Сделать северные территории Иркутской области вновь привлекательными, в особенности для молодежи — не просто мечта, а прямая обязанность власти. Такое заявление в рамках интервью корр. ИА IrkutskMedia сделал председатель комитета Законодательного собрания региона по собственности и экономической политике Николай Труфанов. Депутат с опытом работы в трех созывах рассказал об особенностях своего избирательного округа и поделился подробностями деятельности комитета и коллег-депутатов, а также оценил взаимодействие с исполнительной властью.
— Николай Степанович, вот уже на протяжении трех созывов вы, будучи депутатом, работаете на 21-м одномандатном округе. Почему впервые решили идти именно от северных районов?
— Моя мотивация тогда заключалась в соотношении имевшихся возможностей и окружающей действительности. С 1997 года работал генеральным директором Осетровской РЭБ флота, затем начальником ООО "Верхнеленское Речное Пароходство" и в рамках этой деятельности очень плотно познакомился с проблемами севера региона.
В частности, поставляя уголь в качестве энергоресурсов, отлично представлял себе проблемы ЖКХ — насколько низкого качества предоставлялись тогда коммунальные услуги населению, сколько было проблем практически во всех сферах жизни.
Определенное понимание о том, как решать некоторые проблемы было, осознавал, что могу реально помочь землякам-северянам. А больше всего хотелось, чтобы у власти поменялось само восприятие севера Иркутской области.
Ведь тогда банкротились предприятия, попросту не было средств на реконструкцию социальных объектов, о каком-то новом строительстве совсем речи не было. Проблемы копились, как снежный ком.
С депутатским мандатом появилась возможность влиять на обстановку. В 2008 году я впервые был избран, когда власти с северными территориями взаимодействовали по остаточному принципу. Никаких проектов, новых объектов, а лишь разговоры о массовом переселении — "Пусть тут вахтовики работают, а всех граждан отправим в административный центр — в Иркутск".
Люди буквально сидели на чемоданах в ожидании получения сертификата на переезд. Особенно это касалось молодежи, перспективы которой в тот момент были крайне туманны. Но при этом многие жители никуда переезжать не собирались, они любили и любят свою малую родину. Поэтому такое отношение к северу региона я считал неприемлемым.
Чтобы переломить ход событий, потребовалось несколько лет работы. И сейчас мы наблюдаем совершенно иной подход к северным районам, в том числе за счет тех инвестиционных проектов, которые начинают реализовываться.
А если начинаются экономические проекты, параллельно мы начинаем говорить о строительстве школ, физкультурно-образовательных комплексов, благоустройстве территорий и создании комфортной среды для жизни.
— Но ведь население северных территорий продолжает сокращаться. Очень много молодежи покинуло малую родину ранее, есть ли видение решения данной проблемы?
— Убыль населения — действительно проблема для севера. Но если бы все шло, как, например, в 2008 году, мы бы на севере имели одни только вахтовые поселки, полностью разрушилось бы все, что с таким трудом создавалось.
Миграция с периферии в центр — это сейчас проблема не только севера: тенденция прослеживается во многих регионах по всей стране. На севере мы это замечаем острее, и бороться с проблемой куда сложнее. Процесс создания экономических, социальных условий на северных территориях имеет определенные сложности по сравнению с тем же Иркутском.
В первую очередь речь идет об удаленности населенных пунктов — логистике, которая "съедает" и без того низкие доходы населения [с точки зрения проживания на данных территориях].
Поэтому все соц.выплаты, которые проходят через Заксобрание региона, напрямую призваны хотя бы отчасти поддержать население северных районов — для меня это важно.
Что ещё важнее, сейчас мы создаем возможности для инвестиций в территории. Уверен, что параллельное развитие экономики региона и социальной сферы, которые мы принимаем, способствуют закреплению населения на севере.
Перспектива у нас, безусловно, связана с молодежью. Чтобы наши дети, получая образование в Иркутске, Новосибирске, Москве, возвращались обратно! Имели возможность здесь достойно жить и работать, в том числе благодаря тем инвестпроектам, которые сейчас гремят на всю страну. На малой родине их ждут родители. И все это не просто мечта, а задача правительства и депутатов — следующий этап работы.
(В этот момент депутат привел в пример сына, Александра Труфанова, который работает в Киренске, имея московское образование).
Сколько всего надо сделать, чтобы молодежь хотела возвращаться? Непростой вопрос, но имеет место, задачу такую перед собой ставлю.
