Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников объяснил, почему необходимо поднять стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте города. По словам управленца, необходимость принятия меры назревала давно. Чего стоит ожидать от увеличения тарифа и повлияет ли эта мера на состояние транспортной инфраструктуры города — в материале ИА IrkutskMedia.
О том, что большую часть иркутского городского транспорта пора списать, говорилось со многих площадок не единожды. Об этом очень часто в своих выступлениях перед депутатами Думы Иркутска сообщали руководители "Иркутскавтотранса" и "Иркутскгорстранса". Изношенность парка в предприятиях составляет более 70%. В настоящее время МУПам проблематично закупить даже качественные детали, не говоря уже о приобретении новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Администрация Иркутска предложила несколько действенных мер, которые помогут улучшить транспортную инфраструктуру в городе.
Первым и важным решением стал переход на контрактную систему. Это значит, что любой маршрут общественного транспорта будет разыгрываться через конкурсную процедуру.
"Это решение продиктовано требованиями федерального законодательства и вполне обосновано, если учесть, что тариф не менялся в течение 6 лет, оставаясь самым низким в стране, в то время как цены на бензин, обслуживание транспорта и содержание муниципальных предприятий в целом повысились", — отметил мэр Иркутска Руслан Болотов.
Выступая на пресс-конференции перед журналистами, вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников сообщил, что новая система — это определенное новшество. Ранее она не применялась при работе с перевозчиками. В текущий момент система проходит апробацию. Впоследствии контракты будут дополняться новыми обязательствами для перевозчика. Вплоть до того, как должен выглядеть водитель и транспорт, какие транспортные средства должны иметься у перевозчика в автопарке, должен ли водитель соблюдать расписание и прочее. Сейчас эти возможности сокращены для того, чтобы понять, как отреагируют на нововведение люди и перевозчики.
Второй мерой, которая поможет улучшить качество перевозок в городе является поднятие стоимости проезда. Последнее увеличение до 15 рублей произошло в 2016 году.
Сегодня около 600 млн в год бюджет тратит на содержание предприятий общественного транспорта. Сейчас себестоимость провоза пассажиров гораздо выше, чем стоимость проезда. Соответственно, администрация помогает покрывать разницу между тем, что платят горожане за проезд, и экономически обоснованным для муниципальных предприятий тарифом.
"25 рублей — это не рыночный тариф. У нас есть в городе перевозчики, которые на некоторых маршрутах просят 30 и 35 рублей. В то же время обоснованный тариф для муниципальных предприятий составляет более 50 рублей. Несмотря на это, новая цена утверждена с учетом доступности для горожан", — отметил Дмитрий Ружников.
Благодаря увеличению стоимости перевозок будут сокращены бюджетные расходы. Следовательно, эти средства можно направить на покупку нового транспорта, благоустройство остановочных пунктов, установку освещения и другие важные элементы городского обустройства. Также предприятия смогут улучшить состояние транспорта благодаря дополнительному доходу. Еще одними плюсами станут улучшение экологии, уменьшение заторов на дорогах и снятие транспортной напряженности на улицах города. Это произойдет, если горожане предпочтут общественный транспорт личному из-за удобства первого.
МУП "ИркутскАвтоТранс". Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
При этом, существует вероятность того, что коммерческие перевозчики увеличат стоимость проезда в своих маршрутах.
Из-за того, что тариф не повышался так много лет и оставался самым низким в стране, на муниципальных предприятиях, действительно, возникла крайне сложная ситуация.
Даже прокуратура провела проверку. После этого суд обязал администрацию областного центра привести трамвайный парк в соответствие с требованиями законодательства. На что мэрия Иркутска ответила об обжаловании решения суда. Ведь с учетом того, что стоимость одного трамвая примерно 68 млн рублей. Из бюджета города необходимо выделить более 3 млрд рублей, чтобы модернизировать весь парк. Поэтому выполнить масштабное обновление в короткий срок в текущей экономической ситуации невозможно. Соответствующие пояснения неоднократно давались прокуратуре.
"Мы вместе с областью подаем заявку на обновление парка трамваев и троллейбусов. За последний год стоимость трамвая увеличилась на 20-30%. Троллейбусы также стоят недешево. К тому же, есть тенденция перехода от троллейбусов к электробусам. С 2016 года пассажиропоток в "Иркутскгортрансе" упал. Это связано и с качеством транспорта, удобством, а также с большой задублированностью маршрутов. Пассажиров, которые могли бы воспользоваться муниципальным транспортном, перехватывают коммерческие перевозчики", — рассказал вице-мэр.
Трамвай, Иркутск, лето. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Депутат по избирательному округу №30, директор предприятия Алексей Колмаков рассказал, что в МУП "Иркутскавтотранс" работает 455 человек. Это 220 водителей, 75 человек ремонтного, 91 подсобно-вспомогательного и административно-управленческого персонала. Всего предприятие обслуживает 33 городских маршрута, которые связывают практически все районы Иркутска. По соглашению с администрацией города ежедневно на линию должен выходить 151 автобус, но из-за высокого износа транспорта и нехватки водителей выходит намного меньше. К тому же, часть транспорта направляют на садоводческие маршруты. Нехватка автобусов наблюдается и вследствие этого.
Отмечается, что администрация города с 2020 года целенаправленно занимается вопросом обновления подвижного состава общественного транспорта. Мэрией через Министерство экономического развития Иркутской области подана заявка на предоставление инфраструктурного бюджетного кредита на приобретение 10 трамвайных вагонов, 12 троллейбусов, 100 автобусов большого класса. Также заключен договор на поставку в лизинг 40 автобусов большой вместимости. Они должны выйти на дороги Иркутска уже в сентябре 2022 года.
"Мэр принял историческое решение. Особенно в условиях имеющегося городского бюджета. И никогда за историю существования предприятия с 1926 года предприятия не получало такую партию новых автобусов. Особенно при таком износе транспорта. Мы уже предположили, на какие маршруты направим эти 40 автобусов. Также уточнили водительский состав, который проходит по рейтингу и сядет за руль нового транспорта. Их основная масса уйдет на магистральные большие маршруты, которые связывают районы города. Больше всего новой техники появится в Ново-Ленино", — сказал директор МУП "Иркутскавтотранс" Алексей Колмаков.
Третьим шагом улучшения транспортной системы станет создание общей маршрутной сети иркутской агломерации. Сейчас межмуниципальные маршруты занимают 30% от доли рынка в Иркутске. В том числе из-за них повышается и дублированность части маршрутов.
Специалисты продумывают и выделенные полосы, чтобы сделать путь до работы и дома гораздо быстрее и комфортнее.
В этом вопросе не обойтись без областных властей. Одним из вариантов решения проблемы было создание совместного учреждения, которое бы контролировало перевозки и заключало контракты, но в правительстве региона никак не отреагировали на данную инициативу.
"Сделаны первые шаги — куплены новые автобусы, мы переходим на контрактную систему. Следующим шагом необходимо решить вопрос с дублируемостью маршрутов. В Иркутске уже ведется комплексная работа по развитию маршрутной сети. Совместно с научно-исследовательскими институтами мы рассчитываем пассажиропоток, новые дороги проектируются с наличием выделенной полосы для транспорта. Уверен, в течение двух-трех лет эта работа принесет свои плоды", — подчеркнул депутат Думы Иркутска Ростислав Белых.
Ранее об этом вопросе также высказался спикер гордумы Евгений Стекачев. Он отметил, что транспорт — важная тема для всего города. Необходимо коллегиально принимать решения, договариваться, чтобы избежать экономических потерь, и главное — чтобы жители областного центра были обеспечены качественными транспортными перевозками.