Север Иркутской области — непростая территория со сложными задачами. Однако решить возникающие проблемы все-таки можно, если подойти к этому комплексно, считает депутат Законодательного собрания Иркутской области по округу №21, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Александр Лаутин. По словам народного избранника, нужно стремиться решать возникающие вопросы и тогда, урегулировав одну задачу, можно будет закрыть и следующую. О решении проблем северных территорий, разработке программ по поддержке бизнеса и главном финансовом документе Иркутской области народный избранник рассказал в интервью ИА IrkutskMedia.
— Александр Юрьевич, почему вы решили избраться депутатом Законодательного собрания Иркутской области?
— Я избирался по спискам от партии "Единая Россия", поэтому говорить, что это было исключительно мое решение, не совсем верно. Благодарен за оказанное доверие, за новый интересный опыт. Я избирался от 21 округа. Самый север Иркутской области. Непростая территория с непростыми задачами и, хочется верить, хорошими перспективами.
— Расскажите о проблемах, существующих на территории, от которой вы избраны? Какие из них носят системный характер, а какие были выявлены в ходе вашего знакомства с жителями округа?
— Перефразирую великого классика: все северные районы своими проблемами похожи друг на друга — экстремальные климатические условия, труднодоступность, изношенность коммунальной инфраструктуры, отток населения. Вряд ли открою Америку, если скажу, что решать их нужно комплексно, и закрыв хотя бы частично одну из них, закроем и другую. Восстановим коммунальную инфраструктуру — люди будут меньше уезжать, с кадрами станет получше. Улучшим транспортную доступность — улучшится экономическая ситуация и так далее.
Я реально смотрю на вещи и боюсь, у нашего созыва может не хватить ни времени, ни сил, ни возможностей все это сделать. Но к этому нужно стремиться. Организовывать на северных территориях не только добычу полезных ископаемых, но и переработку. А за переработкой потянется какой-то малый бизнес, появится инфраструктура: школы, садики. И тогда люди, возможно, будут оставаться.
Но я точно знаю, чтобы жить на севере, им надо болеть, к нему надо привязаться. Случайных людей он не терпит.
— Есть ли уже планы по реализации конкретных инициатив, проектов, с которыми вы шли на выборы? Или которые сформулировали в ходе первых двух месяцев работы в Заксобрании?
— До прихода в Заксобрание я три года возглавлял Корпорацию развития Иркутской области и без лишней скромности могу сказать, что за это время изучил экономику региона, познакомился с большим количеством предпринимателей, знаю их возможности и потенциал. И в списке задач, которые стоят передо мной в областном парламенте, — разработка программ по поддержке бизнеса, модернизация нормативно-правовой базы, разработка концепции развития северных территорий.
Понятно, что развитие инфраструктуры требует очень больших вложений и государству одному с этим не справиться. Поэтому нужно создавать новые инструменты и подходы для прихода на север инвесторов, для привлечения туда частных денег.
— Насколько выстроена работа на вашем округе со стороны муниципальных властей?
— Наше сотрудничество с муниципалитетами только налаживается. И я очень надеюсь, что оно будет конструктивным.
Почти со всеми мэрами я знаком, общался с ними, будучи директором Корпорации развития. Например, с мэром Киренского района Кириллом Свистелиным мы плотно взаимодействовали, когда в прошлом году запускали там инвестпроект по реконструкции системы теплоснабжения. Корпорация развития тогда выдала льготный кредит компании "КиренскТеплоРесурс" на строительство котельной, которая будет работать на щепе и природном газе. Запуск этой котельной избавит Киренск от опасности отключения тепла зимой. В будущем, используя опыт Киренска, можно будет устанавливать подобные теплоисточники в других муниципалитетах Иркутской области.
— Бюджет в условиях мобилизации общества и экономики становится ключевым элементом развития страны. Насколько бюджет Иркутской области отвечает требованиям времени?
— В ближайшие три года основная часть бюджета, как и всегда, будет направлена на финансирование социальных статей. Большой объем средств предусмотрен на поддержку реального сектора экономики — АПК, промышленное производство, туризм, включая гранты, субсидии и возмещение затрат. Продолжится благоустройство городов и поселков области. В том числе по проектам "Есть решение" и "Народные инициативы", которые реализуется при поддержке "Единой России". Практики инициативного бюджетирования доказали свою эффективность, их популярность среди жителей растет. Поскольку это реальная возможность провести работы по благоустройству даже в небольших поселках и деревнях.
— По вашим прогнозам, нужно ли будет в ближайшие годы корректировать основные параметры бюджета, сокращать и перераспределять расходы, проще сказать, затягивать пояса?
— Корректировка будет обязательно. Что касается затягивания поясов, да, бюджет дефицитный. Но пока нет оснований считать, что имеющийся дефицит станет угрозой расходным обязательствам области. Более того, дефицит бюджета — это всегда стимул для исполнительной власти анализировать все расходы, буквально считать каждую копейку, ну и искать дополнительные источники дохода.
Вот пример. В октябре был изменен областной закон "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты". Теперь в местных бюджетах будет оставаться больше денег, которые поступают от уплаты налогов по упрощенной системе. Если раньше муниципалитеты и городские круга имели от "упрощенки" 30%, а 70% шло в областной бюджет, то сейчас 50% будет оставаться в муниципалитете, а 50% пойдут в областной бюджет. А в муниципальных округах вообще будет оставаться 75%. Благодаря этому местные бюджеты Приангарья в 2024 году пополнятся более чем на 2,2 млрд рублей. Эти деньги дадут местным властям возможность эффективно и оперативно решать вопросы благоустройства и развития территорий.
Надеюсь, это станет серьезным стимулом для глав муниципальных образований поддерживать малый бизнес и самозанятость населения. Что они перейдут от установки "получать деньги из бюджета" к установке "зарабатывать" — вместе с теми людьми, которые занимаются предпринимательством, помогая им развивать бизнес, используя государственные меры поддержки. И это закономерно приведет к появлению рабочих мест, социально-экономическому развитию городов и поселков и к желанию людей оставаться жить в них.
Также оптимизма добавляет тот факт, что экономика Иркутской области оказалась устойчивой к событиям последних лет, а ряд отраслей даже продемонстрировали неожиданный рост. Поэтому есть шанс, что прогнозируемый дефицит удастся серьезно сократить и затягивать пояса никому не придется.