Жуткая вонь улетучится: 1 средство уничтожит запах из стиралки - 100% эффект
09:00
Обзор самых популярных новостей за 2 декабря
21:00
Иномарка перевернулась на дороге в Тайшете
20:24
Нежнейший манговый чизкейк: ловкость рук и никакой выпечки
20:00
В Иркутске разыскивают пропавшую 14-летнюю девушку
19:03
Незаконно уволенный сторож-кочегар получил компенсацию в Жигаловском районе
18:15
За неделю в Ангарске поймали 17 нетрезвых водителей
18:00
Ремонт путепровода на станции Батарейной в Иркутске выполнен на 39%
17:51
Любитель кофе ограбил магазин в Ангарске
17:26
Петиция появилась в поддержку педагогов, попавших под сокращение в ИРО Приангарья
16:43
Более 7 лет понадобится жителям Приангарья, чтобы накопить 1 млн рублей
16:43
Владелец цирка-шапито ответит в суде за нападение пантеры на ребенка в Ангарске
16:40
Аграрии Иркутской области собрали более 639 тысяч тонн зерновых
16:33
Киллеры в 90-х права не качали, они зачищали - бывший опер вспомнил эхо "Лихих"
16:10
Бастрыкин контролирует ситуацию с плохой дорогой в поселке Ишидей Тулунского района
16:06
Первый полнометражный научно-популярный фильм, снятый в Приангарье, выходит в прокат
16:01

Наплыв туристов не за горами: инфраструктура Байкала будет трещать по швам?

Зампредседателя СБАТ Вадим Копылов рассказал о проблемах, перспективах и вызовах туристической индустрии в Иркутской области
Байкал. Листвянка. Судно. Корабль Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia
Байкал. Листвянка. Судно. Корабль
Фото: Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia

Иркутская область находится на пороге летнего туристического сезона. Безусловно, главным местом притяжения отдыхающих является Байкал. Поток российских туристов на озеро заметно увеличился после пандемии и на фоне изменений в мировой политике. В этом году также ожидается появление на Байкале значительного числа китайских туристов, которые в допандемийные годы активно посещали уникальное озеро. Многих сейчас волнует вопрос: справится ли инфраструктура с большим наплывом путешественников? В интервью ИА IrkutskMedia заместитель председателя правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов оценил текущее состояние инфраструктуры, рассказал о популярных видах туризма на Байкале, новых перспективных туристических направлениях в Иркутской области, а также обозначил факторы, затрудняющие развитие туризма в регионе. 

— Вадим Георгиевич, расскажите, как в целом вы оцениваете текущее развитие туризма в регионе?

— Если коротко в двух словах, то развитие туризма идет своим чередом. Проблем море. То, что надо делать — воз и маленькая тележка. Быстро все это реализовать не получается, все идет потихоньку, иногда очень потихоньку. 

— Почему такой темп развития? Что мешает?

— В первую очередь очень большие проблемы с нашей законодательной базой. Туризм — отрасль достаточно молодая. Законы не устоялись, принимались в моменте. Сейчас они устарели и требуют изменений. Кроме того, туризм затрагивает множество смежных отраслей. Всё это создает определенные трудности для, скажем так, законотворчества. Ну и в наших условиях еще добавляются большие ограничения, связанные с природоохранными мероприятиями (они установлены в ФЗ №94 "Об охране озера Байкал" — прим. ред.). Все это несовершенство отражается на нас в полной мере.

Очень многие порывы к развитию сдерживаются именно несовершенством законодательной базы. Законы исправляют, но сами понимаете, это тоже процесс небыстрый. Он растянутый и по времени, и по подготовке. Изменяя законодательство, важно не навредить, и в то же время дать возможность развиваться туризму.

— Какие виды туризма востребованы в регионе?

