Один из самых динамично развивающихся районов Иркутской области требует к себе повышенного внимания, — с этих слов начал разговор с корр. ИА IrkutskMedia мэр Иркутского района Леонид Фролов. Несмотря на внушительные показатели ввода социальных объектов в муниципальном образовании, их количества по-прежнему не хватает, чтобы успевать за ростом численности в муниципалитетах района. Леонид Фролов отмечает, что решать эту проблему необходимо комплексно, а также испрользуя новые механизмы в строительстве. Кроме того, остаются вопросы по коммунальной инфраструктуре, в первую очередь подключению к электросетям новых потребителей. Глава района считает, что настойчивость в решении проблем района, поддержка правительства и губернатора региона, даёт результаты, и особенно важно то, что население района видит улучшение ситуации, а значит, команда района работает качественно.
— Леонид Петрович, так как мы находимся сейчас в рамках рабочей поездки в поселке Маркова, то не могу не задать вопрос: в чем, на ваш взгляд, главные итоги ноябрьского выездного совещания правительства в Маркова?
— Главное, на мой взгляд, это то, что члены правительства могли предметно ознакомиться с потребностями этой быстрорастущей территории, которая нуждается во внимании региональных властей. Основным итогом совещания считаю то, что председатель правительства области обозначил приоритетность развития Иркутскому району на ближайшие три года.
Кроме того, были определены планы по строительству социальных объектов (школ и детских садов), и уже совместно с Минобром и Минстроем региона отработаны подходы по возможности начала работ в рамках контрактов "жизненного цикла", когда контракт заключается на выполнение работы с одним исполнителем и по проектированию, и по строительству.
— Завершается долгожданный капремонт в здании детского садика в Маркова. Когда он будет открыт?
— Это дошкольное образовательное учреждение распахнет свои двери после новогодних праздников. В декабре завершены работы по монтажу противопожарного оборудования, расстановке мебели, финишной покраске, уборке и подготовке всех помещений здания. Капремонт в садике проводился на условиях софинансирования из федерального, областного и районного бюджетов.
Надо отметить, что работы на этом объекте велись не без проблем. В связи с неисполнением подрядчиком работ в установленный срок, контракт с ним был расторгнут в одностороннем порядке в январе этого года. Затем был заключен новый муниципальный контракт. Подрядчик подошел добросовестно к работам, наверстал темп и скоро обновленный детский сад наполнят детские голоса. Кстати, 320 детишек, согласно проекту, должно принимать дошкольное учреждение, но посещает его 480. А это говорит о том, что Маркова требуются новые детсады.
— Сейчас строятся ещё дошкольные учреждения в Маркова?
— В 2024 году будут построены и введены в эксплуатацию три объекта образования, два из которых в Маркова. Один детсад на 240 мест в самом поселке и второй на 490 мест в микрорайоне Березовом.
Также в следующем году рассчитываю, что завершится проектирование и будут получены положительные заключения экспертиз по 10 объектам образования, среди которых детский сад на 220 мест в ЖК "Ботаника" В вопросе обеспечения детсадами и школами я убежден — динамично развивающимся территориям нужно создавать условия, но при этом помнить о необходимости комплексной застройки.
— Леонид Петрович, Маркова нуждается в новой школе. Какие перспективы в этом направлении?
— Проектная мощность здания Марковской школы — 1075 мест. А по состоянию на 1 сентября учащихся 2159 человек, из них 1300 на подвозе. У школы внушительный автопарк 21 автобус, а самый большой круг, который делает один автобус, забирая детишек из отдаленных населенных пунктов по Мельничному тракту — 308 км. Представьте, какая это большая нагрузка и ответственность. Всё потому, что территория развивается, увеличивается количество новых жителей.
Возвращаясь к вопросу — Марковскую школы мы будем разгружать. В первую очередь снизит напряженность строительство школы в Березовом (завершение строительство планируется в 2025 году). Но необходимо возводить, как минимум, еще одну школу в Марковском поселении.
А здание нынешней школы мы обязательно приведем в порядок. В 2023 году администрацией подана заявка в Минобр региона на выделение средств из областного бюджета на выполнение работ по благоустройству территории. Уже разработана проектно-сметная документация по благоустройству территории образовательного учреждения, включая стадион, и получено положительное заключение государственной экспертизы.
Кроме этого, разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасада здания Марковской школы и направлена на прохождение государственной экспертизы. Надеемся, до конца года проект будет утвержден.
Марковская школа. Фото: ИА IrkutskMedia
— Вы сказали, что только в Марковской школе на подвозе 1300 ребятишек, а сколько детей забирают и развозят школьные автобусы в Иркутском районе?
