Ювелирное дело — это не только про бизнес, но и про искусство. Мастера способны воплотить в жизнь даже самые безумные идеи, создав из металла и камней всевозможные украшения. Часто изделия становятся символом кого-то важного события, неповторимых эмоций. Именно такие украшения создают в ювелирной мастерской "Иволга". Бренд не только выпускает изделия с силуэтом Байкала, но и переосмысливает значимость природных богатств Иркутской области. В интервью ИА IrkutskMedia иркутский ювелир Алёна Войтюк рассказала о развитии своего дела, производстве серебряных украшений и сложностях законодательства, которые, по ее мнению, тормозят всю отрасль.
— С чего все началось? Как давно вы работаете в ювелирной отрасли?
— Я из семьи геологов. Когда я была маленькая, папа занимался добычей нефрита. Вся эта сфера крутилась вокруг меня. С 9 класса я уже знала, куда буду поступать — на кафедру геммологии в Иркутский политех. Нас учили на инженеров-технологов, но преподавали как геммологические дисциплины, так и ювелирный дизайн. В итоге меня затянуло и я стала дизайнером ювелирных изделий. Проходила практику, искала художников, которые могли бы научить меня различным техникам. На четвертом курсе совместно с подругой мы открыли мастерскую. Арендовали небольшое помещение. Там же учились создавать украшения, творили, приобретали различные навыки. После окончания университета я поступила в аспирантуру, параллельно отучилась на искусствоведа.
— Помните свое первое изделие с Байкалом?
— Мне нужно было проходить практику по искусствоведению. Меня взяли в галерею имени Бронштейна. Также мне предложили представить свою коллекцию украшений. Вместе с моим молодым человеком мы путешествовали по северной Европе. Там я купила камни и вдохновилась на создание изделий. После поездки мы также заглянули в Антверпен в Бельгии — это одна из столиц алмазной биржи. Там я купила маленький бриллиант подруге, вернулась в Иркутск и сделала первое широкое кольцо с силуэтом Байкала. Это было в 2017 году.
Это была идея, которая находилась на поверхности. Не знаю, почему никто ее не реализовал.
В итоге я начала делать кольца силуэтами Байкала для галереи. Затем стала сотрудничать еще с одним магазином. Совмещала работу, учебу и создание украшений. Затем окончила аспирантуру и начала преподавать на кафедре.
Кольца с силуэтом Байкала. Фото: Наталия Раткевич, ИА IrkutskMedia
— Как появился бренд "Иволга"?
— Мне помогали два моих выпускника. Один из них — Василий — до сих пор работает. Постепенно нас становилось больше. Встала задача начать розничную продажу украшений. Но для меня это было сложно. Я не совсем уверенный в себе человек и всегда сомневаюсь. Мне кажется, что я делаю недостаточно. Было проще сделать украшения и продавать их в галерее. Но оказалось, что все знакомы с нашими изделиями, но ассоциируют их не с нами, а с другими магазинами. В итоге с 2021 года мы начали развивать розничное направление. Сейчас ювелирная мастерская уже переросла в бренд.
— Какие ценности и смыслы вы закладываете в бренд?
— Самый главный смысл — это ценность момента, когда вы бываете на Байкале. Каждый человек испытывает свои особенные эмоции, которые сложно описать. Они могут быть и грустными, и счастливыми. И такие моменты хочется запомнить. Поэтому наши украшения помогают сохранить эти эмоции.
— Кто ваши основные клиенты?
— Когда я начала делать кольца с Байкалом, то думала, что их будут покупать только туристы. Но первыми клиентами стали те, кто жили в Иркутске, но решили переехать. То есть они забирали с собой частичку Байкала на память.
Основные клиенты — это жители Иркутской области, Бурятии, а также туристы. Молодые люди, которые любят простые, лаконичные украшения, хотя добавить изюминку в свой образ.
В ассортименте представлены кольца, браслеты, подвески, серьги. Сейчас среди мужчин очень популярны каффы.
— Как появляются идеи для создания украшения?
— Идеи приходят по-разному. Чаще всего это какие-то ассоциации. Байкал — это жемчужина Сибири. Но почему-то никто не сочетал Байкал и жемчуг. Этой зимой у нас вышла коллекция "Земля". В ней представлены украшения с нефритом и лазуритом.
