На ТНТ начался показ комедийного сериала "Наследство" (16+) с Александром Робаком, Глебом Калюжным и Нонной Гришаевой. Это история о том, как деньги могут поменять людей и повлиять на отношения в семье. Одного из самых ярких персонажей в картине сыграл наш земляк, актер Александр Клюквин. В эксклюзивном интервью ИА IrkutskMedia артист рассказал про уважение к русскому языку, отсутствие отпуска и любимые места в Иркутске.
— В сериале "Наследство" прекрасный актерский состав: и Нонна Гришаева, и Александр Робак, и Глеб Калюжный, и вы. Как вам вместе работалось?
— С профессионалами всегда замечательно работается. А с людьми, которые уважают профессию и партнера — еще лучше. Александр Робак — прекрасный партнер и очень понимающий человек. Он — настоящий профессионал. Вы правы, у нас сложился замечательный актерский состав, надеюсь, я тоже в их числе (улыбается). Но об этом судить зрителям, а не мне. Хотя мне было очень комфортно работать на площадке.
Это было хорошее время, когда мы вместе взяли и "сотворили". Нужно было много чего разгадать, были споры, непонятки. Я не видел, что на выходе получилось, 50% успеха фильма зависит от монтажа. А что было до этого — группа прекрасная, это тот случай, когда говорят: "Внимание, работают профессионалы" (улыбается).
Александр Клюквин. Фото: ТНТ
— Раньше в одном из интервью вы говорили, что обычно, когда снимаетесь, переделываете почти весь текст своей роли. Правда ли это?
— Не весь, конечно, но я люблю это делать. Естественно, я все согласовываю с режиссером.
— Насколько вам важно быть согласным со своим персонажем? Или чтобы точно сыграть роль вам не нужно принимать своего героя и оправдывать его мотивы? Если так, то что тогда помогает вжиться?
— Странная формулировка. Она довольна затаскана и никак не определяет профессионализм. Я не вживаюсь в роль, для того чтобы сыграть. Нужно уметь владеть профессией, необходим жизненный опыт, который у меня есть, я этим делом занимаюсь почти 50 лет: театром, кино, телевидением. Я не знаю, как у меня это получается. Я читаю тексты, и, если там есть что играть, я это делаю. Недавно я снимался в фильме, где играл авторитета, который сидит в тюрьме на всем готовом, а потом выходит, потому что…надоело. А у него в тюрьме все: и бар, и караоке, и кровать под балдахином, и чайная...
Как это сыграть? Вопрос на засыпку. Надо полюбить своего персонажа в любом случае. Надо его оправдать, что бы он не делал. Потому что человек себя оправдывает всегда, бывает, раскаивается в чем-то, но поначалу всегда во всем себя оправдывает. Надо понять, зачем он это делает, для чего и так далее. "Вживаться в роль" — это не значит обложиться книгами, прочитать все о своем персонаже и ходить понурым, пытаясь влезть в его шкуру, нет. Жизнь актера не заключается в погружении в роль. В перерывах между съемками мы живем, едим, ругаемся, спим, а они бывают по 5-6 часов. Потом тебе говорят: "Срочно на площадку!", и ты должен, как вы говорите, "вжиться в роль". Но это лишь вопрос набора твоих инструментов, которыми ты работаешь как актер. Это вопрос профессионализма. Что такое "плохой актер"? Это тот, кто играет двумя-тремя штампами. Что такое "средний актер"? Ну, у него штампов побольше, 10-15. А что такое "хороший актер"? У него четыреста штампов. Смею надеяться, что у меня их как раз 400 (улыбается).
— Ваш любимый персонаж, которого вы озвучивали, — это пришелец Альф в одноименном сериале (0+). Вы утверждали, что это единственная история, где нет подонков, негодяев, а есть чудаки. Добавился ли с течением времени к Альфу какой-то еще герой, который вам симпатичен?
— Если говорить про сериалы, то был еще такой персонаж лейтенант Коломбо (12+). Мне он очень нравится. И актер Питер Фальк замечательный. Если помните, с ним было снято сезонов 15.
Это детектив, где тебе сразу показывают преступление, и ты с самого начала знаешь, кто убийца. А потом показан процесс попытки ухода злодея от лейтенанта Коломбо. Это немолодой персонаж, у него старый плащ, в кармане яйцо, сваренное вкрутую, он вежлив, мягок, спокоен, ироничен. Он умен, и он владеет своей профессией.
— Вы также озвучивали инспектора Мозера в "Комиссаре Рексе" (12+)?
— Да. Давно это было, но сериал очень хороший. К сожалению, с него много содрано, но эти проекты вторичны. Жаль, что люди этого не понимают. Деньги, да заработали, но при этом, плюнули в вечность. Нужно придумывать свое.
В целом я не сильно зацикливаюсь на своих персонажах. Я озвучил около 300 мультфильмов, а про сериалы, бразильские, американские я даже не говорю, их огромное количество. Но все это идет фоном, я не альтруист. Моя профессия — это источник денег, славы, самоудовлетворения от того, что я могу, контакт со зрителем, которого я воспринимаю как партнера, а не как третейского судью. Плюс, творчество, которое мне нравится. Все это вместе, на мой взгляд, и составляет профессию актера. Если кто-то говорит, что ему не нужны деньги, а нужно творчество, он лукавит. (Улыбается).
