В Иркутске состоялось очередное судебное заседание по уголовному делу Михаила Попкова, который ранее дал признательные показания еще по трем эпизодам убийств. Сегодня, 7 ноября, судья огласила протокол с признаниями ангарского маньяка, так как сам он от дачи показаний в суде отказался, хотя свою вину в убийствах трех женщин полностью признал и раскаялся. Корр. ИА IrkutskMedia узнал, о каких страшных тайнах рассказал душегуб на следствии. Стоит отметить, что Попков не называет точных причин конфликта с женщинами, после близости с которыми вспыхивали ссоры с фатальным исходом.
В показаниях Михаила Попкова было отмечено, что сейчас его свидетельства больше соответствуют действительности, так как после выезда на место преступлений ему удалось лучше вспомнить подробности совершения расправ, несмотря на то, что с момента убийств прошло от 20 до 25 лет. Первый том допроса датирован 25 января 2023 года. Далее приводятся показания Михаила Попкова.
Михаил Попков. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
"Вину по предъявленному обвинению признаю полностью ,в содеянном раскаиваюсь. Весной 1998 года рано утром около 6-7 часов я приехал из Ангарска в Иркутск, скорее всего, мне нужно было на авторынок в Ново-Ленино. Рядом с одной из остановок общественного транспорта я посадил в свой автомобиль девушку, которая голосовала. На тот момент у меня был черный Honda Civic. Куда эта девушка попросила меня ее отвезти, а также ее внешние данные я не помню. Возраст ее был около 25-30 лет, волосы темно-русые примерно до плеч, особых примет не было.
Думаю, что смогу опознать ее по фотографии, фамилия ее, как оказалось, Б. Я с этой девушкой перед мостом через реку Ангару свернул направо на улицу Полярную, мост в то время назывался Новый. Проехал частные дома, а когда они закончились, в лесу повернул к реке. Девушку для интимной связи и для совершения убийства специально не искал, случайно увидел ее и остановился.
Как именно я договорился с Б., чтобы вступить с ней в половую связь, точно сказать не могу: она могла сама это предложить по пути следования, ранее у меня были такие случаи. Также она могла предложить мне секс за деньги, если у нас с ней зашел об этом разговор. Спиртное мы не пили, так как было утро, и ей нужно было на работу.
Девушка была одета по сезону, мы сначала вступили с ней в добровольную половую связь. Это было в естественной форме и в презервативе. Затем между мной и Б. произошел конфликт, на почве чего — точно уже не помню. Я схватил ее двумя руками за шею и стал сжимать с силой некоторое время, потом я понял, что девушка умерла, так как перестала дышать и не двигалась.
Насколько я помню, сопротивления девушка мне не оказывала, поскольку сразу потеряла сознание. Душил я ее, скорее всего, возле автомобиля, откуда вытолкнул, чтобы ничего в салоне не повредить. После совершения преступления я снял с трупа и забрал себе золотые украшения — цепочку и кольца. Их я в дальнейшем продал скупщикам. Какая-то одежда этой девушки осталась у меня в машине, после того, как я отъехал от места убийства, я проверил салон и выбросил вещи девушки. Труп я оставил там же, никуда его не оттаскивал и не прятал.
Михаил Попков. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Использованный презерватив я также выкинул. Никаких посторонних лиц на месте происшествия я не видел, никому о произошедшем не рассказывал. После совершения преступления я уехал домой в Ангарск, не поехав на авторынок.
Также осенью 1997-1998 годов я совершил еще одно убийство. Т. голосовала, я остановился на своем автомобиле Honda Integro, она попросила ее куда-то отвезти. Я согласился. Во время поездки мы разговорились и решили вместе выпить. Девушка при этом уже была нетрезвой. В ночном киоске мы купили некрепкий алкоголь, и я повез ее в уединенное место. Особых примет Т. я не запомнил. После покупки спиртного я направился в сторону моста, ведущего в центр Иркутска. Перед ним я свернул направо, мы проехали через частный сектор и минут через 5-10 остановились.
