Корпорация "Иркут" Объединенной авиастроительной корпорации в сотрудничестве с Южно-Российским государственным политехническим университетом им. Н.И. Платова создала первого отечественного робота-укладчика композитного волокна. Он заменит иностранное оборудование и будет использоваться при серийном производстве "черного" крыла новейшего самолета МС-21. Все ключевые элементы, включая программное обеспечение и системы управления процессами, произведены в России. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу госкорпорации.
Композитное, или "черное", крыло — одно из преимуществ МС-21, которое позволяет уменьшить вес планера и улучшить аэродинамическое качество самолета. Его создание — сложнейший процесс, который требует высокотехнологичного оборудования. С помощью роботов происходит автоматическая укладка сухой углеродной ленты, которая послойно формирует будущую деталь авиалайнера. При помощи лазера углеродная лента разогревается и склеивается с предыдущим слоем. Непрерывность выкладки обеспечивается применением свернутой на бобине ленты длиной от 3 до 3,5 тысячи метров. Раньше оборудование для этой работы закупалось за рубежом, однако после введенных против России санкций поставки были остановлены.
"МС-21 — важный для нашей страны самолет, от которого во многом зависит устойчивость авиатранспортной системы России. В кратчайшие сроки мы заменили импортные композитные материалы в его крыле, получив в конце прошлого года одобрение от Росавиации главных изменений в типовую конструкцию самолета. Теперь для отечественного "черного" крыла создали и российского робота-укладчика, который ни в чем не уступает иностранным аналогам, а во многом превосходит их. Оборудование позволит нам не зависеть от зарубежных поставщиков и поможет выйти на ритмичный выпуск до 36 самолетов МС-21 в год", — сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
Опытный образец робота запущен в промышленную эксплуатацию в московской лаборатории компании "АэроКомпозит", которая является центром компетенций ОАК в сфере инновационных разработок и производства деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов.
"Мы полностью отработали отечественную технологию, добившись высокого качества, скорости и надежности системы. Следующая цель — масштабирование этого решения для серийного производства композитных конструкций крыла МС-21 и увеличение объемов выпуска самолетов", — отметил первый заместитель генерального директора корпорации "Иркут" — генеральный директор АО "АэроКомпозит" Анатолий Гайданский.
Напомним, что МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Самолет создается на базе новейших разработок в области авиастроения. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с аналогами, эксплуатационные расходы. Аэродинамическое совершенство самолета обеспечивается крылом большего удлинения из композиционных материалов. Кроме того, самая большая в своем классе ширина фюзеляжа МС-21 позволяет увеличить личное пространство для пассажиров.
Ранее агентство писало о том, что серийное производство самолета МС-21 начнется в 2025 году. Об этом сообщил вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Он подчеркнул, что на данный момент оперативно принимаются решения для обеспечения окончания испытаний лайнера к 2024 году.
Также отметим, что сейчас в России создают полностью импортонезависимую версию самолета МС-21-300 из Иркутска. В мае в Минпромторге предложили проработать версию лайнера МС-21 с вместимостью до 220-250 пассажиров.