Всего одна кнопка на стиралке мощно сократит счет за электричество - есть у всех
09:00
Прокуратура проверяет инцидент с девочками-подростками в Иркутске
17:09
Депутаты ЗС Приангарья обсудили концепцию модернизации системы СПО в регионе
17:04
Депутаты областного парламента рассмотрели бюджет Приангарья на три года
16:57
Уроженец Эхирит-Булагатского района погиб в зоне СВО
16:46
"Шпиона-неудачника" оштрафовали в Иркутске
16:44
Водитель грузовика создал аварийную ситуацию на Глазковском мосту в Иркутске
16:08
Ваш интеллект - уникальный дар, если справитесь со всеми вопросами — ТЕСТ
16:00
ИГУ 24 ноября проведет День открытых дверей
15:48
Часть домов осталась без света в Свердловском районе Иркутска и Марковском МО
15:39
Семь дорог отремонтируют в Октябрьском районе Иркутска
15:38
Микроавтобус сбил человека на улице Байкальской в Иркутске
15:32
МТС оцифровала новый терминал аэропорта "Байкал" в Улан-Удэ
15:25
В Тайшете экстренно отключили холодную воду
15:15
Дело возбудили о мошенничестве из-за расходования средств УК в Ленинском округе Иркутска
15:11
Участники ралли "Шелковый путь" отправятся из Иркутска через Улан-Батор в Горно-Алтайск
14:46
Депутаты областного парламента рассмотрели бюджет Приангарья на три года 16:57
Природоохранный прокурор выступила с инициативой на сессии ЗС Иркутской области 14:41
На Сухом Логе в Бодайбинском районе растет парк буровой техники 13:38
"Ангарскцемент" стал победителем конкурса "100 лучших товаров России" 12:21
Депутаты Заксобрания Приангарья подготовили обращение в правительство РФ по дифтарифам 11:13
В Иркутской области модернизируют систему среднего профессионального образования 10:38
Депутаты ЗС Приангарья попросили правительство РФ отложить новые нормы энергопотребления 20 ноября, 20:15
Инфраструктура ВСЖД готова к работе в зимний период 20 ноября, 16:27
ЕР и "Молодая Гвардия" проверили ремонт общежитий Иркутского аграрного университета 20 ноября, 15:48
Депутаты ЗС Приангарья одобрили два законопроекта о мерах соцподдержки участников СВО 20 ноября, 15:29
Самбо необходимо сделать обязательным уроком физкультуры - ЕР 20 ноября, 13:38
Бюджет Иркутской области на 2025-2027 годы приняли в первом чтении на сессии ЗС 20 ноября, 13:00
Ягодка к ягодке: как компания "Слата" отбирает местные товары в магазины? 20 ноября, 11:57
17-я сессия Законодательного собрания начала работу сегодня, 20 ноября 20 ноября, 11:32
Депутаты ЗС Приангарья выступят с проектом постановления по дифтарифам в адрес кабмина РФ 20 ноября, 11:22

Иван Клеофастов: На моих глазах "Иркутскавтотранс" радикально менялся и преображался

Водитель с многолетним стажем, а ныне расстановщик автобусов, рассказал, как предприятие с многолетней историей бросало вызов невзгодам
Иван Клеофастов ИА IrkutskMedia
Иван Клеофастов
Фото: ИА IrkutskMedia

Иван Поликарпович Клеофастов работает в "Иркутскавтотрансе" уже почти полвека. Большую часть жизни он работал водителем. На его глазах в предприятии сменялись одни виды автобусов на другие, а сама организация очень изменилась, когда вся страна переживала огромную и болезненную перестройку. Иван Поликарпович рассказал в интервью ИА IrkutskMedia о том, как происходящие события влияли на климат внутри "Иркутскавтотранса" и как изменялось отношение населения к водителям в разные годы.

— Иван Поликарпович, расскажите, сколько лет вы работаете в "Иркутскавтотрансе"?

— Я работаю в "Иркутскавтотрансе" уже почти 47 лет, с 1976 года, если быть точным. 45 лет я трудился водителем автобуса, но с наступлением пандемии пришлось сменить работу. Я довольно тяжело перенес коронавирус, и после этого продолжать работу водителем мне стало тяжело. А вообще, можно сказать, что я попал сюда случайно. Мои знакомые уже работали здесь, и я присоединился к ним. Мне было 20 лет, когда я вернулся из армии и записался на курсы по вождению, получил категорию "Д" и пришел сюда. С тех пор так и работаю.

— А вам никогда не хотелось сменить работу?

— Нет. Наверное, это не в моем характере — уходить. А ведь сколько раз предлагали в молодости перейти в таксопарк или начать работать на заводе, но я всегда говорил, что мне и здесь хорошо. А еще у нас всегда был замечательный и дружный коллектив, что тоже немало подкупало. Сейчас у нас работает около 73 водителей, и все мы друг друга знаем и уважаем.

— Иван Поликарпович, расскажите, как менялось предприятие за эти годы?

— Раньше у нас на этом месте, на улице Рабочего штаба, 31 была контора. Здесь находилась большая диспетчерская. Потом со временем старое здание снесли и поставили новое трехэтажное. Дружнее раньше все было: и народ был дружелюбнее, и отношение к водителю было другое и у начальства, и у пассажиров. Отмечали День водителя, устраивали праздник, кого-то грамотой награждали, кого-то премией, да и много наград разных было. Сейчас такого нет.

— С какого момента все изменилось?

