Жители побережья Байкала пока только мечтают о комфортной и безопасной жизни, а развитие инфраструктуры вокруг уникального озера оставляет желать лучшего. Именно такая картина сложилась в условиях жестких законодательных ограничений. Найти баланс между сохранением экосистемы Байкала и развитием туризма, защитой прав простых граждан не так-то просто. Но, как показала практика, совместными усилиями можно выработать ряд кардинальных решений. Так, в 2022-2023 годах депутаты Госдумы совместно с властями Байкальского региона и научным сообществом разработали законопроект, который, по их словам, позволит решить ряд острых проблем в Центральной экологической зоне и дать толчок развитию байкальских территорий. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Речь идет о внесении изменений в ФЗ об охране Байкала и ст. 11 ФЗ об экологической экспертизе. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 11 июля. Одними из главных инициаторов изменений стали депутаты и сенаторы от Байкальского региона, входящих в межфракционную рабочую группу "Байкал". Они регулярно приезжают с рабочими поездками в Иркутскую область, Республику Бурятию и Забайкальский край, непосредственно общаются с жителями регионов, видят их проблемы и с учетом мнения граждан, научного сообщества прорабатывают решения насущных вопросов.
На заседании 11 июля депутат Госдумы от Приангарья Сергей Тен подчеркнул, что законопроект является наиболее комплексным и важным из всех ранее реализованных рабочей группой инициатив по развитию байкальской территории. Он позволит начать крайне необходимое строительство селезащитных сооружений, а местные жители наконец-то смогут спать спокойно, не переживая за угрозу схода селей. Инициатива включает проведение сплошных санитарных рубок в ЦЭЗ до 2030 года, при этом вместо одного срубленного дерева высадят пять деревьев (предусмотрены планом восстановительные компенсации). Это позволит реализовать наиважнейшие для Байкальского региона инфраструктурные проекты. Еще один очень важный момент в проекте — предлагается разрешить перевод земель лесного фонда в другие категории для создания "военных и гражданских захоронений". Это очень злободневная тема для местных жителей, так как кладбища переполнены, а новые создавать запрещает закон.
Несмотря на всю важность инициативы и ее поддержку среди жителей есть те, кто выступает против законопроекта. По словам Сергея Тена, нынешние противники инициативы ранее уже оказывали сопротивление в принятии важных решений по развитию и экологизации Байкала. Против законопроекта выступает международная организация Greenpeace, которая по решению Генпрокуратуры РФ признана нежелательной в России, Минюст включил ее в этот список в мае 2023 года.
Еще один противник инициативы — глава Всероссийского общества охраны природы, депутат ГД Вячеслав Фетисов. Отметим, что к парламентарию уже давно с особой настороженностью приковано внимание жителей Байкальского региона. Ведь в январе этого года Вячеслав Фетисов предложил переселить людей, проживающих у Байкала, если им там неудобно жить. Весной возмущенные жители направили обращение депутату, в котором рассказали о своих проблемах и подчеркнули, что давно ждут принятия такого законопроекта. Мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев пытался передать обращение местных жителей лично депутату на парламентских слушаниях в марте, но Вячеслав Фетисов в ответ сказал "А мне зачем оно?" и отмахнулся рукой. (видеозапись этого момента слушаний есть в распоряжении редакции).
Важно понимать, что в центральной экозоне Байкальской природной территории исторически проживает большое число жителей — более 140 тысяч человек, а в границах всей БПТ живет более 2,5 млн человек. Сергей Тен подчеркнул, что по оценкам экспертов турпоток на берегах Байкала со стороны Приангарья и Бурятии перевалил уже за 2 млн человек в год и увеличится в три раза к 2030 году.
Парламентарий отметил, что, к сожалению, с течением времени (с момента принятия закона об охране Байкала прошло почти 25 лет — прим.ред.) ряд установленных ранее норм без должной корректировки привели к тому, что подставили под угрозу саму экологическую безопасность и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории.
К примеру, дошло до того, что в рамках действующего регулирования мы не можем построить на Байкале очистные сооружения, например, в селе Сухая Кабанского района Бурятии. Мы также не можем защитить населенные пункты, жизни и имущество людей от пожара (например, это поселок городского типа Кичера Северобайкальского района, у всех наслуху сгоревшее село Черемушки в Прибайкальском районе Бурятии, с жителями которого общался сам президент). Мы не можем достойно похоронить людей (к примеру, село Клюевка в Кабанском районе)", — сказал депутат.
