В золотодобыче каждый день принимаются решения, определяющие успешное функционирование огромного предприятия. Каждый сотрудник несет ответственность за доверенный ему этап производства. Руководители управляют людьми и координируют сложные технологические процессы. Отслеживая правильную последовательность действий, грамотный руководитель обеспечивает не только эффективность добычи золота, но и безопасность работников на каждом этапе. "Каждый шаг имеет значение" — эта фраза буквально является девизом Никиты Русакова, начальника участка рудоподготовки, обогащения и гидрометаллургии компании "Полюс Вернинское". В интервью ИА IrkutskMedia специалист рассказал про свой путь в сфере, где результат складывается из сотен алгоритмов.
Про 31-летнего Никиту Русакова можно смело сказать — мастер своего дела, готовый отвечать на вызовы любой сложности и гарантировать успех в непростой отрасли золотодобычи. Никита работает в компании "Полюс Вернинское" с 2019 года и за это время успел значительно продвинуться по карьерной лестнице.
— Никита Игоревич, расскажите немного о себе. Где вы родились и почему выбрали золотодобывающую отрасль?
— Я родился в городе Рубцовск Алтайского края. В 40 км от города есть обогатительная фабрика. После ее открытия потребовались работники, и предприятие начало готовить кадры со студенческой скамьи. Поэтому так сложилось, что определился с будущей профессией я в 16 лет. Знаете о днях открытых дверей в учебных заведениях? В рамках подобного мероприятия я пришел на эту фабрику, планируя учиться на программиста. И меня пригласили посмотреть, как происходит обогащение. Меня заинтересовало, как из руды можно получить металл, очень увлекли эти процессы. В итоге школу я оканчивал в специальном классе по обогащению, затем продолжил свое образование. Окончил техникум, затем Сибирский федеральный университет в Красноярске по программе обогащения полезных ископаемых и остался там жить.
— Расскажите, что из себя представляет ваша специальность?
— Она тесно связана с горным делом, обогащением полезных копаемых. Главная цель — это получение готового продукта в виде металла. На нашей золотоизвлекательной фабрике это сплав доре. Чтобы его получить, нужно пропустить руду через несколько стадий — обогащения и гидрометаллургии. Моя обязанность в настоящее время заключается в обеспечении нормальной работы фабрики путем управления персоналом и выполнения наряд-заданий и планов. То есть в задачах — переработка, учет количества измельченной руды и количества полученного золота. Работаем строго по плану — достигаем показателей любым безопасным способом.
— А случалось ли такое, что не удавалось выполнить план?
— Знаете, нет, такого не было. Планы мы всегда выполняем и перевыполняем.
— Какие бывают сложности?
— Самое сложное, наверное, в том, что это работа с людьми. Как руководителю мне нужно найти подход к каждому сотруднику. Именно благодаря нашим работникам, которых мы очень ценим, достигаются поставленные цели. Это не всегда просто, но мы успешно справляемся.
Трудности возникали и из-за санкций, когда перестало быть доступно импортное оборудование. Но мы нашли выход и из этой ситуации, подбирая отечественные комплектующие. Разницы в производительности при этом не ощущается.
— Процессы, действительно, очень масштабные и трудоемкие. А в чем вы видите главный "плюс" Вашей работы?
— Главный "плюс" - ты видишь своими глазами результат труда, когда получаешь слиток. Содержание золота в руде - менее двух граммов на тонну. Сначала мы наблюдаем, как руда идет по главному конвейеру, а на выходе плавильщик выплавляет слиток золота. Представьте, сколько нужно потратить энергии, материалов и сил, чтобы получить его? Причем у нас на фабрике процент извлечения является одним из самых высоких среди обогатительных фабрик России. Чтобы получить слиток лигатурного золота весом 20 килограммов, требуется переработать примерно 12-13 тысяч тонн руды. Чтобы доставить ее на фабрику, самосвалы проделывают сотник рейсов. Наверное, в этом и есть главное "волшебство" — в масштабности. Это очень сложный процесс.
— Расскажите про свой рабочий день?
— С утра я прихожу на работу и первым делом связываюсь с ночными операторами и мастерами, узнаю, как дела на фабрике, как "проехала" ночь: что удалось выполнить, какие возникали трудности. После составляю план — как решить определенные задачи, что требуется скорректировать, чтобы планировать работу уже следующей смены.
После этого происходит смена технологическая. У нас начинается рабочее собрание. Машинисты мельниц, флотаторы, аппаратчики-гидрометаллурги, концентраторщики и плавильщики получают наряды-задания, знакомятся с задачами: что нужно сделать и как выполнять работу правильно и безопасно — это самое главное. Мы работаем, соблюдая все необходимые меры предосторожности, используем средства индивидуальной защиты.
И это — одна из ключевых обязанностей моей должности: организовать процесс безопасно!