— Я всегда подчеркиваю, что на Байкале есть все виды туризма, да и в целом в Иркутской области их много. Но проблема заключается в том, что отдыхающие не могут определиться, где именно они хотели бы побывать, так как локации достаточно удалены друг от друга. Как правило, люди заходят в интернет, берут основные достопримечательности, туристические места и начинают формировать маршрут. В итоге получается, что они мечутся по всей нашей огромной территории и вместо отдыха имеют сплошные разъезды. Например, поехали в Байкальск, затем понимают, что надо еще на Ольхон, а дальше еще куда-то.

Основная проблема туристов — вычленить, чем они хотели бы заниматься на отдыхе, каким видом туризма, чтобы более-менее определиться с локацией, исключить множество долгих переездов.

— Какие новые виды туризма потенциально можно развивать в Иркутской области? И каких туристических направлений не хватает?

— Их много, у нас огромный незадействованный потенциал. Например, ко многим памятникам природы, живописным местам еще до сих пор нет ни дорог, ни троп — до них добраться проблематично. Поэтому ресурс познавательного туризма задействован примерно на 10-20%. У нас вообще не затронуты туризмом северные территории. Также, грубо говоря, река Ангара до сих пор не включена в туристический оборот, а там полно интересных мест. Здесь могут быть все виды активного туризма, круизный туризм, детский отдых. От Иркутска и до Братска — более 450 км — эта территория для организованного туризма, просто пока эта сфера там не раскрыта.

Еще в области туризма полностью не задействован бассейн реки Лены. А ведь там есть охотничий, рыболовный туризм, частично активный отдых. У нас не задействован этнографический туризм и многое другое.

Сейчас основной поток туристов сосредоточен буквально по трем локациям: Листвянка, Ольхон и Малое море. Но если взглянуть на побережье, то еще остается много локаций, в каждой из которых можно спокойно развивать по 3-5 видов туризма.

— Байкальск пока не так востребован среди туристов, как Листвянка, Ольхон и Малое море.

— Нет. Байкальск еще настолько не популярен, но в перспективе, возможно, будет. (Байкальск планируют сделать первым в России экогородом, здесь реализуют более 60 проектов, в том числе туристических. Финансирование предусмотрено в более чем 30 млрд рублей — прим. ред.).

— Как вы оцениваете планы Госкорпорации "Туризм.РФ" по реализации туристических проектов, в том числе мастер-планов в Тальцах, строительстве санаториев на Байкале?

— По-хорошему, это надо было делать еще лет 15 назад, но тогда, может быть, не было возможностей. Вот я и говорю, развитие идет медленно. Когда будут реализованы проекты — вопрос открытый. Что касается санаторно-курортного направления — это одно из перспективных и востребованных видов туризма, так как население стареет. Такие услуги, безусловно, востребованы. Если их развить еще и на Байкале, то больше чем уверен, это будет практически беспроигрышный вариант. Если взять на вооружение ресурсы — грязи, воды, целебные источники, — то тут еще некопаный пласт.

Байкал

Байкал. Фото: Виктория Непогодина, ИА IrkutskMedia

— Скажите, достаточно ли инвесторов для реализации проектов на Байкале?

— Скажем так, если разобраться, то сторонних инвесторов у нас практически и нет. Инвесторы почти все местные. Нам не хватает сторонних инвесторов с большими капиталами. Как раз таки за них сейчас берется Туризм.РФ, будет создавать для них условия. При этом понятно, что те же проекты в Байкальске, "Тальцах" не решат проблемы туризма, они дадут какое-то небольшое развитие.

Отмечу, что именно привлечение инвесторов у нас натыкается на то, что самые лакомые кусочки, посещаемые туристами места, по сути побережье Байкала — это все находится либо на территории национального парка, где нельзя ничего строить, либо существуют под природоохранными ограничениями в сложных условиях. Из-за этого инвестору проще пойти в другой регион, где нет таких проблем. 

— В этом году ожидается наплыв китайских туристов. При этом за последние годы возросло число отдыхающих на Байкале соотечественников. Справится ли инфраструктура с таким туристическим потоком?

— Поток туристов у нас однозначно будет ограничен возможностями инфраструктуры. Если больше приедет китайцев, то меньше мест останется для россиян, и наоборот. В преддверии сезона с китайцами пока неясно, то есть еще не подписаны необходимые соглашения, нет в достаточном количестве рейсов. Поедут китайцы в большом допандемийном количестве или их наплыв будет постепенным — пока открытый вопрос. Осенью ответ станет известен.