С места, где мы оказались, было видно золотой купол церкви или храма, расположенного в районе Маратовского кольца. На месте мы выпивали, после чего вступили по согласию в половую связь, я также использовал презерватив.
Затем мы поссорились с этой девушкой — видимо, мне чем-то не понравились ее слова. Я вытащил Т. из машины, чтобы не испачкать салон, повалил ее на спину и стал душить, схватив за горло, пока она не перестала подавать признаки жизни. Добился ее смерти, чего и хотел. После убийства решил сжечь труп, объяснить зачем — не могу. В машине у меня была канистра с бензином. Сам я сразу уехал с места происшествия.
Убийство третьей женщины я совершил осенью 2003 года на Ново-Ленинском кладбище в Иркутске в районе объездной дороги. На данный момент я знаю, что фамилия неизвестной убитой мной женщины — А. Знаю, что в тот вечер женщина отмечала с коллегами предстоящий День учителя.
Если не ошибаюсь, я в тот момент ездил тогда на Subaru Legacy вишневого цвета. А. я подобрал на одной из центральных улиц Ново-Ленино, возможно, на улице Розы Люксембург, недалеко от того места была автозаправка. Когда мы остановились возле кладбища, то сначала выпили с ней немного спиртного — что-то некрепкое, вино или пиво, так как я был за рулем. Затем мы по обоюдному согласию занялись сексом, отодвинув водительское и пассажирское сиденья.
Я использовал презерватив. На улице было уже темно, но точное время я указать затрудняюсь. У нас произошла ссора, из-за чего — не могу уточнить. Я решил убить женщину. Скорее всего, изначально, когда А. села ко мне в машину, я уже допускал мысль, что убью ее, но окончательное решение принял в процессе ссоры.
В ящике моего автомобиля среди инструментов под водительским сиденьем я взял нож по типу обычного кухонного. После вытащил А. из машины и нанес ей удары ножом. Я правша, поэтому нож держал в правой руке, а вытаскивал А. из машины левой. В какой-то момент я срезал с женщины бюстгалтер, возможно, при нанесении ударов, возможно, уже после убийства, потому что хотел протереть им нож, но потом передумал. Ей я нанес не менее трех ударов ножом в шею, а также в верхнуюю часть туловища.
Пожизненно осужденный маньяк. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
После смерти А. я находился в сильном эмоциональном состоянии, несколько раз ударил ее по лицу, насколько я помню, тем же самым ножом (как следует из материалов дела, на теле жертвы насчитывалось не менее 40 ножевых — прим. ред.). Другие повреждения на ее теле могли возникнуть во время убийства или в момент того, когда я ее вытаскивал из машины. Тело я оставил в том же месте, где убил женщину. Могил рядом не помню, хотя было темно, а какого-то уличного освещения не было. Возможно, какой-то свет падал из салона моего автомобиля.
Все телесные повреждения я причинил женщине на фоне личной неприязни. После ее смерти, видимо, не смог остановиться сразу, будучи на взводе, поэтому повредил ей лицо. Не помню, почему я в тот момент был в Иркутске, но уверен, что специально себе жертву для преступления я не искал.
Не знаю, почему я привез А. именно на кладбище, скорее всего, просто увидел сворот с дороги в укромное место. Это было какое-то небольшое углубление в земле. После совершенного преступления я уехал к себе домой в Ангарск, по пути выкинул нож, презерватив и вещи А. При этом ценные вещи я мог забрать себе".
Напомним, что ранее Михаил Попков, который отбывает два пожизненных срока в Торбеевском централе в Мордовии, после дачи признательных показаний еще в трех жестоких убийствах, был этапирован в Иркутск. Бывший сотрудник полиции Михаил Попков приговорен к двум пожизненным заключениям за серию убийств женщин в период с 1992 по 2010 годы. Маньяк в основном орудовал на территории Ангарска и Иркутска. На счету душегуба как минимум 80 жертв.