Сеть АЗС БРК рассказала о возможных последствиях взрывного роста цен на бензин в Иркутской области. По мнению компании, ситуация становится критической. Дефицит АИ-100 и АИ-98 провоцирует высокий спрос на эти марки, а это сказывается на повышении стоимости топлива на торгах. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Стоимость бензина в Иркутской области растет почти каждый месяц. Но особенно увеличение стоимости автотоплива стало заметно в начале 2021 года. Тогда цены на бензин в регионе росли просто с космической скоростью. Спустя время ситуация стабилизировалась, но уже с лета 2023 года цифры на табло всех сетей АЗС вновь стали переписывать чуть ли не каждую неделю. По последним данным Росстата, средняя стоимость бензина в Приангарье составила 56,73 рубля за литр. Дороже всего автомобилистам обходится топливо марки ИА-98 и выше — 69,93 рубля за литр.
Как рассказали корр. ИА IrkutskMedia в сети АЗС БРК, топливо на рынок поставляют вертикально-интегрированные компании (ВИНК), такие как "Газпром", "Роснефть", "Лукойл" и другие. Бензином они обеспечивают свои собственные АЗС, часть отдают на экспорт и на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Именно там все независимые АЗС через торги и покупают топливо.
— С начала этого года оптовая цена на бирже на разные виды топлива выросла от 40 до 70% (95-й — на 70%, 92-й — на 40%). Кроме того, сейчас на рынке существует дефицит топлива АИ-100 и АИ-98. В связи с этим на данные марки идет большой спрос, и, соответственно, растет цена на торгах, — сообщили в БРК.
В компании отмечают, что сдерживали рост цен на бензин за счет своих ресурсов, но сейчас, по их оценке, ситуация становится критической. В связи с этим сеть АЗС вынуждена повышать стоимость в рознице, поскольку ресурсы компании не бесконечны. Такая же ситуация наблюдается и в других компаниях региона.
В целях решения проблемы Ассоциация независимых АЗС, в том числе БРК направляет письма в различные органы — ФАС, правительство РФ, предлагает ряд мер по сдерживанию цен, возможности предоставления субсидий на перевозку, пересмотр железнодорожных тарифов и прочее. Но пока ситуация остается без изменений.
По данным БРК, вертикально-интегрированные компании закупают топливо у себя, поэтому могут устанавливать удобные и комфортные для себя цены. Остальным участникам рынка покупка бензина обходится дороже.
— Мы с ними, к сожалению, находимся в неравных условиях, поэтому так же как и другие компании вынуждены подстраиваться под основных игроков, — резюмировали в компании.
Между тем узнать мнение ряда ведущих игроков топливного рынка в Иркутской области редакции не удалось. На момент публикации сведения от "КрайсНефти" и ОМНИ в редакцию не предоставлены. Однако один из представителей компании сообщил, что цена напрямую зависит от торгов на СПбМТСБ, в связи с этим волатильность цен на топливо становится регулярной.
Представитель "Роснефти" — компания "Иркутскнефтепродукт" — была максимально краткой в своем ответе. В организации подчеркнули, что розничные цены на автомобильное топливо в Иркутской области находятся на рыночном уровне и изменяются с учетом экономического обоснования в рамках инфляции и роста акциза.
— Сеть АЗС "Иркутскнефтепродукта" обеспечена нефтепродуктами в полном объёме и ответственно подходит к ценообразованию в розничном сегменте, — подчеркнули в компании.
Пока автовладельцы в Приангарье фиксируют выросшие суммы в чеках за топливо, многие участники рынка реализации моторного топлива приспосабливаются к постоянно меняющимся закупочным ценам, что в свою очередь напрямую влияет на карман всё тех же автолюбителей (пока до рефлексии последних не дошло). А ведь одной из мер, направленной на стабилизацию оптовых и розничных цен на бензин в Иркутской области, уже несколько раз называлось увеличение реализации топлива на АНХК. Кроме того, еще в 2021 году власти региона предложили увеличить количество АЗС "Роснефти" в области. Однако никаких реальных шагов в этом направлении жители Приангарья пока не увидели.
По его словам, сейчас важно вести диалог с крупной нефтедобывающей компанией