд рублей. На 199 млн рублей возрастут собственные доходы муниципалитета, более 2,5 млрд рублей поступит из областного бюджета в виде субсидий.
Так, на социальную сферу будет направлено более 88 млн рублей. Из которых 66 млн рублей запланировано на обеспечение деятельности муниципальных учреждений и 20 млн рублей — на проектирование и строительство социальных объектов, в том числе детского сада в микрорайоне Лисиха. 113 млн направят на оказание финансовой помощи муниципальным унитарным предприятиям, 186 млн — на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 20 млн рублей пойдут на ремонт дорог большими картами, еще 19 млн — на проектирование и благоустройство общественных территорий.
В сфере городского хозяйства расходы будут увеличены на 434 млн рублей. Средства направят на оказание финансовой помощи муниципальным унитарным предприятиям, мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, ремонт дорог большими картами, проектирование и благоустройство общественных территорий, развитие парковочного пространства у объектов здравоохранения, устройство твердого покрытия на снегоотвале Маратовские луга, ремонт тротуаров.
Дополнительные средства из городской казны будут выделены на создание парковочных мест у объектов здравоохранения, устройство и ремонт тротуаров и линий наружного освещения, а также другие приоритетные задачи.
Кроме того, депутаты утвердили поправку, внесенную мэром Иркутска Русланом Болотовым. Для реализации инвестиционного проекта по технологическому присоединению к централизованной системе тепловых сетей микрорайона Зеленый в городском бюджете на 2024 год будет предусмотрено 150 млн рублей. Благодаря одобренной поправке уже в этом месяце администрация сможет заключить договор технического присоединения. Строительство теплового луча планируется начать уже в этом году. По словам председателя Думы Иркутска Евгения Стекачева, для города это важный и долгожданный проект. Он также позволит решить проблему с устаревшей котельной, на содержание которой ежегодно тратилось порядка 150 млн рублей.
— Увеличение доходов произошло из трех источников — это собственные доходы, а также трансферы из областного и федерального бюджетов. Это справедливый трансфер, так как Иркутск — фактически один из основных доноров для регионального бюджета, и как областной центр несет очень много дополнительных расходов. Кроме того, после ряда изменений в налоговом законодательстве у Иркутска оказалось большое количество выпавших доходов, которые перераспределились в областной бюджет. Хочется надеяться, что такая динамика сохранится и дальше, — подчеркнула доктор экономических наук, декан Сибирско-американского факультета ИГУ Надежда Грошева.
Эксперт "Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов" Владислав Шиндяев обозначил, что и доходную и расходную части городского бюджета стоит рассматривать предметно. Доходная часть увеличилась в первую очередь за счет субсидий и участия в федеральных программах. И здесь можно говорить о достаточно эффективной работе мэрии Иркутска и правительства Иркутской области. Надо признать, что их совместная работа хорошо синхронизирована.
— Что касается непосредственно развития города, то здесь еще много направлений, над которыми нужна дополнительная работа. Это не только туристическое направление, но и в целом развитие потребительского рынка, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение комфортных условия жизни горожан на местах и прочее, — сообщил Владислав Шиндяев.
Вместе с тем, по словам спикера, структура работы муниципалитетов по всей стране строится исходя из работы над конкретными программами (федеральными, областными). Более того, политика нашей страны социально ориентирована и носит программный характер. Она направлена на развитие конкретных сфер деятельности. Поэтому город необязательно должен быть самостоятелен (финансово — прим.ред.), но он должен быть максимально интегрирован во всевозможные программы. Это позволяет сохранить и перераспределить свои собственные, муниципальных доходы на внутренние приоритетные направления, то есть получить как раз большую самостоятельность в решении городских вопросов.
Профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин обратил внимание на скрупулезную работу мэрии по наполнению бюджета из разных источников. А также отметил необходимость внимания, особенно финансового, со стороны области на столицу Приангарья.
— Каждый миллиард сегодня имеет совсем другую цену, чем в обычное время. Если раньше мы могли пополнить бюджет Иркутска с помощью внешних источников, то сейчас нужно изыскивать внутренние резервы, что сделать совершенно непросто. Хотя Иркутск находится в определенной привилегии. Это столица Приангарья. Здесь сосредоточены и крупные налогоплательщики. Много средств бюджета направлялось на поддержание муниципальных предприятий. Сегодня мы видим, что МУПы потихоньку начинают приносить доход, — подчеркнул Сергей Шишкин.
Основной момент формирования бюджета, по словам эксперта, связан со сбалансированными отношениями между городом и областью. Ранее в совместной работе не наблюдалось такого конструктива, а даже наоборот. Сейчас мэр Иркутска Руслан Болотов и глава Приангарья Игорь Кобзев строят отношения на партнерской основе, которые сегодня имеют продуктивный характер. Если так будет продолжаться и дальше, то можно ставить и новый рекордный рубеж, например, в 30 млрд рублей, что при таком положении вещей вполне реально осуществить, резюмировал Сергей Шишкин.
Добавим, что уже второй год подряд бюджет Иркутска поддерживается единогласно. Он по-прежнему имеет социальную направленность. Доля средств, направленных на образование, культуру, спорт, здравоохранение, социальную политику, составляет более половины всех расходов. Все это заслуга консолидации всех ветвей власти, в том числе диалог мэра с губернатором региона. Совместная работа позволяет не только привлечь дополнительные средства из областного и федерального бюджетов, но и направить эти деньги на действительно важные проекты.
"Последние два года городской бюджет показывает устойчивую динамику роста. Работу над главным финансовым документом города ведем поэтапно и совместно с депутатами. Благодаря тому, что Иркутск активно включается в государственные программы и национальные проекты, у нас есть возможность капитально ремонтировать дороги, благоустраивать дворы и городские территории, строить социально значимые объекты, улучшать жилищные условия наших граждан и прочее", — подчеркнул мэр Иркутска Руслан Болотов.
Совместно с депутатами администрация Иркутска продолжает работу, направленную на повышение качества жизни иркутян и развитие города: строительство социальных учреждений, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, благоустройство общественных пространств, ремонт дорог и дворовых территорий и многие другое.