В сентябре 2023 года Законодательное собрание Иркутской области существенно обновилось. Ряды парламентариев, в том числе пополнил бывший депутат Думы Иркутска и вице-мэр города Дмитрий Ружников. В новом созыве народный избранник занимает должность председателя комитета по собственности и экономической политике, а также занимается решением проблем округа №2. В интервью корр. ИА IrkutskMedia депутат рассказал о том, почему решил принять участие в выборах Законодательного собрания региона, взаимодействии с коллегами и планах на ближайшие пять лет.
— Дмитрий Олегович, расскажите, почему вы решили стать депутатом Законодательного собрания Иркутской области?
— Неоднократно говорил и буду говорить: к сожалению, стало понятно, что, работая вице-мэром и в целом в команде города, без поддержки правительства практически невозможно что-то кардинально поменять в Иркутске, решить задачи стратегического плана, реализовать проекты, на которые требуется значительное финансирование. В 2020 году мы смотрели с мэром Иркутска Русланом Болотовым, школа на 1200 мест стоила около 1,2-1,4 млрд рублей. Сегодня эта сумма выросла до 3,5-4 млрд рублей. При этом собственные доходы в Иркутске на следующий год составят 14 млрд рублей. Поэтому выделить такие деньги в бюджете невозможно. В документе заложены средства на зарплаты бюджетников, содержание объектов, работу с МУПами и прочее.
Например, у нас есть федеральная программа "Комфортная городская среда", инициированная "Единой Россией". По ней около 400 млн рублей ежегодно направляется на благоустройство парков, скверов и придомовых территорий в Иркутске. Но возьмем, например, сквер, где стояла старая лавочка и не было освещения. Его содержание стоило около 10 тысяч рублей в месяц — подстричь траву, прибрать мусор и прочее. Это была не такая большая сумма. И вот сделали новый сквер, вложили 20 млн рублей, посадили деревья, сделали красивые малые архитектурные формы и прочее. Теперь его нужно защищать от вандалов, ставить видеонаблюдение, восстанавливать объекты в случае повреждения и прочее. В итоге содержание таких скверов становится дороже: нужно чаще убирать мусор, подстригать газон и прочее.
В прошлом году уже встал вопрос о том, что может быть лучше направлять финансирование на объекты, которые уже сделаны, а не создавать новые. Это касается не только скверов, но и других объектов.
Без вливания областных и региональных средств не обойтись. В связи с этим было принято решение, что кто-то из команды города избрался в Законодательное собрание региона.
— Еще многое нужно сделать?
— Планов много. Сегодня к строительству готово порядка шести крупных школ и 18 детских садов. Уже есть земельные участки и готовая градостроительная документация, но нет средств. И такая ситуация не только с соцучреждениями, но и другими объектами. И они не появятся, если у правительства и Законодательного собрания не будет интереса. Иркутск — областной центр и, по мнению большинства министров, мы выглядим достаточно респектабельно относительно других населенных пунктов региона. Какие детские сады, если в другом городе за последнее время вообще ничего не построили? Но нужно понимать, что жителей в столице Приангарья гораздо больше. В итоге мы не получаем должного финансирования. Поэтому и было принято решение, что кто-то должен идти в региональный парламент и доказывать необходимость выделения дополнительных средств областному центру. В результате в ЗС прошло два депутата Думы Иркутска и я. Это люди, которые понимают ситуацию в городе и заинтересованы в решении проблем. Сейчас формируются бюджеты города и области. И мы с коллегами, в том числе с администрацией города, будем смотреть, что не попало в документ, защищать те проекты, которые, по нашему мнению, необходимы Иркутску.
— Какие ещё проблемы существуют на территории, от которой вы избраны? Все они носят системный характер?
— За те два месяца, как я стал депутатом Законодательного собрания, никаких новых проблем не появилось. В городе, в частности, во 2-м округе Иркутска есть масса нерешенных задач. И вряд ли наступят такие времена, когда у нас не будет проблем, потому что городское хозяйство — это очень сложный клубок различных процессов. Если одну задачу мы решим, то найдется часть людей, которые чем-то будет недовольна. Условно: если вдруг все станет хорошо с дорогами, то, например, велосипедное сообщество будет говорить, что мало велодорожек. Сделаем больше велодорожек, то жалобы начнут поступать уже от пешеходов. Это бесконечный процесс.
