"Жить — Родине служить" — актуально сейчас как никогда. Для каждого россиянина эта поговорка теперь имеет особый смысл. Более полугода российские солдаты, в том числе из Иркутской области, участвуют в специальной операции по защите Донбасса на Украине. Военнослужащие обеспечивают безопасность на границах с чужой страной в Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской областях, в Краснодарском крае и Крыму. Каждый военный-контрактник, доброволец, мобилизованный, вступивший в ряды вооруженных сил, вносит неизмеримый вклад в безопасность России. "Светлое будущее у нас по-любому будет. Это даже не обсуждается", уверен участник спецоперации, командир взвода одного из подразделений рембатальона, прапорщик Александр Орлов. В интервью корр. ИА IrkutskMedia военнослужащий рассказал о том, почему он встал на защиту страны, как для солдата важна поддержка соотечественников, и что такое, по его мнению, Родина.
— Александр, расскажите о себе. Где вы родились, какое получили образование?
— Родился я в 1982 году в городе Абай в Казахстане, это недалеко от Караганды. В 1995 году родители со мной переехали в Россию — Алтайский край. Здесь я окончил школу в 1999 году, затем отучился на помощника машиниста тепловоза в железнодорожном училище.
Осенью 2000 года меня призвали на срочную службу в армию. Тогда служили два года. Я участвовал в специальной операции в Чечне, с апреля по ноябрь 2002 года.
— О чем вы думали, когда отправлялись на службу в Чечню? Поменялся ли у вас взгляд на жизнь после такого военного опыта?
— Конечно, впечатления остались, хотя прошло уже 20 лет. Думаю, скорее всего, взгляд на жизнь у меня поменялся. Мне тогда было все интересно. Мы были молодыми ребятами, готовыми поехать в любую страну мира, без разницы куда именно. Куда Родина посылает, туда и едем.
Срочную службу я проходил во внутренних войсках. Помню как стоял в наряде, а мимо проходил командир роты, и спросил: "Сержантом роты хочешь быть?". Я ответил, что нет. Он сказал: "Ну подумай". На следующий день снова спросил, я также ответил. Через день он меня встречает и говорит: "Форму одежды приведи в порядок". И в скором времени назначили на должность младшего сержанта.
В Чечню отправился уже в звании старшего сержанта, был заместителем командира взвода. Оттуда я уже уволился со срочной службы и устроился работать на "гражданку" по профессии. С 2003 по 2016 годы я работал на железной дороге.
— Как получилось, что вы все-таки связали свою судьбу с военной службой?
— У меня друг армейский, он служил по контракту в Мурманске и как-то позвал меня. Тогда у меня на железной дороге была хорошая должность, но тяжело было работать, устал. Друг спросил меня "Поедешь?", а я ответил: "Да, давай поеду". Жена поддержала меня в этом решении.
Тут же я написал заявление на увольнение, мы сорвались семьей и поехали в Мурманск. В военной службе есть свои плюсы. 15 лет отслужил и ушел на пенсию. На гражданке пришлось бы работать до 65 лет. А тут я в 50 лет уже буду военным пенсионером с северным стажем.
В воинской части я начал службу в ремонтно-восстановительном батальоне. Сначала был водителем, потом меня поставили на должность командира отделения. В этом году я получил звание прапорщика и должность командира взвода.
— Спустя много лет вы вернулись в ряды вооруженных сил. Скажите, сильно изменился быт в армии, взаимоотношения?
— Все поменялось в лучшую сторону. Например, казарменные помещения стали намного лучше, везде сделан ремонт. Бойцам только остается поддерживать порядок и, как говорится, быть наготове. Отношение немножко другое стало — у офицеров и других военнослужащих. Оно изменилось в лучшую сторону, стало более бережное, мягкое. Питание другое. Грубо говоря, срочники приезжают как в пансионат. У них есть блюда на выбор. У нас такого не было. Нам тогда дали сечки какой-то или чего-то подобного и все. Успел — поел, не успел — не поел.
— Какими чертами характера и человеческими качествами должен обладать военный?
— Военнослужащие все разные. Здесь, скорее всего, нужна дисциплинированность, мужество, стойкий характер и, конечно, сила воли. В определенных ситуациях нужно заставить себя, не остановиться, не сорваться и не уйти со службы. Должно быть самообладание, хладнокровность в любом случае, потому что ситуации бывают всякие. Как говорится, мозг должен всегда работать в правильном направлении.
У военнослужащего должна быть субординация. Приказы исполняются, а потом обсуждаются.
— С началом специальной операции как изменилась ваша служба?