— Вы работаете только в дневную смену?
— У нас нормированный график, я работаю в дневную смену. Но иногда возникают внештатные ситуации, когда необходимо быть на фабрике не только днем, но и поздно вечером, и ночью. К этому всегда нужно быть готовым.
— Можете вспомнить какой-нибудь стрессовый случай на работе?
— Знаете, много чего случалось, наверное, самое серьезное на моей памяти — это прорыв гофры на основных насосах. Эти насосы качают около 1,8 тысячи кубометров воды в час, и существует огромный риск залива электрооборудования — синхронных двигателей, мельниц. Ремонт в этом случае может занять минимум неделю, а недельный ремонт — это невыполненный план. К счастью, все нештатные ситуации у нас на фабрике решаются оперативно и без последствий.
— Куда же без стресса на рабочем месте, действительно. А если говорить об обратном — что способно Вас вдохновить или вернуть душевное равновесие?
— У нас здесь прекрасная природа. Северная тайга. Она помогает отвлечься и ощутить умиротворение. Часто выходят животные — лисы, зайцы, даже медведи. Кстати, отмечу — несмотря на то, что у нас обогатительная фабрика, промышленный объект, окружающая среда не страдает, потому что наше производство экологичное. Мы делаем все для того, чтобы сохранять природную флору и фауну. Поэтому вокруг прекрасные пейзажи, много животных.
— Что вы в своей работе любите больше всего?
— Сам процесс. Построение цепочки задач, которые всегда выполняются чётко по плану. Когда удаётся достигать результатов и видеть плоды своего труда, когда все идёт последовательно. Мне нравится работать на Вернинском, потому что у нас отличная команда, устоявшийся коллектив, и каждый понимает, для чего он здесь. Качественное взаимодействие — это очень важно для здоровой рабочей атмосферы.
Коллектив предприятия. Полюс Вернинское
— Сложно ли быть руководителем?
— Знаете, до того, как стать руководителем, я пришел работать мастером главного корпуса, трудился в гидрометаллургическом отделении. Там моей обязанностью была расстановка сил, координация работы смены, выполнение планов, показателей измельчения, гравитационные извлечения. После работал в отделении рудоподготовки. А потом уже стал начальником. Поэтому не могу сказать, что это легче или сложнее — просто совсем другой набор задач.
— То есть ваш профессиональный рост происходит в одной сфере?
— Да, я никогда не менял специальность. Окончил техникум с красным дипломом, поступил в университет, который также окончил с отличием. Когда приходят молодые специалисты и высказывают претензии, мол, почему я должен с высшим образованием работать машинистом, у меня ответ один — все доходит через руки. Если ты из-за отсутствия опыта еще что-то не понимаешь, то разберешься в процессах, если к ним прикоснешься. Полученные знания необходимо подтверждать на практике. Лучше пройти путь с самого начала, чтобы потом "сверху" было виднее, что происходит. И работники уже не смогут лукавить в каких-либо вопросах, потому что ты сам через все это проходил. Благодаря этому и общий язык найти легче. Такой опыт необходим руководителю.
— Вопрос, связанный с другой стороной Вашей работы. Вахтовый метод: долго ли Вам пришлось к нему привыкать? И какие видите в нем "плюсы" и "минусы"?
—Я начинал работать вахтовым методом, когда у меня еще не было семьи. Тогда вообще, наверное, сложностей не было. Когда начинаешь обживаться, да, приходится некоторое время адаптироваться. "Плюсы" очевидны: два месяца отработал — месяц отдыхаешь. Ну и заработная плата, как мы прекрасно знаем, на порядок выше, чем в городе. К тому же, нет географической привязанности — можно жить буквально в любой точке страны и спокойно трудиться на предприятии. "Минус" в том, что находишься вдалеке от семьи. Тяжело без родных, но они все понимают и просто ждут дома. Вечером мы разговариваем с семьей по видеосвязи. В нашем вахтовом поселке хорошая связь, работает интернет. Это помогает два месяца продержаться вдали от близких, хотя это, конечно, не самое простое испытание.
— Чем Вы занимаетесь на межвахтовом отдыхе, может, есть какое-то хобби?
— Я семьянин. Мое главное хобби — это проводить время с ребёнком, который у нас недавно появился. Люблю рыбалку, путешествия на машине — однажды мы с женой съездили на авто до Алтая.
— Что бы Вы посоветовали молодым специалистам, которые хотят работать в Вашей сфере?
— Самое главное — не "консервироваться" и всегда подтягивать свои знания. Технологии меняются с каждым годом, необходимо идти в ногу с этими процессами, держать, что называется, руку на пульсе. Знания всегда подкрепляет практика. Не нужно лениться и боятся начинать с рабочих профессий. Только так можно познать весь нелегкий процесс изнутри.