Впечатляющая мощь, предельная четкость действий и большая ответственность — так можно охарактеризовать работу водителя карьерного самосвала. Управлять спецтехникой, визуально похожей на фантастических роботов, может только осмотрительный человек, умеющий концентрировать внимание и обладающий высоким уровнем технических знаний.
Сдвинуть с места 100-тонный самосвал кажется чем-то невероятным. Тем более, если он гружен еще сотней тонн руды. Однако для водителя с многолетним опытом работы — это обычное дело. "Сейчас все автоматизировано, поэтому управлять спецтехникой довольно комфортно", — рассказывает Анатолий Николаевич Глобенко. Мужчина работает водителем карьерного самосвала в золотодобыче Бодайбинского района уже 20 лет. В интервью редакции ИА IrkutskMedia специалист рассказал о том, как его увлекло вождение тяжелой техники, с чего начинается его каждый рабочий день и как стать профессионалом своего дела.
— Анатолий Николаевич, почему вы решили быть водителем? Это детская мечта или, возможно, продолжение трудовой династии?
— Я с детства связан с вождением. Мой отец работал водителем и часто брал меня с собой в поездки. С малых лет я наблюдал, как водят, ремонтируют технику. В семье у нас была своя машина. Когда я подрос, то помогал отцу ее ремонтировать, а также охотно чинил технику у него на работе. Мне это было интересно.
— Получается, вы еще в детстве определились с выбором професии?
— Не совсем. После школы я обучался в профессиональном училище на помощника машиниста. Параллельно также посещал курсы автомобилиста в ДОСААФ. В итоге после учебы я пошел в армию, где служил в автомобильном батальоне, был водителем.
Тогда я уже достаточно углубился в сферу вождения, поэтому после армии пошел работать водителем. Сначала ездил на легковых автомобилях. После отправился вахтовым методом на север Иркутской области — в Бодайбинский район, где как раз разворачивал свое производство "Полюс". Тогда и начался мой профессиональный путь как водителя тяжелой техники.
— Как скоро вы стали управлять огромными карьерными самосвалами?
— Не сразу. Начал я с небольших БелАЗов грузоподъемностью 30 тонн. При этом мне нравилось профессионально развиваться, постоянно изучать более сложную технику. Поэтому со временем я осваивал все новые спецмашины и в итоге пришел к тому, что сейчас управляю самосвалом весом чуть более 100 тонн и грузоподъемностью — 140 тонн.
— Управлять такой громадой — ответственная задача. Наверное, правила безопасности на производстве очень серьезные?
— Да. Безопасность — самое главное. Ежедневно нам напоминают, как действовать в тех или иных обстоятельствах. При вождении большегрузов в карьерах есть свои тонкости. Нужно быть готовым к различным ситуациям. Погодные условия, в особенности гололеды, влияют на безопасность вождения. Нужно уметь ловко и в соответствии с правилами перевозить груз по горному рельефу, где есть подъемы, спуски. Мне нравится управлять самосвалом на таких дорогах, это увлекательно. Главное — всегда помнить о безопасности.
— Расскажите, с чего начинается ваш трудовой день?
— В начале рабочего дня я получаю наряд. Точнее, сначала прохожу медицинский осмотр. Если по медзаключению меня допускают до работы, то я получаю путевой лист. Далее участвую в планерке, где руководитель подразделения рассказывает о производственных задачах, которые необходимо сегодня выполнить. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. После этого я принимаю технику у сменщика. Осматриваю самосвал. Если все в порядке, то отправляюсь на карьер, где меня ожидает диспетчерская горная служба. Горные диспетчеры диктуют маршрут: куда именно нужно ехать и под какую загрузку.
— Как происходит процесс загрузки горной массы в самосвал?
— Этой задачей занимается машинист экскаватора. Как только он загрузил горную массу, тут же подает мне сигнал о том, что погрузка завершена. После этого я направляюсь по маршруту назначения. Благодаря мониторам я могу отслеживать, что у меня загружено: руда или вскрыша (пустая порода — прим.ред). Руду я привожу на рудный склад, а вскрышу — на отвал.
— А как вы понимаете, что загрузили нужное количество тонн? Это тоже где-то отображается?