— В районе 14 тысяч учащихся на подвозе, работает 200 автобусов. Можете себе представить? И это всё нагрузка на школы, учителей и самое главное — безопасность в дороге. Нам остро нужны школы! И об этой проблеме знают все — губернатор, правительство, министры, с которыми встречаюсь, — потому что это моя принципиальная позиция. Эту проблему остро обозначаем на всех площадках.
— Какой выход вы видите в решении этого вопроса?
— Необходимо больше строить школ и детсадов, уделить больше внимания Иркутского району. Кроме того, в небольших поселениях можно и нужно возводить школы из быстровозводимых модульных конструкций. Эта практика в районе реализуется за счет средств района и привлеченных средств, но нужна поддержка правительства Иркутской области.
В этом вопросе я убежденный сторонник развития и сохранения российской глубинки. Вы можете приехать в любое отдаленное российское село, и узнаете, что образовательное учреждение в таких населенных пунктах — это и дом культуры, и местный клуб, и библиотека. Это жизнь. Но сейчас, когда жители области в условиях высоких ставок на ипотеку и особенно высокой стоимости жилья в городе перебираются в села, то остро встает вопрос обеспечения населенных пунктов соцучреждениями.
— Где такие объекты стоит размещать?
— Там, где от жителей идёт запрос. Это Плишкино и Листвянка, там необходимы детсады на 90 мест, и небольшие (на 40 мест) в деревнях Худякова, Усть-Балей, Тихонова Падь. Мы даже уже предпроектные работы провели, чтобы определить размещение объектов уже по земельным участкам — это Плишкино, Листвянка и Худякова. Хоть завтра готовы начинать работы, только согласуйте нормативную базу для лицензирования таких образовательных учреждений.
— И как на эти предложения реагируют в правительстве? Отмахиваются?
— Я настойчив. Мы в этом году обратились к председателю правительства Иркутской области Константину Зайцеву, и в марте им было дано поручение разработать порядок предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий по возведению (приобретению) модульных конструкций для использования в качестве объектов образования в целях учебного процесса.
Затем правительством Иркутской области в адрес уже председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина было направлено соответствующее письмо об изменении законодательства в части лицензирования быстровозводимых конструкций для школ.
Я очень надеюсь, что федеральное правительство поддержит предложение. Это даст возможность быстрее решить проблему нехватки образовательных организаций в маленьких селах. Главное здесь — это интересы людей, а они очень ждут появления новых детсадов, школ.
— С интересом жителей понятно, а как насчёт стоимости строительства и качеством?
— Отлично я вам скажу. На территории района по модульному принципу возводят амбулатории, ФАПы и пожарные депо — это быстро, от 3-4 месяцев до полугода, это экономия средств, за счет модульности и готовых вариантов зданий. Использование быстровозводимых зданий в качестве образовательных учреждений (вместимостью до 100 мест) позволит значительно сократить сроки по строительству, уменьшить нагрузку на школы и решить вопрос с подвозом детей.
Новая школа в поселке Дзержинск. Фото: Пресс-служба мэрии Иркутского района
Пока же Иркутскому району сильно не хватает школ. Я об этом говорю всем. Коллеги сетуют, что и так много образовательных учреждений строится в районе. Но я всегда напоминаю о том, какой прирост населения происходит в районе ежегодно, в отличие от других территорий области. И это не в обиду кому-то, это просто факт. У нас в районе дети учатся в две смены с подсменкой, некоторые классы в коридорах занимаются, а где-то директора не имеют кабинетов, потому что они под классы переоборудованы.
Поэтому я благодарен руководителям школ, детсадов, главам муниципалитетов, что они в этом направлении работают, отстаивают интересы — это дорогого стоит, это действительно командная работа. Хочу отметить, что у нас каждый глава МО — а их 21 в Иркутском районе — работает добросовестно.
— Вопрос политический: вы по-прежнему сторонник нецелесообразности объединения муниципалитетов в единый муниципальный округ? Такие процессы в области уже не только обсуждаются, но и уже запущены — анонсировано создание такого муниципального образования на примере Чунского района.
— В Иркутском районе сейчас 21 муниципальное образование. На территориях работают органы местного самоуправления, администрации муниципальных образований. Полномочия МО и администрации района разделены. К объединению поселений в нашем районе надо подходить очень взвешенно.
В зимний период, когда обильный снегопад, или резкое понижение температур, возникнуть могут экстренные ситуации, и если всё будет сконцентрировано в "центре", в одних руках, то оперативно отреагировать на возникшую проблему в отдаленном муниципалитете, а таких в Иркутском районе много, быстро не получится. Я уже не говорю о возникновении разного рода ЧС или аварий.
Поэтому надо учитывать много факторов, в которых существует район. Например, масштаб территории, отдаленность поселений, всех под одну гребенку объединять нельзя. У меня каждый глава муниципалитета имеет своё слово, но на основе мнения населения. На первом месте — интересы жителей.