— Нам где-то до 10 марта командир роты предложил отправиться на границу с Украиной. Тогда направлялся один экипаж роты. Командир дал нам подумать, у нас был выбор ехать или нет. Конечно, он мог назначить самостоятельно, но поступил все же лояльно. Он спросил, есть ли желающие. Я был в числе первых. Примерно через три недели после начала спецоперации мы прибыли туда. Вернулись в Мурманск в июне.
— Вы решили поехать на границу с Украиной в Белгородскую область. Почему? Что вас сподвигло?
— Я сам принял это решение. Даже не знаю, что мною двигало. Наверно показать своим примером, что в принципе это не так страшно. Ну и в любом случае, нам надо защищать Родину, чтобы к нам, как говорится, не "стучались" без ведома, не заходили на нашу территорию. Зачем нам посторонние, непонятные организации, люди? Тем более, которые настроены недружелюбно. Поэтому я сразу согласился, даже почти не думал.
— Как ваша супруга отнеслась к такому решению?
— (Услышав вопрос, Александр засмеялся) Это уже другой момент. Она как бы сильно не была рада. Я ей сказал только на второй или третий день…сказал, что нас отправляют в командировку. Когда уезжал, жена сильно переживала. Потом уже с места службы созванивались, и все было нормально. Она в шутку ругала меня, говорила, что получу по шее. Когда я вернулся, она тоже в шутку сказала, что если еще раз поеду, то получу от нее.
Пока был на границе, постоянно звонил домой. Мы ведь на территорию (Украины — прим. ред.) не заходили. Занимались ремонтом военной техники. Тыл есть тыл.
— Какая у вас была военная специальность во время службы на границе? Чем ценна работа ремонтной бригады?
— У меня была должность заместитель командира взвода специальных колесных шасси гусеничных машин. Сама работа заключается в том, чтобы быстро и качественно восстановить военную технику. Отремонтировать ее после боевых действий, если сломалась. Ценность.… Знаете, вот если технику притащили с поля боя, и она потом вернулась туда и помогла нашим ребятам, спасла чью-то жизнь, — это ценность.
— Скажите, что согревало душу солдата на границе? Чем вы занимались в свободное время?
— Выходного времени у нас точно не было. Вечерами собрались посидеть пообщаться, поиграть в нарды или что-то другое. С родственниками, близкими пообщаешься по телефону, отдохнешь и спать.
— Изменилось ли отношение гражданских лиц к военнослужащим после начала спецоперации? Была ли поддержка на границе?
— Там (на границе в Белгородской области — прим.ред.) сильно заметна поддержка местных жителей. Люди были очень нам рады, приветливы. Все машут, все обнимают тебя, улыбаются. Детишки махали и улыбались тоже. Отношение хорошее, никакого негатива.
Население очень помогает. Постоянно компоты привозят, домашние засолки: огурчики, помидорчики. Кто сало привезет, кто булочки испечет. У нас было все как дома. Постоянно выпечка была, блинчики и другое.
Такая поддержка конечно важна. Но самое главное — это моральная поддержка. Чтобы люди везде были рады нас видеть. Тогда и солдату еще больше хочется защищать, есть ради кого и ради чего.
— Как вы думаете, что ждет Россию в контексте спецоперации? Есть вера в светлое будущее?
— Светлое будущее у нас по-любому будет. Это даже не обсуждается. Я думаю, мы эту спецоперацию в любом случае не должны проиграть. Потому что тогда нам бы смысла не было ее начинать. Мы должны это закончить до конца и только с нашей победой.
Людей, которых мы уже обнадежили, в Донецкой и Луганской Народных Республиках, их надо в любом случае вытаскивать из этой трясины. Чтобы в будущем дети могли спокойной учиться, люди могли спокойно продолжать жить, работать. Я считаю, что у нас не было другого выбора. Я думаю надо гордиться, что мы спокойно начали эту спецоперацию, не боясь никого, не стесняясь. Сила-то у нас есть, и добровольцев много. Я общался с людьми, которые приезжали с регионов. Откуда только не было, даже с Дальнего Востока люди были.
Много добровольцев отправилось. Им больше спасибо, что они не бросают, помогают. Молодцы. Нам в любом случае надо заканчивать и доводить дело до конца, до своего логического завершения. Чтобы в будущем никто даже и подумать не мог о том, чтобы ближе к нам продвинуться.
— Александр, что для вас значит патриотизм? Родина?
— Патриотизм — это любовь к своей родине, своему народу, своим семьям, ну и готовность пожертвовать собой ради этого всего. Родина…она у всех своя. Я думаю, что это не обязательно место, где человек родился. Скорее всего, это место, где человек создает свое гнездышко, где его семья, друзья, близкие родственники, где он может спокойно находиться и не переживать за себя и своих детей. Я считаю, что это и есть Родина.
*Имя и фамилия героя были изменены.