Есть приоритетные вопросы. Безусловно, это качество дорог и отсутствие развязок, а также общественный транспорт и нехватка социальных учреждений (ДК, музыкальные школы, спортобъекты, детсады, школы и прочее).
Иркутск — исторический город и улицы в центре очень узкие. Дать возможность проехать и общественному транспорту, и личному автомобилю, порой, нужна целая инженерная мысль. Наиболее острая ситуация наблюдается на улицах Ленина, Карла Маркса и Горького. Но здесь расширить мы ничего не сможем, поэтому нужно искать другие пути решения для транспортной разгрузки. Что касается общественного транспорта, в прошлом году в Иркутске было закуплено несколько автобусов. Ожидается поставка еще 82 машин, что позволит существенно обновить автопарк. Но троллейбусы и трамваи — это боль. Потому что условно один автобус стоит около 15 млн рублей, троллейбус — 35 млн рублей, а трамвай 80 млн рублей. В идеале в Иркутске нужно обновить 70 трамваев. Чтобы решить эту ситуацию, нужна федеральная программа, которой на данный момент нет. Ее только начали формировать после выступления Руслана Болотова в Совете Федерации. Трамвайный парк очень дорогой в обслуживании, несмотря на то что это максимально выгодный перевозчик с точки зрения вместимости пассажиров и преодолении пробок. Очень много городов, которые, к сожалению, уничтожили свою трамвайную сеть именно из-за экономической ситуации. Федеральная программа позволит подойти к решению этих проблем. Надеюсь, что она появится в ближайшее время.
— Что можете сказать об инженерной инфраструктуре?
— Магистральные сети водоснабжения 1974-1978 годов. Они, в том числе проходят через реки. Чтобы их поменять нужны огромные суммы. Пока что тариф не позволяет даже близко решить эту проблему. Мы уже обращались в Службу по тарифам, но она ссылается на постановление правительства. Тепло, энергетика. Без этого город не может развиваться, социальные объекты не смогут подключаться. Мы находим выходы из ситуации, но в ближайшей перспективе и эти объемы закончатся. На весь город только один источник тепла, а должно быть минимум два. Вопрос также обсуждаем с "Газпромом", Эн+. Значимым проектом в этом направлении станет тепловой луч. Он даст значительный толчок к развитию города. Потому что без тепла и энергетики невозможно двигаться дальше.
В общем проблем много: начиная от таких глобальных, которые я озвучил, заканчивая сознанием людей, поживающих в Иркутске.
— Что вы имеете в виду под сознанием людей?
— Многие люди почему-то считают, что их зона ответственности заканчивается за дверью их квартиры. И то, что находится за ее пределами — их не касается. Есть ощущение, что это наследие осталось еще со времен СССР и мы до сих пор не можем его переломить. Элементарно, кто-то может оставить мешок с мусором в подъезде или просто выбросить его в урну около дома, не дойдя до контейнерной площадки 15 метров. Много ситуаций, когда люди спрашивают, почему они должны платить за освещение двора, если это должен обеспечивать город. Хотя, прежде всего, это нужно не городу, а жителям двора. В приоритете у города — магистральные улицы, где наблюдаются основные потоки горожан, а не дворовые площадки. Кто-то вообще не хочет платить за свет, потому что приходит домой рано утром, когда уже светло. Кому-то не нужны спортивные и детские площадки, дороги и прочее. Потому что не занимаются спортом или не имеют детей. Они ни за что не готовы платить. Но как только эти люди что-то не получают, то начинают искать виноватых вокруг.
Когда я стал депутатом гордумы в 2014 году, то жители одного из домов жаловались, что у них не убирают двор, не делают ремонт в подъездах. Выяснилось, что они несколько лет не голосовали за поднятие тарифов на ЖКУ. Естественно, что за минимальную оплату — 8 тысяч рублей — никто не пойдет работать дворником. Но жители сами не хотят ничего менять. Этим летом в составе депутатов мы посещали этот дом и до сих пор там наблюдается такая ситуация.
Безусловно, можно перейти на другой формат работы: попытаться реализовать западную модель, если людям это ближе, когда они сами будут выбирать, в зависимости от района города, сколько будут платить за содержание и обслуживание своего жилья. Но, на мой взгляд, это неправильная модель. Мы не должны разделять наших жителей по районам.
Поэтому проблемы есть, в том числе связанные с менталитетом, который нужно менять.
— Какие задачи на 5 лет вы перед собой ставите? Есть ли законотворческие инициативы, планируемые к реализации?