Сергей Тен также добавил, что самих людей, проживающих, к примеру, в селе Большое Голоустное Иркутского района, поселке Хужир Ольхонского района сотни лет, в силу правовых коллизий начали лишать жилья. Непосредственно озеру может грозить экологическая катастрофа из-за повышенной сейсмической опасности в регионе, где под прямой угрозой находятся Слюдянка и Байкальск, соседние сельские поселения и в целом южная котловина Байкала.
Законопроектом можно будет решить все вышеуказанные проблемы. Он позволит обеспечить строительство селезащитных сооружений в районе карт-шламонакопителей БЦБК, защитить от ЧС Транссибирскую магистраль и федеральную дорогу Р-258, единственно связывающих Запад и Восток страны.
Отметим, что многие активисты еще с 2015 года борются за то, чтобы в законодательство об охране Байкала внесли изменения. Ранее общественники собирали подписи, писали письма в ГД, Совфед, Общественную палату. Как рассказала общественный деятель Галина Арсеньева, в поддержку новой редакции закона о Байкале собрали тысячи подписей.
"Я как общественный деятель многие годы борюсь не за себя, я представляю интересы всего нашего населения. Я не раз обращалась к тем, от кого зависит жизнь жителей побережья Байкала. И мы собрали 19 тысяч подписей в поддержку новой редакции закона о Байкале! Я обращаюсь ко всем противникам этого закона. Вы приезжайте — поживите там, где мы живём! Поймите нужды населения!", — сказала Галина Арсеньева.
Ранее уже не раз говорили о том, что многие жители Байкальского региона поддерживают законопроект, так как он позволяет прийти к балансу между комфортной жизнью людей и сохранением экосистемы Байкала.
"Жители, конечно, за то, чтобы были разумные ограничения. Вот те же дрова. Хоть будем сами заготавливать", — отмечает житель села Турка Прибайкальского района Валерий Базекин.
Эколог, ведущий научный сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, член штаба Народного фронта в Забайкальском крае Гажит Цыбекмитова напротив выразила озабоченность касаемо принятия законопроекта в первом чтении. Она отметила, что Байкал является одним из самых чистых и богатых природных резервуаров на планете, и его сохранение должно быть превалирующим интересом. Озеро Байкал является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и его особый статус требует особой заботы и ограничений в отношении человеческой деятельности в его окрестностях.
"Законопроект должен пройти общественное обсуждение, в т.ч. и среди научной общественности. Я призываю Госдуму внимательно пересмотреть этот законопроект и учесть мнение экологических экспертов, правовых органов и местных жителей, чтобы сохранить уникальность и целостность Байкала. Наша ответственность перед будущим поколением состоит в том, чтобы бережно обращаться с этим природным богатством и сохранять его величие для наших потомков", — сказала Гажит Цыбекмитова.
Сопредседатель регионального штаба Народного фронта Андрей Томских сообщил, что принятие закона может поставить под вопрос и статус ЮНЕСКО об особо охраняемой территории и, вполне возможно, его можно лишиться.
"Проблемы законодательства вокруг существования озера Байкал были с самого начала со дня принятия закона "Об охране озера Байкал". Резко ограничилась хозяйственная деятельность населения, предприятий на этой территории. Уже тогда началось обсуждение попытки каким-то образом регламентировать эту деятельность", — сказал Андрей Томских.
По его мнению, от реализации законопроекта можно получить как положительный эффект в части более рационального использования побережья — развитие благоустроенных баз отдыха, кемпингов, более качественный контроль за своевременным вывозом мусора, так и отрицательный — может появиться возможность для различных злоупотреблений. Это беспокоит и научную общественность академических институтов, которые занимаются Байкалом, и ряд общественных организаций.
При этом председатель Законодательного собрания Забайкальского края Юрий Кон отметил, что решения, предлагаемые в проекте закона, имеют временные ограничения, что сводит к минимуму риски использования новых норм в корыстных целях.
"Базовый закон об охране озера Байкал был принят 23 года назад, в него вносились небольшие корректировки, но за эти годы и правовое поле, и сама жизнь сильно изменились. Новые поправки разрабатывались с учетом современных реалий. При этом базовые нормы закона не отменяются, предлагается скорректировать точечные положения. Важно и то, что предложенные решения ограничены по времени, это значит, что риски использовать нормы закона в корыстных целях сведены к минимуму", — сказал спикер ЗС Забайкалья.
