Александр Донской начал свою карьеру в "Иркутскавтотрансе" в 17 лет, однако его знакомство с предприятием произошло задолго до этого — родители Александра трудились здесь и часто брали на работу маленького сына. До армии юноша трудился учеником автослесаря, а после того, как отслужил на Северном флоте, вернулся в "Иркутскавтотранс" с твердым намерением стать водителем. Это решение стало судьбоносным — Александр посвятил своему делу 40 лет. Даже уйдя на пенсию, он не смог долго сидеть дома и в итоге через год вернулся в стены родного предприятия на другую должность. Его сын решил пойти по стопам отца и тоже стал водителем на предприятии. Подробнее о пути Александра и о незабываемых моментах на предприятии, где всю жизнь трудилась его семья — в интервью ИА IrkutskMedia.
Теперь Александр выполняет роль расстановщика автобусов — своеобразного координатора автобусного парка.
— Расскажите о своем пути в "Иркутскавтотрансе". Как вы начинали свою карьеру?
— Начинал с ученика автослесаря. Мои родители тоже трудились на этом предприятии, поэтому я не понаслышке знал о нем. Хотя поначалу я собирался поступить в институт, попасть получилось только на вечернее отделение, но учебу я в итоге забросил и решил еще раз попробовать свои силы на предприятии. Я начал работу с ремонта коробок передач на автобусах с автоматической трансмиссией, но потом ушел в армию. После окончания службы на флоте я вернулся, продолжил работу и вскоре стал водителем, как и мечтал. У меня всегда были огромное любопытство и интерес к этой профессии, свои впечатления о ней и о нашем предприятии я помню еще с детства, когда родители брали меня с собой на работу. Я видел, как их работа приносила пользу людям, и это меня вдохновило. В итоге я провел за рулем автобуса 40 лет, пока в 55 не ушел на пенсию. Вместе со мной здесь много лет трудятся мои супруга и сын. Жена — диспетчером, а сын тоже выбрал профессию водителя.
Водительский стаж Александра — 40 лет. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Водительская работа, безусловно, требует ответственности и внимания. Какие сложности вы испытывали в своей профессии?
— Работа водителем всегда была сложной. Хотя знаете, раньше движение на дороге было намного проще, чем сейчас — без заторов и пробок. Но в то же время дороги раньше не обрабатывали, как сейчас, и зимой гололед был очень частым явлением. Сейчас же с этим проще, но движение стало куда интенсивней, и это создает определенные трудности на дороге. Ведь ты несешь ответственность за безопасность пассажиров и состояние автобуса.
— Какие моменты в вашей карьере остались наиболее яркими и запоминающимися?
— Наверное, одно из самых ярких воспоминаний связано с праздниками, которые устраивали на предприятии для детей сотрудников. Я помню новогоднюю елку, на которую меня приводили родители. Такие моменты создавали особую атмосферу, и это было замечательно. С малых лет я контактировал с водителями и ценил возможность этого общения.
— Как вы оцениваете изменение предприятия "Иркутскавтотранс" на протяжении всех этих лет?
— Изменения идут в лучшую сторону, потому что предприятие не стоит на месте — происходит модернизация и оптимизация работы, недавно наш автопарк пополнился новыми автобусами. Но развитие и работа предприятия напрямую зависит от генерального директора, который руководит им. За все эти годы я видел различных директоров, и каждый вносил свои изменения. Были директора, которые поднимали предприятие, а были и такие, которые не имели достаточного опыта, и из-за этого работа предприятия шла на спад. Так что все зависит от того, насколько компетентным является руководитель. Я хотел бы отметить директора Анатолия Чугаева, который смог восстановить и поднять предприятие из пепла после трудного периода в 90-х годах. Он знал всех сотрудников в лицо и был внимателен к каждому.