— Много инициатив. Помимо того, что я сказал, нужно помогать Иркутску и руководству города шагать в ногу с объективной реальностью, в том числе законодательно. Потому что вовремя измененный закон спасает от многих проблем. Мы это ощутили в период пандемии коронавируса, с началом СВО, когда все очень быстро меняется, своевременно принимаются нужные законопроекты. Поэтому нужно наращивать скорость работы, больше общаться с муниципальными образованиями, получать от них более точную информацию, передавать министерствам, чтобы они также быстро отрабатывали.
Что касается конкретных инициатив, я их назову, наверное, чуть позже. Сейчас фракция "Единой России" формирует такой пул. Большинство инициатив касается города, просьб и наказов граждан. Наталья Дикусарова все разбила по направлениям: социально-экономическое, государственное, законопроектное творчество, социальная работа, спорт, природопользование и сельское хозяйство. На данный момент мы распределяем, кто из депутатов и за что будет отвечать. С коллегами по своему направлению будем собираться и решать эти задачи. На мой взгляд, это займет несколько лет, потому что есть задачи, которые можно решить с министерством, а есть задачи стратегического порядка. Там уже нужно будет провести аналитику, собрать данные внутри области и за ее пределами — как другие субъекты отработали эту повестку — переговорить с министерствами, издать законопроект или изменить уже действующий закон.
— Есть ли еще какие-то планы?
— Так как я председатель комитета по собственности и экономической политике, соответственно, работаю на зарплате, и помимо планов, которые я как депутат перед собой ставлю, я еще и обязан исполнять общие задачи Законодательного собрания в части закрепленного за мной комитета. Но я хочу проанализировать ситуацию с зарплатой учителей, преподавателей, глубже затронуть эту тему. Потому что не все так прозрачно. Но опять же, это не собственность и не экономика. Поэтому самостоятельно я этим буду заниматься или войду в состав рабочей группы, где уже вопрос будет обсуждать профильный комитет, я пока сказать не готов.
Вопросов много. Например, по безнадзорным животным. Сейчас законопроектом занимается комитет по природопользованию и экологии. Это их полномочия. Изменения в Федеральный проект закона внесли еще летом. По логике сейчас его должны менять на уровне субъекта. Но пока я не вижу, чтобы законопроект заходил в Законодательное собрание для рассмотрения и принятия. Это очень важная тематика. Соседние субъекты уже работают по новому закону, и ситуация с собаками у них меняется в корне.
— Вы были депутатом Думы Иркутска, вице-мэром, сейчас стали депутатом Законодательного собрания. Насколько стало больше задач в связи со сменой должности? Какие есть отличия в работе, сложности?
— За два месяца что-то решить и принять какую-то стратегию, чем ты будешь заниматься, невозможно. В первый год работы в администрации города я просто вникал в то, чем мы занимаемся. То есть нужно время, что перестроиться, понять, что можно сделать, а что нет, с кем можно налаживать конструктивные процессы и так далее. И здесь ровно то же самое. Но может быть, в силу опыта, срок на адаптацию будет гораздо меньше.

Комитет. Фото: Из соцсетей депутата
— Что можете сказать о своих новых коллегах? Как складываются отношения? Удается найти компромисс в тех или иных вопросах?
— Пока не представилось возможности, чтобы дать оценку, насколько можно договориться. Потому что прошло всего три сессии, две из которых были организационными, а на другой — обсуждались вопросы, которые были отработаны еще в предыдущем созыве. Но в целом в региональном парламенте большое количество депутатов от "Единой России". Это очень сильная фракция и еще один инструмент по договорной способности. У нас уже несколько раз проходили встречи с фракцией, коллегия ЗС, комитеты и иные формы взаимодействия. В Думе и администрации такого не было, чтобы один и тот же вопрос рассматривался несколько раз и на разных заседаниях. Работа ведется более тщательная и скрупулезная.
Думаю, что договоренности будут достигаться чаще. Но если будут споры, то они будут формироваться уже на внутренних площадках. Мы поспорим на уровне комитетов, фракции, а на сессию будем выходить уже с четкой позицией.
Хотя у меня, например, сегодня еще не сформировалось четкое мнение. Как человеку из исполнительной власти, теперь мне нужно мыслить как депутат законодательной власти. Поэтому каждый вопрос рассматриваю с двух сторон. И пока все пытаюсь сложить в одну картину.