Прибытие первого поезда на станцию Замын-Ууд, Монголия
Фото: Из открытых источников

Восточная Сибирь и путь в Азию: об истории российско-монгольского сотрудничества

Старые проблемы в новых подходах российско-монгольских экономических отношений в XX веке - в проекте ИА IrkutskMedia

Вот уже свыше 100 лет Монголия является не только сопредельным государством РФ, имеющим третью по протяженности (3400 км) линию границы, но и все эти годы является одной стабильных стратегических стран-партнеров России. Однако сотрудничество двух государств претерпевало периоды отдаления друг от друга, речь идет прежде всего о 1990-х годах, когда политико-экономический курс РФ был направлен на Запад, на европейскую интеграцию. В свою очередь в монгольских высших эшелонах власти была применена концепция "Третьего соседа", идея которой заключается в создание устойчивых политических и экономических связей с третьими странами (США, Корея, Япония, Индия, Канада и др.). Тем не менее события последнего десятилетия дали новый импульс к развитию двусторонних отношений России и Монголии на различных уровнях. Подробнее в материале ИА IrkutskMedia.

Первым и ключевым этапом сотрудничества России и Монголии в XX веке являются события, связанные с борьбой за приобретение независимости в Монголии в начале XX века.  В августе 1920 года небольшая группа монгольских революционеров, известная как "монгольская семерка", прибыла в Иркутск, где официально заканчивалась граница РСФСР и начинался "буфер" (Дальневосточная Республика). Молодое советское государство, одержимое идеей мировой революции, быстро использовало шанс установить связи с оппозиционными группами монгольского государства.

Тогда в Иркутске при непосредственном участии агентов Сибирской миссии Наркомата иностранных дел РСФСР и Коминтерна происходило политическое становление Монгольской народно-революционной партии (МНРП) и будущих лидеров монгольского государства. На протяжение трех месяцев Д. Сухэ-Батор и Х. Чойболсан проходили военно-политическую подготовку в Иркутске, а также были направлены группы монголов, навербованных из приграничных районов. 

Сухэ-Батор на приеме у Шумяцкого и Уборевича

Сухэ-Батор на приеме у Шумяцкого и Уборевича. Фото: Из открытых источников

После победы МНРП в Монголии в 1921 году политическое сотрудничество с Советской Россией начинает выходить на новый уровень. После обретения независимости в 1911 году Монголия не признавалась другими государствами кроме СССР (признав независимость МНР в ноябре 1921 года) как суверенное.

Первые десятилетия основную роль в советско-монгольском сотрудничестве играл Иркутск, где располагались основные структуры политического и экономического управления регионом. Большое значение для обеих сторон имело налаживание экономических связей. В 1921 году был создан Монгольский Центральный народный кооператив, а в городе Иркутске располагалась одна из его контор. В 1921-1926 годах иркутское отделение развило в Монгольской Народной Республике (МНР) широкую деятельность, обеспечивая монголов необходимыми предметами быта, хозяйства и культуры. Из предметов местного производства вывозили стекло, посуду Хайтинской и спички из Усольской фабрик, предметы текстильной промышленности.

С 1931 года Советский Союз становится единственным покупателем монгольского сырья и превращается в основного поставщика промышленных товаров. Кроме экономических связей СССР оказывал Монголии политическую поддержку на международной арене.

Первая половина XX века ознаменована укреплением Советско-Монгольского экономического и военного сотрудничества. С 1934 года провокации японских войск в восточных приграничных районах МНР постоянно дестабилизировали политическую обстановку. Оформление военного союза между СССР и МНР произошло в 1936 году подписанием пакта о взаимопомощи. Согласно договору, СССР выступал гарантом безопасности территориальной целостности Монголии и на ее территорию вводил свои войска. 

В мае 1939 года Япония и ее сателлит Маньчжоу-го развязала войну против МНР. Тогда Советский Союз стянул войска к границе, а проведенная в Забайкальском военном округе мобилизация после начала широкомасштабных военных действий на реке Халхин-Гол коснулась и Иркутской области, где на службу были призваны несколько тысяч человек.

В июле 1939 года в городе Свирске Иркутской области началось формирование 114 стрелковой (Свирской) дивизии для ее направления в зону военного конфликта. 

Забайкалье, Восточная Сибирь, оказавшись в "прифронтовой территории", осуществляла важную роль в снабжении войсковой группы в Монголии. В переброске грузов принимали участие автоколонны, мобилизованные из народного хозяйства на территории Прибайкалья и Забайкалья. Одна из иркутских колонн, состоявшая из 114 машин, блестяще справилась с заданием по подвозу военных грузов на участке Кяхта — Улан-Батор.

