9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании "Сибирь" (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился. Воздушное судно съехало на поле, пробило бетонное ограждение и врезалось в гаражный кооператив, который располагался в 280 метрах от "взлетки". От сильнейшего столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа на площади около 200 кв. метров. На борту А-310 находились 203 человека. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.
Катастрофа Airbus A310. Фото: RuSovok.ru
На место трагедии в экстренном порядке выехали сотрудники МЧС, скорой помощи, милиции. Благодаря мерам, принятым личным составом пожарной охраны аэропорта и подразделений Государственной противопожарной службы, удалось защитить от огня заднюю часть фюзеляжа, эвакуировать 79 человек, не допустить загорания 13 тонн топлива в баках самолета. Личным составом было спасено 15 человек. Трагедия усугублялась тем, что на борту самолета находилось много детей.
"Было очень много тел погибших. Работы велись в районе двух суток. Сама спасательная операция длилась первые 30 минут. Кто-то самостоятельно эвакуировался, кто-то — с помощью первых подразделений пожарной охраны. Сначала прибыла пожарная охрана аэропорта, которая постоянно там находится и обеспечивает безопасность взлета и посадки самолетов. В каждом аэропорту есть такая служба. На первоначальном этапе тушения было тяжело. Самолет находился не на посадочной полосе. Это была пересеченная местность, забор, гаражи.
Были сложности в организации эвакуации и тушения. После этого мы доставали тела, разбирали обломки, проверяли гаражи. Много прогаров было, пассажирская палуба прогорела, совместилась с грузовой, до самой земли были прогары. На той авиакатастрофе работали опытные сотрудники, имеющие высокие офицерские звания, они потушили не один пожар и были задействованы в различных специфических операциях", — вспоминал подполковник МЧС России Игорь Уткин.
Для проведения работ на месте авиакатастрофы привлекались 199 человек личного состава и 16 единиц техники ГУ МЧС по Иркутской области, 68 спасателей и 11 единиц техники Аварийно-спасательной службы региона, 35 курсантов и пять офицеров ВСИ МВД России, 15 бригад скорой помощи (60 человек), две бригады медицины катастроф (восемь человек).
Тушение Airbus A310. Фото: МЧС по региону
На место авиакатастрофы прибыл министр транспорта РФ Игорь Левитин и полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин. Игорь Левитин возглавил правительственную комиссию по расследованию катастрофы.
В числе 125 погибших также были дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков. 10 июля было объявлено днем траура в России.
Место трагедии. Фото: © РИА Новости / Евгений Козырев
Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если это повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц).
Рассматривались все версии произошедшего, в том числе версия о неисправности оборудования и так называемый человеческий фактор. Прокуратурой Иркутской была создана оперативно-следственная бригада. На месте происшествия находились прокурор Иркутской области Анатолий Мерзляков, зампрокурора Максим Ершов и транспортный прокурор Александр Чубыкин. Генпрокурору РФ Юрию Чайке регулярно докладывали о ходе расследования, писало "РИА Новости".
Гражданская ответственность ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (S7) перед третьими лицами, а также самолет А310, были застрахованы в ОСАО "Ингосстрах". Лимит гражданской ответственности авиакомпании перед третьими лицами, пассажирами, за груз, багаж (в соответствии со статьями 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ) составляет 300 млн долларов. Самолет также был застрахован "Ингосстрахом" (добровольное имущественное страхование "каско" воздушного судна), передавало "Интерфакс".
По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) первичной причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.
"После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован", — говорится в сообщении МАК.
При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателя экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя, говорится в документе.
Катастрофа Airbus A310. Фото: RuSovok.ru
В июле 2007 года прокуратура Иркутской области завершила основной объем следственных действий по делу об авиакатастрофе.
"Основной объем следственных действий к настоящему времени выполнен, собраны доказательства, проведены осмотры, допрошены необходимые лица", — цитировало "РИА Новости" представителя прокуратуры.
По делу была назначена летно-техническая экспертиза, которая должна была дать ответы, кто виноват и в чьих действиях были нарушения. В связи с этим срок следствия по делу был продлен до 9 октября 2007 года.
В итоге в соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге.
Позднее уголовное дело по ст. 263 было закрыто 9 декабря 2008 года за отсутствием состава преступления, пишет RG.RU. Причем сроки окончания следствия постоянно переносились как раз из-за экспертиз. В официальном сообщении СК говорилось, что непосредственной причиной авиакатастрофы стал сбой в программном обеспечении самолета при посадке. Вину с пилотов следствие сняло полностью.
В связи с информацией, представленной 22 марта 2009 года в передаче "Русские сенсации" (18+) телеканала НТВ, в сюжете, посвященном расследованию катастрофы самолета А-310, было возобновлено предварительное следствие по делу. СК при Прокуратуре РФ после изучения материалов дела отменил постановление о закрытии дела. Нина Калюш, старший помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ, отметила, что необходимо провести дополнительную экспертизу, которая позволит ответить на вопросы, неисследованные комиссией Межведомственного Авиационного Комитета и в ходе проведенных ранее летно-технических экспертиз.
9 июля 2015 года память жертв авиакатастрофы почтили в аэропорту Иркутска. Руководители "Международного Аэропорта Иркутска" и авиакомпании "Сибирь" прибыли к мемориалу, установленному на месте катастрофы — со стороны улицы Можайского. Они возложили корзину с цветами, состоялась минута молчания. С самого утра цветы к мемориалу несли родственники погибших.