— На сегодняшний день вы являетесь одним из лидеров по количеству законотворческих инициатив. Но заметно, что сейчас в вашей работе в роли главы комитета по экономической политике превалируют социальные темы.
— На самом деле, это достаточно легко объяснить. Ведь экономика напрямую связана с теми условиями, которые мы как депутаты, должны обеспечить в рамках социальных обязательств и принятых законопроектов. Экономика и есть тот фундамент, на котором стоит социальная сфера.
Вот инвестор создает дополнительные рабочие места в территориях, где существуют соц.обязательства перед населением. К последним относятся различные выплаты, компенсации, выдача квот, или лицензий на добычу рыбы, пушнины и многое другое. Этот перечень можно продолжать еще долго, и по всем этим вопросам люди обращаются к депутату.
Да, я возглавляю экономический блок, но для жителей я прежде всего тот, кто представляет их интересы в областном парламенте. Интересы, затрагивающие все сферы жизни. Поступают заявления от большого количества граждан — обобщаем их и выходим с законодательной инициативой.
— Вы представляете интересы сразу семи районов региона. Масштаб просто невероятный, возникают ли какие-то особенные сложности в связи с этим в продвижении инициатив, касающихся районов избирательного округа?
— Территориальные параметры округа играют серьезную роль в работе депутата. Большинство районов моего округа приравнены к территориям Крайнего Севера, и все они имеют стратегическое значение для Иркутской области. Масштабы их действительно поражают, заслуживают особого внимания и отношения. Но условия, в которых находится каждый депутат, равные, в том значении, что каждый народный избранник стремиться получить финансирование на объекты в своих районах — на своем избирательном округе.
Но хочу особенно подчеркнуть, что работа внутри представительного органа выстроена действительно в конструктивном и коллективном русле. Поэтому я искренне благодарен своим коллегам, относящимся с пониманием, и уступающим в приоритетах друг другу.
— Как в целом можете оценить работу депутатского корпуса, насколько изменился уровень профессионализма парламентариев по сравнению с прошлыми созывами?
— Наш областной парламент в принципе работает на очень высоком уровне. Среди депутатов много профессиональных управленцев, людей с опытом создания и руководства серьезными предприятиями. Есть представители медицинской сферы, педагоги — люди с большим жизненным опытом, реальным знанием проблем региона.
Безусловно, развитие управленческой и законотворческой деятельности не стоит на месте, это совершенно иная система экономики, жизни. И наше Законодательное собрание не исключение. В каждом созыве приходили новые люди, но всегда оставался костяк уже опытных парламентариев, которые продолжали нарабатывать свои профессиональные навыки с точки зрения самой практики работы Заксобрания, делились этим опытом с другими.
Это и умение выстроить отношения с губернатором, с председателем Законодательного собрания региона, выстроить работу с аппаратом Заксобрания как единой командой.
Важно отметить, что депутаты в 2008 году, что депутаты в 2022 году нацелены на одну и туже задачу — качественно отстаивать интересы жителей тех районов и округов, которые они представляют.
— Стоит ли ожидать такого высокого уровня мастерства от вновь избранных народных избранников?
— Впервые избранные депутаты очень стараются реализовать себя и возможности городов и районов, которые они представляют. Они инициативны и энергичны. И без этого "огонька" тоже никак не обойтись, он вносит оживление в работу и в результате создается оптимальный баланс.
Со временем они начинают вникать, в том числе в те вопросы, которые реализовывались ранее без их участия. Областной парламент — живой организм, работает постоянно. Мы, те, кто работает на протяжении нескольких созывов, помогаем новым депутатам, но этот процесс по многим направлениям бывает обоюдным.
За один депутатский срок — пятилетку — парламентарий не сможет реализовать те серьезные программы, которые связаны с федеральной повесткой. Но если он работает сообща с правительством, каждый раз поднимает и принимает конкретные решения, тогда формируется общий нарастающий результат.
Получив опыт такого взаимодействия с исполнительной властью, депутат становится полезным как правительству региональному и избирателям, так и федеральному центру. Потому что тогда есть понимание, консолидированная позиция, которая позволяет принять взвешенное решение и реализовать его.
— Вы пришли в Законодательное собрание, работая руководителем крупного предприятия, интересы которого выходили за границы региона. Как совмещали свою трудовую деятельность?
— Когда только начинал работать, думал, что все, как и в бизнесе, один механизм. Потребовалось какое-то время, чтобы вникнуть в процесс и осознать — это совершенно параллельная система, другая ментальность.