Он добавил, что законопроект разработан в первую очередь в интересах жителей Республики Бурятия и Иркутской области, его действие напрямую не коснется Забайкалья. Но он направлен на решение инфраструктурных вопросов, на развитие экотуризма — для жителей края это очень актуально. Турпоток на Байкал очень большой, забайкальцы едут на отдых организованными группами и "дикарями", конечно, гражданам важны комфортные условия и чистый берег.
"Я поддерживаю коллег в их желании актуализировать правовую базу, которая даст возможность создать благоприятные условия для жителей прибрежных территорий, а также решить проблемы экологического и социально-экономического развития Байкальской природной территории", — сказал председатель ЗС Забайкальского края.
Трансляцию заседания Госдумы, где был принят законопроект в первом чтении, смотрела глава Минприроды Бурятии, известный эколог Наталья Тумуреева. Она подчеркнула, что те люди, кто выступал против, возможно, недостаточно хорошо ознакомлены с содержанием документа. Авторы предлагают разрешить проведение сплошных рубок в ЦЭЗ по семи основаниям. Среди них строительство селезащитных и других гидротехнических сооружений, коммунальной инфраструктуры, автодорог, "объектов временного размещения, общественного питания и бытового обслуживания", туалетов.
"Промышленной заготовки леса вокруг Байкала не будет однозначно. Споров было много. Эти люди, кто выступал, не читали нормально редакцию закона. Там сплошные рубки только для строительства дорог, инфраструктуры. Те же очистные сооружения нужно строить, а как их строить — между деревьями не получится.<…> В Госдуме были популистские высказывания, с этим законом отрабатывали очень много — и с общественностью, и с экологами. Выверяли каждую строчку — это уже третья редакция прошла. Работа еще предстоит, впереди второе чтение, есть площадка для обсуждения", — заверила министр.
Важно сказать, что многие проблемы у местных жителей происходят именно из-за жестких ограничений по обороту земельных участков, занятию хоздеятельности. По словам Сергея Тена, сейчас 5304 гражданина в Приангарье и 9045 граждан в Бурятии не имеют возможность оформить земельные участки в собственность.
По информации Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Светланы Семеновой, льготникам и многодетным семьям не могут предоставить участки в собственность бесплатно, невозможно упрощенно оформлять собственность на участки и недвижимость в рамках "дачной" и "гаражной" амнистии. Кроме того, есть препятствия к ведению сельского хозяйства. Например, невозможно построить объекты для хранения отходов животноводства, которые по закону должны утилизировать, а также скотомогильников. Из-за ограничений нельзя организовать новые кладбища.
По словам главы Минприроды Бурятии, закон не дает местным жителям даже захоронить родственников — кладбища переполнены.
"Перевод земель мы просили только под кладбища, потому что лесной фонд запрещен для перевода сейчас. Мы прописали в каждом населенном пункте, сколько нужно переводить земли", — сказала Наталья Тумуреева.
Еще один важный вопрос, который решится благодаря законопроекту, — это пожарная безопасность. После принятия инициативы в первом чтении губернатор Бурятии Алексей Цыденов отметил необходимость поправок. Проект закона позволит решить вопрос с пожарной безопасностью в две стороны: когда угроза исходит из леса, который не отделен от поселка, и когда любое возгорание в поселке тут же уходит в лес, и в лесу это возгорание остановить гораздо сложнее.
"У нас поселки на Байкале сплошь окружены лесом. Но противопожарных разрывов вдоль границ населенного пункта нет. И сейчас законопроект как раз снимает этот запрет. Появляется возможность организовать пожарную защиту, чтобы лес на Байкале не горел", — сказал глава республики.
Алексей Цыденов добавил, что также закон позволяет обеспечить высокие экологические требования для туризма. Туристы в основном едут на своих машинах, живут дикарями: естественные потребности — в кустах, мусор, кострища, ломаные кусты. Дикий туризм приносит высокую антропогенную нагрузку на Байкал. Закон же позволяет создать качественную туристическую инфраструктуру в узколокализованных местах, которые были определены и законодательно закреплены еще с 2007 года (ОЭЗ "Байкальская гавань"). Сейчас этот законопроект позволит создать условия, когда будет качественный, экологичный, чистый туризм, не допускающий загрязнения Байкала, неочищенных стоков и обеспечивающий, в том числе, и обращение с отходами.