Мой папа долгое время занимался добычей нефрита. И для меня этот камень не представлял никакой ценности. Он был везде. Помимо этого, для нашей целевой аудитории изделия из нефрита — это что-то для бабушек. Но в итоге мы переосмыслили его ценность, показали, что и молодые люди могут его носить. Нефрит и лазурит созданы природой. Их также добывают на территории Прибайкалья. Флагманские изделия из коллекции "Земля" — двусторонние. Сочетание зеленого и синего ассоциируется с землей. Все это про природу, ценности и переосмысление.
— Верите ли в значение камней?
— Я не верю в смысл камней. Это не обман людей, но введение в заблуждение. Мне кажется, наоборот, более правильным рассказывать про физические и химические свойства камней, минералов. Давление, температура, природные условия — все сошлось и образовалась такая красота. Какая магия здесь еще нужна? Вы можете носить все, что вам нравится. Единственное, что важно — это соблюдение правил ухода за изделиями.
— Какие еще материалы вы используете в работе?
— Основной металл — это серебро. Мы не используем золото. Во-первых, это дорогостоящий металл, а во-вторых, работать с ним с точки зрения законодательства очень сложно. Изделия из золота нужно апробировать, а со следующего года еще и маркировать. Это и усложнение цикла производства, и повышение стоимости изделий. Серебро не нужно апробировать, необходимо ставить только именник — оттиск производителя.
Кроме серебра мы используем нефрит, лазурит, топаз и кварц, а также фианиты. Возможно, в новой коллекции появится янтарь. Драгоценные камни мы не используем, поскольку с ними существуют такие же законодательные сложности, как и с золотом.
— Есть ли какие-то материалы, с которыми очень хотелось бы поработать, но не вышло?
— Кроме нефрита и лазурита в нашей коллекции должен был быть чароит. Это тоже наш уникальный материал. Он добывается на стыке Якутии, Забайкалья и Иркутской области. Но изделия из него делают не очень красивые. Наш огранщик пока сопротивляется, не хочет делать тонкие вставки, потому что материал очень хрупкий. Думаю, я все-таки его уговорю.
На самом деле много идей, которые хотелось бы реализовать, но времени не хватает. Ювелирная сфера очень сильно зарегулирована. Мы относим себя не к художникам, но к дизайнерам. Очень сложно работать и постоянно заполнять большое количество документов.
Каждое изделие нужно зарегистрировать, сделать бирку, подать отчет в Росфинмониторинг. Бюрократия тормозит наше развитие. То время, которое я трачу на заполнение документов, можно было бы направить на создание новой коллекции.
— В общем основная сложность в работе — это бюрократия?
— На самом деле, да. С 1 января работать стало еще сложнее. Всю ювелирную сферу перевели на общую систему налогообложения. Ставка резко выросла с 6 до 40%. Для нас это непосильная налоговая нагрузка. Однако производить мы больше не станем, соответственно, зарабатывать будем гораздо меньше. Смысл тогда что-то делать? Но я не могу все бросить. Сейчас мы нашли для себя выход, хотя он также имеет свои ограничения. Возможно, нам все-таки придется перейти на общую систему налогообложения.
При этом надежды на государство никакой нет. Если будут и дальше усложнять законодательство, то многие будут уходить в тень.
— Расскажите подробнее об этапах производства?
— Половину изделий мы делаем полностью вручную. Например, кольца с Байкалом. Мы пробовали применять технологию литья, но поняли, что намного лучше и качественнее будет создавать украшение вручную. Пусть оно будет дороже, но зато его внешний вид будет эстетичным и уникальным.
Сначала мы берем серебряную заготовку, затем протягиваем проволоку, делаем прокат, отрезаем нужное количество металла. Если это, допустим, кольцо, то вырезаем Байкал, наносим текстуру. Далее уже финишная обработка.
Есть изделия, которые выполнены в технологии литья. Мы делаем 3D-модель, затем отправляем ее на печать в Москву, потому что в Иркутской области нет нужного оборудования. Они присылают нам восковые модели, которые мы отливаем и получаем мастер-модель. Из нее мы делаем пресс-форму. Она позволяет тиражировать до 1 тысячи единиц.