По инфраструктуре проблемы везде: транспорт, отели, развлекательные услуги. Сюда я бы еще добавил мусор и вывоз жидких бытовых отходов. Понимаете, все упирается в природоохранное законодательство. Оно не дает увеличить количество номеров, запрещает строить дороги, сказывается подобным образом на всей инфраструктуре. Поэтому сегодня мы имеем как бы ограничения по развитию всех позиций инфраструктуры.

— На Байкале строятся быстровозводимые модульные гостиницы. Реализация таких проектов помогла увеличить номерной фонд?

— Благодаря модульным гостиницам номеров добавилось. Но, во-первых, это все равно капля в море от потребностей туристов. Во-вторых, у нас просто добавился номерной фонд, благодаря поддержке государства собственникам стало легче строить финансово. Нужно понимать, что многие способны возвести гостиницы, а вот подключить их к водоснабжению, электроснабжению, сетям канализации — большая проблема. Кроме того, мы столкнулись с нехваткой энергетических мощностей в Иркутской области, хотя регион всегда считался энергоизбыточным.

То есть модуль построил, а электрических мощностей мало, а при канализовании столкнулся с отсутствием полигонов. Получается, отвозить отходы приходится далеко. Это все увеличивает себестоимость. Также, например, нужно много денег для легализации скважины для водоснабжения. Временами это выходит дороже, чем сами домики.

Проблема не в той инфраструктуре, которая лежит на поверхности, а в базовой (электроснабжение, водоснабжение, канализация — прим.ред.) — ее нехватка ограничивает все остальное.

— Скажите, как обстоят дела с индустрией гостеприимства в регионе? Хватает ли квалифицированных сотрудников?

— С этим тоже проблемы. Кадровое обеспечение — одна из составляющих инфраструктуры. Кадров сейчас не хватает во многих отраслях. В туризме также ощутимый дефицит, прежде всего среднего и низшего звена: горничных, уборщиц, администраторов. То есть тех, кто создает сервис. И здесь речь уже не идет о квалифицированных сотрудниках, работодатель готов научить, обучить. Вопрос состоит просто в нехватке людей.

— Нехватка кадров была всегда?

— В допандемийные времена проблема так остро не стояла. Сейчас дефицит ощущается больше. Это связано с тем, что появилось много привлекательных рабочих мест на месторождениях, так называемая вахта. В пандемию очень многие люди ушли на вахту. Вернуть их обратно проблематично. Также сказывается отток молодежи и в целом их нежелание работать на таких позициях. 

— Скажите, в целом инфраструктурный потенциал Байкала может принимать в 2-3 раза больший туристический поток, чем сейчас?

— Это возможно. Давайте посмотрим на мировой, российский передовой опыт. То число туристов, которое мы принимаем, даже с большими натяжками на нашей площади, — это, скажем так, вообще смешно по мировым меркам.

Маленькие островки в океанах принимают в пять раз больше туристов, и при этом умудряются сохранить природу, не нанести ей существенный урон. Как такое возможно? Это обеспечивается как раз развитой инфраструктурой. Там туристы не бродят, где им захотелось, а именно путешествуют по отведенным маршрутам, за ними есть контроль.

Также посмотрите на наших соседей — китайцев. У них осталось совсем мало природы, но они на своих "клочках" принимают миллионы людей. У нас все упирается в плохо развитую инфраструктуру, именно ее надо улучшать. И проблема эта не только туристическая. Местным жителям недостаточно базовой инфраструктуры. Та, что строилась в советское время, разрушилась или же ее не хватает.

Байкал

Байкал. Фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia

— Как вы оцениваете антропогенную нагрузку на Байкале?

— Вопрос, с которым мы постоянно боремся. Понимаете, если взять обычную природную территорию, то, конечно, методика расчета антропогенной нагрузки на нее не будет позволять развивать туризм, и даже нынешнее количество туристов будет избыточным для некоторых районов. Но если мы сюда добавляем инфраструктуру, то цифры сразу совершенно изменятся. 