— Это все исчезло после развала Союза. У нас раньше было три предприятия и по сто с лишним автобусов у каждого из них. К примеру, у нашего предприятия почти полторы сотни автобусов было. Но потом все развалилось, обрушилась валюта, кризис. Помню, как мы, водители, сидели на подоконнике и буквально чувствовали, что все разрушается, даже выезжать (на маршрут — прим. ред) уже было некуда. Потом постепенно стала нормализовываться работа и руководство смогло объединить три компании в одну, чтобы хотя бы частично сохранить муниципальный транспорт в Иркутске.

Никто из нас не был уволен — ушли только те, кто сами этого хотели, в основном это была молодежь, которая ушла работать на заводы. Количество автобусов уменьшилось, а маршрутов стали закрывать частные перевозчики. Так мы и пришли к тому, что сейчас большая часть автобусов на дорогах Иркутска принадлежит частникам. Вот, например, сейчас на улице Рабочего штаба, 31, всего порядка 50 автобусов. Отрадно, что обещают в следующем году большое пополнение парка, может быть и у нас появится 30 новых машин.

Я скучаю по тем временам, до развала СССР. Представляете, тогда все водители были в форме! Рубашки, галстуки, летние костюмы из легкой ткани похожей на джинсу. А ещё фуражки. Зимой также предприятие обеспечивало водителей рабочей одеждой по сезону. Все было. А вот когда все это развалилось, при объединении предприятия руководители уже решили обойтись без формы для водителей.

— Иван Поликарпович, вы как никто другой знаете, как изменялся парк автобусов за историю предприятия. Внедрялись ли новые модели?

— Когда я только пришел, были ЛАЗы и ЛиАЗы, а в 80-х годах после Олимпиады стали поступать автобусы Ikarus. Последние автобусы Ikarus получили в 1991 году. А дальше развал. Потом мы стали пригонять автобусы поменьше. Я сам лично ездил на перегонку подержанных машин четыре раза. Потом были автобусы Mercedes, а после них Мичуринские "крокодилы". Мы про них говорили: "Я тебя слепила из того, что было".

А потом уже ЛиАЗы пошли, но их тоже осталось мало. После них появились МАЗы. Сейчас вот новые НЕФАЗы пригнали. И, конечно, сейчас из-за санкций вся электроника в автобусах сменилась. Раньше была импортной, а теперь она наша — собственного производства. Руководство старается как-то выходить из положения. Держимся на плаву, не унываем.

— Какие моменты в вашей работе водителем были особенно трудными?

— Действительно, бывали моменты, которые приходилось преодолевать с трудом. Например, в часы пик дорога была перегружена, и приходилось справляться с напряженным движением, параллельно обслуживая большое количество пассажиров. И так каждый день. А в холодные зимние дни, когда дороги покрыты снегом и льдом, нужно было быть особенно аккуратным и внимательным.

— Что больше всего запомнилось?

— Сразу вспоминается, как я перевозил на наше предприятие автобусы со всей России. Это настоящее приключение. Были моменты, когда можно было просто насладиться красотой нашей страны. Мы эти автобусы из Санкт-Петербурга гоняли, из Мичуринска, из Балашихи. А еще мне доводилось возить студентов МГУ. Они приезжали сюда с преподавателем. Мы их возили в Братск, Улан-Удэ, Кяхту, показывали им места декабристов — все это было очень интересно, и сейчас вспоминаю эти дни с большой теплотой.

— Иван Поликарпович, что можете рассказать о своей новой работе?

— Сейчас я работаю расстановщиком автобусов. Мои обязанности заключаются в расстановке автобусов, чтобы они выходили из боксов утром не мешая друг другу. Иногда смена заканчивается поздно, а иногда я нахожусь на своем посту до семи утра. Все дело в том, что наш коллектив работает круглосуточно. У нас есть ночные смены, когда автобусы приезжают вечером для подготовки к утренним рейсам.

Я в это время слежу за тем, чтобы все было готово к началу нового дня. Проверяю, чтобы каждый автобус стоял на своём маршруте и не мешал другим. После того как они выехали утром, я обеспечиваю поддержание порядка в боксах и слежу за чистотой. Все это требует настойчивости и ответственности.

Каждая наша смена — ночная. У нас есть арендаторы, которые пользуются нашими боксами и могут приезжать или уезжать в разное время. Иногда они приезжают очень поздно, поэтому мы всегда на месте, чтобы открыть им двери. Мы стараемся адаптироваться к их потребностям и создавать условия для комфортной работы. Благодаря этому мы добиваемся эффективного использования недвижимости предприятия, и все занятые места оказываются востребованы.

— Есть ли у вас какие-либо советы для новых водителей автобусов, которые придут работать в "Иркутскавтотранс"?

— Во-первых, хотелось бы пожелать всегда быть внимательными и осторожными на дороге. Следовать ПДД, учитывать условия погоды и дорожные особенности. Не торопиться и не превышать скорость. Во-вторых, быть доброжелательными и вежливыми с пассажирами. В-третьих, быть готовыми к переменам и не бояться учиться новому. Технологии и инфраструктура постоянно меняются, поэтому важно быть готовым и уметь адаптироваться к новым требованиям и использовать новые инструменты и технику.

И, наконец, не забывать о своем физическом и эмоциональном здоровье. Работа водителя может быть физически и морально напряженной, поэтому нужно уделять внимание своему здоровью и регулярно отдыхать. Но главное — это любить свою работу и быть готовым к ежедневным вызовам, с которыми сталкивается водитель.

224098
14
48