— Как считаете, какие киножанры сейчас особенно в почете у зрителей?
— Тут надо звать на помощь социологов, потому что, если говорить про меня, я люблю хорошие фильмы (улыбается) Это может быть и наш сериал, и американский. Я очень люблю фильмы со Сталлоне и Шварценеггером. Я люблю хорошо снятую фантастику. Люблю старые советские фильмы, особенно наши великие комедии. Могу в сотый раз их посмотреть, хотя знаю наизусть. Сейчас с женой досматриваем сериал с Максимом Матвеевым. Потрясающий актер.
— А что вы любите из фантастики?
— Люблю "Гарри Поттера" (12+), "Властелина колец" (12+), "Звёздный путь" (18+). Это английская фантастика, американская, наша тоже не отступает. Конечно, особняком у меня стоит Терри Пратчетт, английский писатель-фантаст. Он создал плоский мир, который летит сквозь пространство и время. И в этом плоском мире происходят разные дела. Там живут орки, гоблины, гномы, люди. Его романы — это бездна английского юмора. Это так тонко. Это очень интересный мир. Обязательно почитайте, если любите фантастику.
— Вы — мастер дубляжа. Хороший и правильный голос — это все-таки талант или владению можно научить любого?
— Есть голоса, которые, как ни крути, ты не сможешь развить. Слышишь человека и думаешь, как ты живешь вообще? Поэтому ему стоит искать себя в чем-то другом, он может быть асом в другой профессии. Если у тебя есть исходные данные, голос можно и нужно развивать. Необходимо работать над ним. Но вам об этом лучше скажут профессионалы, логопеды, которые ставят голос в театральном училище. Категорически важна любовь к русскому языку. У тебя под рукой, как у меня, должно быть несколько хороших словарей. И если ты не знаешь, как правильно произнести то или иное слово, открой словарь, посмотри, и не один раз, а много. Я постоянно ими пользуюсь, хотя, казалось бы, я-то уже знаю почти все про ударения и слова. Нет таких людей, которые знают русский язык "от" и "до".
Самокритичность к себе и постоянная работа — вот залог успеха. Что касается меня, спасибо родителям, театральному училищу, Малому театру и самому себе. Ну и партнерам, у которых я до сих пор учусь. Учиться надо всегда. Это как в шутке про велосипед: пока крутишь педали — едешь, остановился — упал.
— Красивая грамотная речь даже в неформальном общении — большая редкость.
— Да, многие стесняются говорить правильно и не проговаривают все буквы. "Здрасти", "скока", "пасиба". Стесняются! (смеется). Ведь подумают, что ты здесь самый умный да еще очки надел. А если еще и "одел". Хочется спросить, а во что он "одел" очки? (смеется). Русский язык надо любить. К нему надо относиться с пиететом и уважением, он очень красив. Но никто не заморачивается.
Александр Клюквин. Фото: ТНТ
— Вы постоянно работаете. Опишите свой день. Как успеть все и не выгореть?
— Я не успеваю отдыхать, я 12 лет не был в отпуске. Как я все успеваю? Я быстро езжу, мало сплю, много работаю. Ненормированный рабочий день…нам, царям, думаете, легко? Ненормированный рабочий день включает в себя постоянную работу. Я уснул в 02.00, проснулся в 09.00, считай, я выспался. Обычно я сплю по 5-6 часов. С вами поговорю, далее меня ждет микрофон, у меня дома студия, буду писать очередную книгу. Потом я еду на спектакль, после приеду, обязательно нужно будет записать подводку для федерального телеканала. Завтра у меня пробы, до этого я попишу немного, а потом снова поеду на спектакль — и так каждый день.
Я не жалуюсь, это любимая работа. Я устаю, но спасает то, что мне это нравится. Но это пришло с возрастом. Когда я только начинал работать, это было лет 40 назад, я был абсолютно свободен, в театре мы играли в преферанс и в нарды. Сейчас все по-другому.
— Есть ли в ближайших планах поездка на Байкал и в гости к родственникам?
— К сожалению, домой я приезжаю очень редко. В детстве родители часто возили меня в Иркутск. Моя мама из Иркутска, папа из Москвы. При СССР это было проще и дешевле. Сейчас, чтобы съездить в Иркутск, нужно много свободного времени, так как Москва высасывает из тебя много сил, и вырваться очень сложно. Мы с труппой Малого театра приезжали в Иркутск несколько раз с гастролями. Моя тетка, двоюродный брат и племянник живут там. У меня в Иркутске есть любимое место. Дом, где я жил с бабушкой и прабабушкой, бабой Маней и бабой Лялей, на улице Горького. Напротив дома есть потрясающий ресторан монгольской кухни. Еще люблю ездить "на огород" к двоюродному брату. У него большая дача. Город живет, хорошеет, мне там очень нравится. А Байкал, река Ангара — я просто таю, когда слышу эти названия!