— В разговоре вы упомянули про проекты "жизненного цикла". Расскажите, что это такое?
— Мы внесли это предложение на рассмотрение правительством Иркутской области. Суть очень простая и одновременно прогрессивная — тот, кто проектирует, тот и строит. Здесь появляется заинтересованность компаний, а мы получаем объект с гарантиями подрядчика на долгий период, без доработок проекта, внезапного удорожания, допэкспертиз, без размазывания ответственности.
Также у нас в администрации района создана служба капитального строительства и проектный офис для того, чтобы проектные решения были правильные, качественные и соответствующие требованиям. То есть наши специалисты, если подрядчик заявляет о необходимости внесения корректировок в проект, изучают документацию и уже после того, как сверят и утвердят, документы направляют на экспертизу. И если будет ошибка, лишние затраты, то это будет ответственность моих специалистов, но мы избавились от бесконечных заходов подрядчиков на доработку проекта и как следствие его удорожание. Это инструмент в дополнение к проектам "жизненного цикла", за применение которых мы выступаем.
В рамках проектов "жизненного цикла" в первом квартале 2024 года планируем разместить закупку на привязку проекта и строительство школы на 1550 мест, а также яслей-детского сада на 240 мест в селе Хомутово (Западный), школа на 825 мест в селе Максимовщина, в деревне Столбова на 140 мест. Но, только если будет принят нормативно-правовой акт о контрактах "жизненного цикла".
— Планы шикарные, не просто так завидуют другие мэры. Но ввод стольких объектов требует соответствующей инфраструктуры в муниципалитетах, а в свете энергодефицита, о котором заявляют энергетики, не выдавая техприсоединения, ввод новых соцобъектов видится проблемным. Проблемы с электроснабжением и строительством новых сетей в районе не решаются?
— Нет, так сказать нельзя. Они выполняют обязательства, но не так оперативно, активно, как требует реальная жизнь в Иркутском районе. Приходится поднимать и поднимать эти вопросы, чтобы привлечь внимание и решить эту проблему.
После массовых отключений электроснабжения в районе я обращался к официальным лицам Эн+, говорил, что эти действия до добра не доведут, нужно решать. Состоялось несколько совещаний (в феврале, ноябре, декабре) с участием губернатора области по проблемам технического подключения соцобъектов и жилья, которым энергетики долго не выдавали разрешения, ссылаясь на дефицит. По итогам рабочей поездки губернатора Иркутской области Игоря Кобзева в Иркутский район в феврале 2023 года были сформированы списки граждан, имеющих приоритетную потребность в технологическом присоединении к электрическим сетям.
Они были переданы в ИЭСК и была проведена индивидуальная работа с жителями. Иркутская электросетевая компания выполнила запланированные работы по модернизации сетей и увеличению мощностей, анонсированные на совещании. Многие вопросы были сняты.
— И больше не возникает проблем по техприсоединению к электросетям?
— К сожалению, возникает. Число потребителей растет быстрее развития энергомощностей. Отмечу, что все действующие документы по территориальному планированию, градостроительному зонированию, а также изменения в генеральные планы поселений согласовывались энергетиками. Мы еще далеко не все планы реализовали по строительству социальных объектов и жилья!
Есть и еще одна сторона медали: дома массово покупают жители других территорий, стремясь приобрести недорогое жилье вблизи города. Приобретают, а потом задаются вопросами о техприсоединении к электросетям. Есть также проблемы с теплоизоляцией построенного жилья, его качеством, использованием электроэнергии как единственного источника теплоснабжения. Администрации поселений стремятся информировать людей об этом. Но пока непростой процесс.
Но самая главная беда — это массовые отключения электроэнергии зимой. В декабре совместно с энергетиками, представителями правительства, администрациями поселений провели встречи с жителями по вопросам отключения электроэнергии. Работа совместная идет.
— Вы сами говорите, что у вас достаточно жесткая позиция в вопросах хозяйственной деятельности, строительства соцобъектов, муниципального управления, не играет ли это в минус договороспособности и выстраивания конструктивных отношений с крупными компаниями и региональными чиновниками?
— Да, я иногда жестко высказываю свою позицию. Но не представляю, как можно по-другому работать. На каком бы совещании я бы не выступал, у меня всегда всё сводится к проблемам Иркутского района. О них я честно и открыто говорю, настойчиво требую их решения. Мне помогает хорошая команда администрации. Мы когда проводили совещание с энергетиками, спорили, они мне доказывают, что не только в Иркутском районе проблемы с подключением к сетям. Но пока я мэр — в обиду Иркутский район не дам.
Мэр Иркутского района Леонид Фролов. Фото: Пресс-служба мэрии Иркутского района