"Людям, которые делают громкие заявления, рекомендую, внимательно прочитать законопроект. Пока складывается впечатление, что выступающие против, во-первых, даже не читают законопроект, во-вторых, не знают действующих законов, также не знают реальной ситуации на Байкале", — подчеркнул Алексей Цыденов.
Поддерживает законопроект и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. По его словам, благодаря новым поправкам в закон получится вывести качество жизни в территориях на новый уровень, повысить транспортную доступность для жителей, реализовать давно планируемые проекты, в том числе инвестпроекты в Байкальске. При этом будет оставаться важнейшей задачей защита природы.
Сергей Тен, выступая на заседании в Госдуме, добавил, что настал момент решить множество уже набивших оскомину и до боли известных сотням тысяч наших земляков проблем и вопросов. Жители Байкальского региона ожидают скорейшего принятия законопроекта.
В свою очередь Вячеслав Фетисов продолжает выступать против такой инициативы. Весной люди, проживающие у Байкала, направляли депутату обращение, где указали, в каких тяжелых условиях они живут, рассказали о проблемах и отметили важность принятия этого закопроекта. Однако, Вячеслав Фетисов на заседании перед депутатами 11 июля заявил, что граждане России желают понять для чего нужна эта инициатива.
"Этот законопроект (доработанную третью версию документа — прим. ред.) никто не обсуждал. Мы немножко запутались. Граждане России ждут обсуждения, для чего мы это делаем, какой бизнес здесь будет бенефициаром. Это важно для нас всех знать", — сказал Вячеслав Фетисов.
Выступил с критикой в адрес законопроекта депутат ГД Анатолий Грешневиков. Он выразил недоумение по поводу того, почему селевая грязь, которая представляет угрозу населению, до сих пор не утилизирована: "почему мы ждем, пока эти селевые потоки уйдут в Байкал?". При этом стоит отметить, что по поручению правительства РФ на протяжении нескольких лет велась подготовка к ликвидации надшламовых вод в картах-накопителях, и в этом году как раз таки приступили к данной работе на полигонах. Это очень сложный процесс, требующий множества экспертиз и времени, ведь рядом находится уникальное озеро Байкал.
"Вы говорите, что нужно провести сплошные рубки, потому что сельскому населению негде хоронить жителей. Сколько кладбищ нужно? Если одно, то установите границы, в законе пропишите это. Я огромное количество кладбищ видел и под соснами, липами. Какой-то аргумент несерьезный. Компенсационные посадки — это придется ждать, пока вырастят деревья. Я был на озере Байкал. Если нашему населению только скажи рубить, то все вырубят", — сказал Анатолий Грешневиков.
Сергей Тен подчеркнул, что проект закона постоянно обсуждается с общественностью, научным сообществом, гражданами. Сейчас третья версия документа уже включает все актуальные замечания сторон. В дальнейшем, во втором чтении проекта, можно также вносить свои предложения, корректировки.
"Те, кто выступает против законопроекта, как давно были на Байкале? Общаются ли коллеги с обычными жителями, которые рассказывают о существующих проблемах? Общаются ли с муниципалитетами, общественными палатами регионов? Коллеги, кто хочет голосовать против, — вы предложили какие-то решения имеющихся проблем? Может, есть какие-то внесенные в Госдуму законопроекты или проделана та работа, которую мы провели за прошедшее время? Нет!", — подчеркнул Сергей Тен.
Депутат отметил, что вокруг Байкала не должно быть политики, а должна быть единая страна. То сопротивление, которое оказывается законопроекту уже в третьей, максимально конкретной и экологизированной редакции, вызывает только недоумение и сожаление.
Поддержал Сергея Тена и депутат Госдумы Вячеслав Дамдинцурунов. По его словам, этот закон принимается в первую очередь в интересах местных жителей, и он никаким образом не может нанести ущерба Байкалу.
"Я не осуждаю тех, кто сомневается в целесообразности документа, из-за опасения за судьбу Байкала, но, поверьте, "в каждой запятой" законопроекта мы думали о том же самом, стараясь исключить все риски. В то же время я решительно осуждаю тех, кто, не понимая сути проблем, пытается заработать политические очки", — сказал парламентарий.
Депутаты в тесном взаимодействии с правительством Бурятии, Иркутской области дорабатывают законопроект ко второму чтению.
Сергей Тен подчеркнул, что с каждым разом качество разрабатываемых норм законопроекта улучшается, так как идет постоянное взаимодействие с общественниками и научным сообществом. Авторы инициативы открыты с точки зрения внесения поправок и готовы продолжать эту работу в рамках второго чтения.