Для примера возьмём мыс Хобой на Ольхоне. По нему ходили все кому не лень и как попало. Люди вытаптывали растительность, наносили сильный ущерб природе. Стоило только проложить по мысу дорожку, как по нему стало возможным проходить большему числу народа и без уничтожения растительности.

Та же ситуация с Тажеранскими степями. Ранее там вся долина была искатана разными дорогами. Стоило проложить асфальтовую дорогу, как все перестали ездить по всей степи и двигались одним путем. Те дороги стали зарастать, природа восстанавливается. Раньше от 10 проезжающих машин причинялся вред природе, теперь 1 тысяча машин проезжает по асфальту без какого-либо ущерба окрестностям. Это яркие примеры того, как инфраструктура помогает увеличить антропогенную нагрузку без вреда окружающей среде. 

— Ранее на федеральном уровне обсуждали введение туристического сбора в регионах. Как вы относитесь к установлению такой меры на Байкале?

— Пока отрицательно. Меня волнует не сам сбор, это небольшие деньги, а то, что пока нет справедливого механизма его взимания. У нас на Байкале много туристов, которые путешествуют самостоятельно. Через турфимы, гостиницы проходят не так много людей. Кроме того, у нас большой серый сектор средств размещения — часть гостевых домов, турбаз не являются официально такими, нигде не зарегистрированы. 

Получится, что клиенты официальных средств размещения, которые и так платят больше денег, будут еще облагаться сбором. А туристы, которые останавливаются в "серых" домах, палатках, наносящие больший ущерб от своего пребывания, не будут ничего платить. Урон они причиняют больший, так как, например, не понятно, куда сливают отходы такие неофициальные места размещения, а от отдыхающих в палатках всегда остается много мусора.

В итоге при введении туристического сбора, какой стимул мы сейчас дадим туристам? Зачем им пользоваться легальными средствами размещения, легальными услугами в целом, если дешевле отдыхать в нелегальном секторе. Таким образом, мы дополнительно будем способствовать развитию нелегального сектора.

Также еще нужно учитывать, что отдых на Байкале обходится дороже — легальный бизнес соблюдает множество природоохранных мероприятий, что сказывается на стоимости услуг. Ну и сюда же можно добавить элементарную плату за посещение национального парка. У нас практически все побережье — это нацпарк, куда бы турист ни поехал, ему придется заплатить сбор. 

Например, чтобы съездить на мыс Хобой нужно заплатить 300 рублей. Если это семья из четырех человек, то выйдет уже 1200 рублей. Прибавим сюда еще туристический сбор, стоимость трансфера, питание и выйдет совсем круглая сумма. Для некоторых это серьезные деньги.

— Ранее сообщалось, что китайские туристы приносят мало прибыли для региона, так как их туры включали своих туроператоров, гостиницы. Как-то этот вопрос решился или нет?

— На законодательном уровне практически никаких подвижек не сделано. Хотя, для решения проблемы время было — период пандемии. Единственное, что добавилось — ввели аккредитацию гидов и гидов-переводчиков. Теперь китайцам намного сложнее будет использовать своих гидов, которые, как помним, временами искажали информацию так, что все за голову хватались. Такая мера хотя бы немного упорядочит туристические потоки. Пока остается нерешенной проблема нелегальных китайцев, которые, по их словам, не туристы, а родственники. Здесь остается уповать на работу контролирующих органов.

— В заключении скажите, что сейчас в первую очередь нужно делать для развития туризма в регионе?

— В существующих условиях развитие туризма упирается в базовую инфраструктуру. Ее нужно совершенствовать. Я имею в виду не гостиницы, дороги, а канализация, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, мусорные полигоны, переработку отходов. Если будет эта основа, то гостиницы вырастут, как грибы. Ну и, конечно же, важно совершенствовать законодательство.

Байкал

Байкал. Фото: Виктория Непогодина, ИА IrkutskMedia

190699
14
48