Законопроекты, которые принимают депутаты, направлены в первую очередь на обслуживание населения и социальных обязательств области. Но также много принимается экономических законов, которые предлагают бизнесу льготы по налогообложению, условия входа для инвесторов. Но все равно, это совершенно другой вид деятельности.
В рамках производственной деятельности ко мне пришло понимание действительно не только севера Иркутской области, но, как минимум, еще и районов соседней Республики Саха (Якутия). Это на первом этапе серьезно помогло в совместной работе с правительством, профильными министрами по продвижению вопросов развития северных территорий.
— Вы возглавляете комитет по собственности и экономической политике, где проходят обсуждения реализации областного имущества. Какие результаты по этому направлению вы бы могли обозначить?
— Минимущество на балансе имеет объекты общей стоимостью более 180 млрд рублей. Среди них много автономных предприятий на базе профильных министерств, много имущества сдается в аренду, в том числе под предпринимательскую деятельность, есть и социально-направленный блок, в который входят НКО в том числе.
В текущем году вообще системно подошли к делу — министерство не просто отчитывается, а докладывает по блокам, по каждым объектам, которые представляют интерес.
На сегодняшний день Минимущества является учредителем многих областных компаний, которые демонстрируют прибыль. К ним относится КРИО и требующий модернизации международный аэропорт "Иркутск".
Кстати, хотел бы уточнить пару деталей об аэропорте. Его реконструкция обязательно состоится, уже сейчас отрабатывается вопрос строительства терминала. Однако расширению площадей препятствует находящаяся поблизости коммерческая организация. Однако тему эту будем прорабатывать и дальше.
Что касается вопроса приватизации, недавно на повестке вместе с аграрным комитетом разбирали масштабную тему — предприятие "Искра". Комиссией министерству задача была поставлена — передать земли из-под организации под социальные проекты. Внимательно мониторили, наблюдали, задавали вопросы и указывали на какие-то возможные упущения.
Рассматривали также вопрос реализации особой экономической зоны в Байкальске. Там все внимание приковано к основному блоку — строительству комплекса на базе "Байкальского целлюлозно-бумажного комбината", а контроль на этом участке нас беспокоил.
В общем, очень много сейчас объектов, которые находятся под системным контролем депутатов. Отчеты по приватизации проходят через профильный комитет, с министром выстроен правильный рабочий диалог.
— Уровень работы министерств в целом изменился со времен первого созыва?
— По сравнению с 2008 годом, естественно, ощущается достаточно большая разница в работе министерств. Мы научились делать новые проекты, вошли в пять федеральных программ по строительству и обустройству новых площадок.
Более того, как вы знаете, нам удалось подойти к решению серьезнейшую экологической проблемы в Усолье-Сибирском, существовавшую протяжение большого периода времени.
Будучи председателем комитета Заксобрания по собственности и экономической политики, имею непосредственное отношение к этой теме, включая вопросы "Усольехимпрома" и БЦБК. Удалось поднять эту тему на федеральный уровень, финансирование было выделено.
В этом же ряду Байкальск. Только представьте, порядка 200 млрд рублей будет реализовано на строительство нового комплекса для туризма и развития территории Байкальска и байкальского района.
Мы работаем в постоянном диалоге, нам всегда удается найти взаимопонимание. Однако на самом деле, чтобы решить тот или иной вопрос, нужна цепочка, в которой вместе работают муниципальная власть, региональные министерства и Законодательное собрание.
Чтобы такие рабочие цепочки возникали, нужно постоянно отрабатывать вопросы с районными администрациями, ставить конкретные цели и уметь обосновать свою позицию. Важна также позиция губернатора, например, действующий глава региона много личного внимания северянам уделяет.
— За то время, пока вы работаете депутатом, в Иркутской области сменилось пять губернаторов. Кого из них вы бы назвали наиболее внимательным к проблемам северных территорий и эффективным в их решении?
— Не стал бы оценивать эффективность глав региона, каждый внес определенную лепту в развитие севера. Но можно порассуждать насчет каких-то важных инициатив, реализованных в различные периоды.
Во время работы Сергея Ерощенко смогли построить в поселке Качуг школу, заявить о дорогах, требующих реконструкции, в том числе из средств федерального бюджета, заявить часть объектов, которые были связаны с "Транснефтью" — началось строительство первого объекта трубопровода. Ну а после избрания Игоря Кобзева, фокус внимания к северу стал еще более широким.