Наш нынешний директор Алексей Колмаков также активно общается со всеми сотрудниками, многие мои коллеги обращаются к нему напрямую в случае проблем или вопросов. Вплоть до необходимости в каких-то запчастях для автобусов. Такая связь и поддержка со стороны руководства делает нашу работу проще и комфортней. На предприятии всегда царило особое уважение к рабочему классу, что делало работу еще более ценной. А когда довольны работники, то и предприятие функционирует более эффективно.
— Каким вы видите будущее предприятия "Иркутскавтотранс"?
— Хотел бы отметить, что предприятие сталкивается с проблемой нехватки водителей. С дефицитом кадров сталкиваются многие предприятия на сегодняшний день. "Иркутскавтотрансу" необходимо привлекать новых водителей, особенно молодежь, которая выбирает профессию водителя. К сожалению, молодых водителей у нас не так уж и много. Но я надеюсь, что предприятие в будущем сможет преодолеть эти сложности и продолжить быть главным перевозчиком в нашем городе.
— Каким образом можно преодолеть эту проблему и привлечь новых водителей?
— Мне кажется, что необходимо рассказывать молодежи о профессии водителя, чтобы привлечь их внимание к этой работе. Тут важно показать преимущества предприятия — например, хорошую стабильную зарплату, социальные льготы и возможность карьерного роста. Нужно создать условия, чтобы молодые люди смогли увидеть перспективы и привлекательность профессии водителя. И таких старожилов предприятия, как я, важно поддерживать, чтобы мы могли передать молодым знания и опыт работы.
— За столько лет работы у вас наверняка появились пассажиры, которые знают вас в лицо.
— Конечно, у меня есть одно милое воспоминание. На садоводческих маршрутах всегда ездит много стареньких бабушек. Те, кто чаще всего попадал ко мне на маршрут, были любителями меня угощать. Они часто привозили ягоды и даже могли испечь что-то специально в благодарность за мою работу. Когда был за рулем автобуса, очень многие жители города меня знали в лицо, и встречи со "знакомыми" пассажирами всегда были приятными. Это моменты моей работы, которые я вспоминаю с особым теплом. И вообще, один из главных плюсов работы водителем — это возможность общаться с людьми. В прошлые времена деньги не были на первом месте, и мы работали для народа. Было отрадно видеть, как люди гонялись за автобусом, а не наоборот. Работа водителем позволяла мне быть полезным.
— Расскажите о вашей новой должности — расстановщик автобусов. Чем именно занимаетесь в этой роли?
— В качестве расстановщика автобусов я отвечаю за организацию парковки и расстановку транспорта в гаражных блоках. Моя работа заключается в том, чтобы следовать маршрутному листу и обеспечивать правильную последовательность и время выезда автобусов. Я занимаюсь размещением автобусов таким образом, чтобы они не мешали друг другу — это важно для быстрого выезда на маршруты.
В этой должности я работаю около года. Мне нравится эта работа, потому что она позволяет мне находиться на предприятии и быть для него полезным. Также мне нравится организовывать рабочий процесс водителей и постоянно находиться в контакте с ними, быть в той среде, к которой я так прикипел за свою жизнь. А еще могу делиться своим богатым опытом и помогать в работе коллегам, особенно новичкам.
— Какую роль, по-вашему, играет предприятие "Иркутскавтотранс" для города?
— В нашем мире так важно порой быстро очутиться в нужном месте в нужный час. А наши автобусы ежедневно помогают тысячам иркутян добираться до работы, учебы, больниц, дач и других важных мест. Предприятие обеспечивает регулярные и надежные рейсы в любую погоду до любого района города, совершенствуясь технически с каждым годом. Считаю, что передвижение жителей — это главная необходимость для города, и мы помогаем ее осуществлять.
— Какими навыками и качествами необходимо обладать, чтобы быть успешным водителем?
— Прежде всего, нужно иметь хорошую концентрацию на дороге, хорошо знать город и все маршруты. Владеть навыками безопасного вождения и на отлично знать ПДД — ведь за твоей спиной ежедневно находятся десятки пассажиров, и именно ты в ответе за их безопасность. Еще важно быть добрым и понимающим, потому что работать приходится не только со своим автобусом, но и с людьми.