Интеллектуальную транспортную систему, которая управляет движением потоков машин на сложных участках дорог, расширили в столице Приангарья. В 2023 году в нее включили 27 новых элементов. Это подсистемы светофорного управления, модули сценарных планов управления движением и геоинформационной системы, сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных, а также подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков. Работа была выполнена в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Финансирование в 2023 году составило 178 млн рублей. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу правительства Приангарья.
"Иркутск в 2022 году вошел в число городов России, где создают интеллектуальные транспортные системы. Проект рассчитан на три года. За это время на его реализацию направили 572 млн рублей из федерального и регионального бюджетов. Задача проекта — снизить количество заторов и сделать движение транспорта более простым. У нас работа идет системно. Данные, которые получены с помощью интеллектуальной транспортной системы, позволяют понимать, какие изменения необходимы на дорогах", — прокомментировал глава Приангарья Игорь Кобзев.
Специалисты в этом году установили на дорогах 11 подсистем мониторинга параметров транспортных потоков. Они позволят выявлять места возникновения заторов. Восемь подсистем в Иркутске появились на перекрёстках ул. Джамбула и пер. Спортивный; ул. Маяковского и 2-й Железнодорожной; Байкальской и Советской; Баррикад и Юлиуса Фучика; Депутатской и Советской;на ул. Олега Кошевого, 61; на ул. Байкальской, 291а; в районе остановки "Бакалея" на ул. Трактовой. Еще три подсистемы действуют на региональных трассах: на первом км дороги Иркутск — Оса — Усть-Уда, на первом км дороги Иркутск — Большое Голоустное, на третьем км дороги Иркутск — садоводство "Дорожный строитель".
Если говорить о подсистемах светофорного управления, позволяющих удаленно централизованно ими управлять, то они работают на 14 участках. Все они находятся в столице Приангарья. В Свердловском районе пять из них установили на пересечениях улицы Лермонтова с улицами Улан-Баторской, Фаворского, Мелентьева, Помяловского и Жуковского; еще три — на пересечениях улиц Мухиной и Захарова; Старо-Кузьмихинской и Безбокова, а также Бульвара Рябикова у рынка "Ручей". Подсистемы в Октябрьском округе работают на перекрестках Депутатской с улицами Пискунова и Советской; на пересечениях Партизанской и Пискунова, Красноярской и Советской. Подсистемы в Правобережном округе находятся на пересечениях улицы Декабрьских Событий с Рабочей и Нижней Набережной.
Отметим, что в единую сеть — интеграционную платформу — соединены подсистемы светофорного управления и подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков. Чтобы управлять ею, установили модуль конфигурации сценарных планов управления движением и модуль геоинформационной системы, сбора, хранения, анализа и графической визуализации. В числе задач — анализ транспортных потоков, разработка сценарных планов для минимизации дорожных заторов и аварий.
К слову, работа ИТС не заметна для водителей и пешеходов, так как внешне система представляет привычные светофоры. Однако устройства горят больше или меньше в зависимости от ситуации на конкретном участке.
"В час пик на главной дороге система дает сигнал светофору дольше гореть зеленым по основному потоку движения транспорта. Это позволяет пропускать больше транспорта. За этим стоит большая работа по анализу ситуации в этом месте и на примыкающих улицах. Это повысит качество транспортных услуг, снизит транспортные затраты, улучшит экологию и безопасность", — уточнил министр транспорта и дорожного хозяйства Приангарья Максим Лобанов.
Создание интеллектуальной транспортной системы в регионе планируют завершить в следующем году. На первом этапе, в 2022-м, на сложных участках дорог установили шесть датчиков мониторинга дорожного движения, две метеостанции с функциями диспетчерского реагирования на сложных участках, а также шесть "умных" светофоров, которые переключают сигналы исходя из дорожной ситуации и таким образом повышают пропускную способность перекрёстков.