Улан-Баторская железная дорога

Улан-Баторская железная дорога. Фото: Из открытых источников

На Иркутском авиазаводе выпускался скоростной бомбардировщик А.Н. Туполева — АНТ-40, самолеты, изготовленные в Иркутске, принимали активное участие в событиях на Халхин-Голе. На территории авиазавода формировались авиаполки, направлявшиеся в зону военных действий. Кроме того, на территории современного Иркутского авиазавода располагалась ремонтная база бронетехники, прибывшей с Халхин-Гола.

Ряд современных историков считает, что военный конфликт на Халхин-Голе можно по праву считать началом Второй Мировой войны, а Маньчжурская стратегическая наступательная операция 1945 года — ее окончанием. 

Иркутский университет был первым вузом в стране, в котором после Октябрьской революции в 1918 года было введено преподавание монгольского языка на Восточном отделение, в 1921 году преобразовано в Восточное отделение внешних сношений (ВОВС). Здесь работал известный монголист и тибетолог Г.Ц. Цыбиков. Крупными монголоведами стали иркутяне А.Д. Каллиников и Н.П. Шастина, Б.Э. Петри, Н.Н. Смирнов, И.Н. Инкижинов, А.В. Бурдуков и другие. 

Иркутск заслуженно можно назвать одним из центров подготовки кадров МНР. В 1925 году в Иркутск приехала на экскурсию группа монголов-ревсомольцев. С этого года в иркутских высших и средних учебных заведениях начинают учиться монгольские студенты.

Монгольские студенты в Иркутске

Монгольские студенты в Иркутске. Фото: Из открытых источников

С 1950-х годов в порядке обмена опытом по научной и педагогической работе между учебными заведениями Иркутска и МНР были организованы встречные выезды делегаций. 

В 1966 году при ИГУ был открыт подготовительный факультет для иностранных граждан. Его первыми учащимися стали 147 выпускников монгольских школ. С 1966-1986 годы граждане МНР составляли основной контингент на подготовительном факультете в ИГУ. Обучение их русскому языку и языку будущей специальности велось по следующим направлениям: инженерно-техническому, медико-биологическому, экономическому и гуманитарному. За 30 лет сотрудничества с МНР было подготовлено для обучения в вузах и техникумах СССР более шести тысяч граждан Монголии.

В 1971 году при подготовительном факультете открылись курсы повышения квалификации учителей-русистов школ, техникумов Монголии. Более четырех сотен монгольских преподавателей русистов прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.

В 1930-х годах были заложены основы промышленности Монголии. Начатая индустриализация страны была прервана началом Второй Мировой войны и продолжилась в 1960-е годы. В Монгольской Народной Республике, как ни в одной другой стране, велось масштабное строительство различных объектов силами и средствами советских строительных организаций. В МНР были созданы советские строительные тресты № 1, 2, 3, а также специализированные строительные бригады.

 У истоков рождения строительного треста № 3 стоял коллектив Главного Восточно-Сибирского строительного треста, находившегося в Иркутске. С 1966 года трестом были сданы в эксплуатацию сотни объектов сельскохозяйственного и индустриального назначения. Крупнейшие из них — госхозы "Замар" и "Хэрлен-Баян".

Госхоз Дархан имени советско-монгольской дружбы, 1971 год

Госхоз Дархан имени советско-монгольской дружбы, 1971 год. Фото: Из открытых источников

Коллектив треста построил ТЭЦ мощностью 12 тысяч кв/ч и Адун-Чулунский угольный разрез производительностью 200 тысяч тонн угля в год, который полностью удовлетворял потребности ТЭЦ и котельных в городе Чойболсане. Всего за пятилетку 1966-1970 годы коллектив треста ввел в эксплуатацию 42 комплекса, насчитывающих 807 объектов, что соответствовало 27 209 кв. метров.

В феврале 1973 года СССР и МНР заключают межправительственный договор о сотрудничестве в освоение медно-молибденового месторождения меди Эрдэнэтийн-Обо. Созданное горнорудное предприятие по объему капитальных вложений и размаху строительных работ — крупнейший объект Монголии, также построенный советскими специалистами.

Строительство эрдэнэт — горнодобывающее предприятие Монголии

Строительство эрдэнэт — горнодобывающее предприятие Монголии. Фото: Из открытых источников

Предприятия Восточной Сибири отправляли в адрес советских строительных трестов МНР красный и силикатный кирпич, столярные изделия, сборные дома и другие материалы. Нефтебазы Ангарска и Иркутска полностью покрывают потребность автотранспорта и дорожно-строительных машин в горюче-смазочных материалах.

Восточная Сибирь во второй половине XX века активно участвовала в послевоенном подъеме экономики Монголии, развитии здравоохранения, культуры, подготовке кадров для различных отраслей народного хозяйства.

130192
Общество