— Современная техника вся автоматизирована. Управлять ей — одно удовольствие. У меня в кабине есть монитор, на котором отражена вся необходимая мне информация. Как правило загружаем в самосвал 140 тонн горной массы.
В целом вся машина находится под строгим контролем диспетчера. Он видит, куда я поехал, с какой скоростью движения. Такой контроль тоже является частью безопасности.
— Выходит, что общий вес загруженного самосвала достигает почти 250 тонн. Тяжело управлять такой машиной?
— Мой труд очень облегчает современная техника. Конечно, как за рулем легкового авто я себя не чувствую, но ощущения в плане управления довольно близки к обычным автомобилям. Единственное, габариты большие. Но мне в силу опыта управлять такой техникой несложно. В день я совершаю в среднем 30 рейсов.

Анатолий Глобенко. Фото: Фото: скриншот видео "Лица "Полюса": Анатолий Глобенко"
— Анатолий Николаевич, у вас за плечами большой опыт работы. Наверняка за все время был ряд запоминающихся случаев, где вам пришлось проявить всю свою сноровку, профессионализм?
— Такое происходит каждый день. Работа на карьере требует высокой ответственности, собранности, строгой дисциплины. Нарушения техники безопасности могут привести к печальным последствиям. Определенная сноровка нужна во время вождения. Например, уметь ловко вывести машину из заноса, в целом для нас это обыденное дело.
— В плохие погодные условия вы приостанавливаете работу или продолжаете транспортировку груза?
— В непогоду все предусмотрено для того, чтобы мы продолжали транспортировку груза. Дорожная служба всегда действует оперативно. Специалисты минимизируют все риски на проезжей части, обеспечивают безопасность. Техника производит отсыпку, расчистку в зависимости от конкретных условий.
Конечно, если совсем плохая видимость в туман или снегопад, то мы сразу же останавливаемся, сообщаем об этом диспетчеру и ожидаем улучшения обстановки.
— В Бодайбинском районе очень суровые зимы, как вам работается в холода?
— Вполне комфортно. Когда техника работает, то в кабине тепло. Также есть обогреватель. Конечно, имеется и спецодежда — как летняя, так и зимняя, которая дает возможность работать и в сильный мороз. Повторюсь, благодаря современным технологиям для нас на предприятии созданы отличные условия.
— А где вы обедаете? Ведь вахтовый поселок находится довольно далеко от карьера.
— Обед у нас организован. К нам приезжает передвижная столовая, и мы питаемся, можно сказать, на рабочем месте. Понимаете, путь до поселка займет много времени, это неудобно.
Помимо обеда в течение дня нам отводится определенное время на обслуживание машины. То есть я останавливаюсь и осматриваю самосвал на предмет каких-либо неполадок. Что-то устраняю самостоятельно. Если не выходит справиться со сложностями самому, то сообщаю диспетчеру или механику, которые уже решают — или мы чиним на месте, или везем машину на ремонтную базу.

Карьер. Фото: Фото: скриншот видео "Лица "Полюса": Анатолий Глобенко"
— Что вам больше всего нравится в своей работе?
— Сам процесс вождения. Мне нравится управлять машиной. Безусловно, есть и финансовый интерес. Ведь на работе вахтовым методом можно хорошо заработать. Дома у себя я бы водителем такой зарплаты точно не получал. График также вполне устраивает, сейчас у меня два месяца — вахта, один месяц — дома. Связь на территории поселка хорошая. С родными созваниваюсь по телефону, по видеосвязи. С этим проблем не возникает.
— При такой сложной работе нужно как-то расслабляться. На территории вахтового поселка организован досуг?
— Да, у нас есть множество способов снять напряжение и отдохнуть. У нас есть спортзал, где много различных тренажеров. В общежитиях в каждой комнате предусмотрен телевизор. За весь свой опыт работы хочу заметить, что условия проживания стали намного комфортнее.
Еще один из плюсов вахты — тайга. Вокруг красивая природа, свежий воздух.
— Анатолий Николаевич, если бы вы могли дать совет молодым водителям тяжелой техники, то каким бы он был?
— В нашей работе самое главное — трудолюбие, терпение. Очень важно любить то, чем ты занимаешься. Понятно, что люди едут на "вахту" за заработком. Но все же немаловажно выполнять свою работу с душой. Поэтому мой совет — выбирать дело, которое будет приносить тебе удовольствие.