Игорь Кобзев — с нами объехал практически все территории. Дважды проехался по дороге "Качуг — Жигалово — Магистральный". "Газпром" выделил деньги на строительство мостов, и ещё ряд серьезных проектов. Все эти вопросы, конечно, не одним годом решаются, но темп задан очень хороший!
Все заявленные федеральные программы и предусмотренные деньги сейчас идут "по-зеленому" — в этом области с Игорем Ивановичем по-настоящему повезло. Надеюсь, что он полюбил Иркутскую область в целом, и будет продолжать в том же духе реализовывать все намеченные планы и проекты.
Между тем, при нем уже принята в Законодательном собрании стратегия развития региона до 2036 года, многие важные инвестиционные, социальные проекты. Сегодня по многим непростым вопросам есть конкретные поручения губернатора, и это гарантия дальнейшего развития.
— Одна из постоянных болевых точек северных территорий — стоимость авиаперелетов. Какие шаги при нынешнем губернаторе в этом направлении прорабатываются?
— Мы на протяжении многих лет добивались снижения цен на авиабилеты для жителей северных районов через субсидирование авиаперевозчиков. Если говорить о таких направлениях, как "Иркутск — Киренск", "Иркутск — Бодайбо", "Иркутск — Ербогачен", то здесь окончательного решения еще нет. И дело не в конкретном губернаторе, там, где есть возможность, областное правительство адресно старается снизить нагрузку за счет регионального бюджета.
Существует необходимость системных изменений в самой структуре северных авиаперевозок: реконструкция аэропортов, взлетно-посадочных полос, создание оптимальной периодичности рейсов.
По аэропортам Бодайбо и Киренска уже намечены решения. И здесь нам нужна уже поддержка федерального центра. Надеюсь, что именно системные изменения поставят твердую точку в появлении фиксированных и недорогих авиатарифов для северян.
Относительно недавно начали субсидировать по перелетам Киренский район, продолжаем Катангский, Мамско-Чуйский, Бодайбинский. Суммы разные, но с министерством транспорта региона ищем возможности выстроить приоритеты, выработать комплексную программу, чтобы подход был более взвешенный в отношении всех северных районов.
— Недавно вы взяли на личный контроль капремонт школы в селе Манзурка. Казалось бы, довольно локальное событие, много ведь более масштабных задач есть на округе, профильное министерство не справляется?
— Этот объект имеет социальную значимость, точно также сопровождается сейчас строительство стационара ЦРБ в Качуге. Там еще подрядчик не выкопал фундамент, я буквально на днях ездил и взял на контроль.
Если в течение двух недель там не будут проведены работы, мы будем проводить рабочие совещания на предмет исполнения обязательств подрядчиком, который взял на себя эти функции.
То есть это совершенно обычная практика, никоим образом тут министерство не фигурирует. Функция депутата, в том числе, — ставить на контроль исполнение поручений и программ в рамках бюджета, который был принят.
Выезжаем на место, смотрим, исполняются ли сроки, добросовестный ли подрядчик, насколько качественно работает. Простая работа в интересах населения, делегировавшего такие полномочия.
Кстати, что касается школы в Манзурке. Долгое время приоритет отдавали другим школам, не один год, но вот сейчас выделили 90 млн рублей, нужно успеть сделать все работы в срок.
Вот только проблема возникла — отсутствие новой мебели, не старую же заносить снова! Удалось разрешить ситуацию за счет поправок, внесенных в облбюджет на прошедшей сессии. Выделили 33 млн рублей для мебели в школах, где произведен ремонт.
Было принято решение о выделении из бюджета через соответствующую поправку 101 млн рублей на обновление книг, учебных пособий, такую поправку внесли депутаты фракции "Единая Россия" в Заксобрании.
Все школы получили возможность приобрести новые учебники. Партийная инициатива на сессии прошла без проблем, несмотря на разнопартийный состав парламента, что еще раз говорит о высоком уровне договороспособности депутатов.
Нынешние парламентарии действительно наработали серьезный опыт и очень качественно трудятся на своих территориях. Однако не стоит полагать, что совершенствоваться больше некуда, в том числе и мне самому. Впереди, как я уже говорил, еще много амбициозных задач!
Главная задача, которую я перед собой ставлю и сделаю все возможное для ее свершения — возвращение былой привлекательности северным районам, повышение комфортной жизни тех, кто уже живет на севере, и тех, кто в перспективе хотел бы приехать. Рассчитываю, что в рамках следующей беседы мы будем уже чуть ближе к реализации этой задачи.