Некоторые изделия уже отлиты, нужно только отрегулировать их размер. Также при помощи пресс-формы мы делаем заготовки, которые используем для браслетов, сережек и прочего.
— Какой этап самый трудный?
— Сделать просто и аккуратно минималистичные изделия сложно. Какие-то дефекты сразу видно. Особенно если полировать поверхность. Мы стараемся отстроить технологию литья, что не так просто. Вот, например, с Байкалом. Мы вырезаем его силуэт вручную, под микроскопом. Здесь нужен опыт и твердая рука мастера. Или коллекция "Земля". Там нет пайки, потому что камни мы нагревать не можем. Все собирается вручную, доводится. Сначала проходит огранка камней, под каждый камень делается 3D-модель, затем уже остается сборка и полировка.
— Сколько в среднем занимает процесс создания одного украшения?
— От получаса до одного месяца.
— Из чего складывается стоимость изделия?
— У меня есть целая таблица для расчета стоимости. Основное — это металл, вставки, расходные инструменты. Амортизация вкладывается в стоимость оборота. Дальше аренда, зарплата сотрудников, реклама. И еще, конечно же, налоги.
При этом цена на металл постоянно меняется, потому что привязана к бирже. Когда в марте 2022 года стоимость серебра выросла многократно, мы вообще не знали, что делать. Но в итоге надбавка на металл у нас минимальная. Когда перейдем на общую систему налогообложения, то цена повысится. Но я обязательно анонсирую. Опять же, мы не можем работать себе в убыток, но и делать очень дорогие изделия не хочется. Но с другой стороны, может быть, и ради наших изделий можно немного подкопить.
— Где можно приобрести ваши изделия?
— В нашей мастерской. Также наши изделия можно найти в галерее Бронштейна, в сети магазинов "Алмаз", в "Белой вороне". Украшения представлены в некоторых гостиницах, в том числе на Ольхоне. Кроме того, мы сотрудничаем с проектом "Береги" в Петропавловске-Камчатском. Для них мы делаем украшения с силуэтом Камчатки.
— Вы также проводите мастер-классы для всех желающих. Расскажите об этом подробнее.
— Мы начали проводить мастер-классы (16+) для того, чтобы наши клиенты поняли ценность нашего дела. Сколько труда мы вкладываем в создание украшений. Сначала мы проводили один-два мастер-класса в месяц, но потом пришли к тому, что хотим чего-то большего. В итоге организовали арт-экскурсии (12+). Сначала участникам показывают город, а затем они создают подвески в виде силуэта Байкала. В итоге они погружаются не только в ремесло, но и в культуру города, его историю.
Мы растем как бренд. И сейчас наша главная задача — транслировать ценности и смыслы. Такая связь с нашим клиентом для нас очень важна.
Браслет. Фото: Предоставлено брендом
— Над чем вы сейчас работаете?
— Сейчас готовим новую коллекцию. Она будет посвящена Иркутску. Возможно, мы ее выпустим в сентябре. Таким образом мы покажем, что Иркутск — это не только Байкал. Город тоже может вдохновлять, оставлять какие-то воспоминания, ощущения. И для тех, кто уезжает, и для тех, кто здесь живет. У меня есть несколько любимых улиц в Иркутске, но, наверное, самая любимая — 5-й Армии. И как раз она вдохновила меня на создание новой коллекции.
Это будет переосмысление использования стилизации деревянного зодчества в ювелирном дизайне. Не везде в России есть деревянные дома, но мне кажется, нужно обращать внимание на то, что их нужно сохранять.
— Что еще в планах на ближайшее время?
— Я очень хочу расширяться, но законодательство пока ограничивает. У нас много клиентов из Москвы и других городов России.
Хочется создать такой продукт, который бы всегда ставили в пример. Как пример дизайна, сувенирной продукции. И когда говорили бы про Иркутск, то сразу вспоминали "Иволгу".
Информацию о ювелирном бренде "Иволга" можно найти в социальных сетях, в том числе "ВКонтакте" (12+) и в Телеграмм (18+).