Флотские истории Байкальской Сибири
ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Ледокол "Ангара" и улица Марии Цукановой в Иркутске, пожилые мужчины в трогательных матросских бескозырках на иркутских парадах и торжественных шествиях на день ВМФ — всё это часть истории. Истории того, как наши земляки ходили по сибирским рекам, по Байкалу, по морям и океанам, как сражались с непогодой в мирное время, и с врагом в годы войны. Продолжение этих трудных и славных страниц сегодня можно встретить на Байкале и в Иркутске. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia
Старинные истории
Далекий от соленых морей, город Иркутск, тем не менее, имеет давние традиции судоходства. С незапамятных времен люди, населяющие наш регион, рыбачили на реках и озерах, передвигались по воде на лодках, охотились на нерпу на Байкале.
Конечно, в дописьменной истории сложно проследить, как развивались традиции освоения водных пространств, но мы точно знаем, что плавсредства существовали и в первобытные времена. Например, не может быть сомнений, что именно небольшая флотилия лодок изображена среди древних рисунков Шишкинских писаниц — памятника древнего наскального творчества. В свою очередь, в письменных источниках отражено, что коренные народы края использовали небольшие лёгкие лодки в своих бытовых целях.
Первым русским землепроходцем, достигшим берегов Байкала в 1643 году считается Курбат Иванов — тобольский казак, который со своим отрядом прибыл к озеру из Верхоленского острога. Выйдя на западный берег, казаки построили суда и перебрались на о. Ольхон. Вероятно, тогда впервые на Байкале появился водный транспорт, построенный по русскому образцу. Впоследствии по сибирским рекам и "славному морю" прошли отряды и других русских предводителей: Ивана Галкина, Петра Бекетова и других.
С началом освоения Сибири русскими в XVII веке наступил новый этап в развитии судоходства: теперь его целью стал не только промысел, но и перевоз людей и грузов на большие расстояния, куда добраться по суше зачастую было гораздо труднее. Когда-то не перегороженные плотинами реки играли важную роль сначала в преодолении неизведанных пространств, а потом — в сообщении между деревнями и острогами.
Русские казаки, пришедшие на берега Байкала, стали строить корабли более сложных конструкций, чем были известны в Сибири ранее: до их появления в регионе не знали судов с парусами. Появляются шитики, кочи с мачтой и парусом, карбасы. Таким образом было положено начало развития байкальского парусного флота.
В 1754 году в Иркутске было создано адмиралтейство, ставшее самым восточным в России. (ссылка на статью про адмиралтейство) Оно занималось кораблестроением, снаряжением и ремонтом судов, которые впоследствии отправлялись в дальние путешествия.
Но не только корабли, а еще и кадры имели огромное значение для расширения границ России. Чуть раньше, чем адмиралтейство, в 1745 году в Иркутске открылась навигационная школа. Она стала одним из первых учебных заведений Иркутска. В ней готовили специалистов естественных наук, в которых была острая необходимость во времена колонизации северных и восточных земель нашей страны. Таким образом, через Иркутск шло освоение Охотского моря, Камчатки, Дальнего Востока, а наши земляки разных должностей и рангов принимали участие в основании Тихоокеанского флота.
Отдельным интересным сюжетом является история Русской Америки. Известно, что движущей силой в процессе освоения и изучения русскими Нового Света была торговая Российско-Американская компания. Она была создана в Иркутске на основе нескольких купеческих предприятий в 1797-1799 годах и действовала под высочайшим императорским покровительством. Таким образом, эта уникальная компания функционировала как в интересах иркутской торговой элиты, так и правительства Российской империи.
С момента основания и до 1801 года штаб-квартира Российско-Американской компании находилась в Иркутске и всё управление делами и русскими землями на американском континенте шло из нашего города. Это позволяет историкам говорить, что Иркутск был единственным городом в стране за всю российскую историю, который, пусть недолго, но располагал и управлял собственными заморскими колониями.
Индустриальная эпоха
В середине XIX века парусные суда постепенно уступили место пароходам, а в конце века на Байкале появились первые теплоходы. Из казенного владения байкальские и речные флотилии переходили в частные руки купцов-судовладельцев, претерпевали периоды упадка и развития, их количество росло.
Но в то же время не только в своих родных краях ходили в плавание жители Иркутска и окрестностей. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов в команде знаменитых судов — крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" — служили наши земляки. В начале 1904 года суда вступили в неравный бой с целой японской эскадрой в корейской бухте Чемульпо — это событие стало широко известно в истории и даже воспето в песнях. В настоящее время иркутские историки собирают и уточняют сведения по участию в сражении уроженцев Иркутской губернии.
А потом была Гражданская война, которая спустя много лет снова подчинила судоходство на Байкале военным целям. Знаменитые ледоколы "Байкал" и "Ангара" ощетинились орудиями.
В основном они воевали на стороне большевиков, хотя "Ангара" временно попадала в руки представителей белого движения. В 1918 году в районе станции Мысовая белыми был обстрелян ледокол "Байкал", на борту которого было много горючего, в результате чего вся деревянная часть корабля сгорела, и он частично затонул. В том же году состоялась необычная, вероятно, первая в мире артиллерийская дуэль между судном и бронепоездом. Возле станции Танхой на Байкале ледокол "Ангара" вступил в орудийное сражение с бронепоездом чехословацких подразделений, которые выступали на стороне белого движения. Бронепоезд был вынужден отступить под залпами артиллерии "Ангары".
Позже частично сгоревший и затонувший "Байкал" был разобран, хотя существуют легенды, что части судна и поныне покоятся на байкальском дне. А вот его современник — ледокол "Ангара", построенный в конце XIX века в английском городе Нью-Касле, и сейчас можно увидеть в Иркутске. Ныне этот один из старейших (сохранившихся) в мире ледоколов является частью Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского и стоит на вечной стоянке в микрорайоне Солнечный.
Период Великой Отечественной войны
В период Великой Отечественной войны большинство сибирских речников с Ангары, Лены, Енисея, Селенги ушло на фронт, и тогда на речных судах их заменили женщины и подростки.
На просторах восточных и западных морей в сражениях с врагом сибиряки, как и люди со всех концов Советского Союза, защищали Родину и погибали за правое дело. Многих моряков, родившихся или работавших в Иркутской области, помнят и чтут в деревнях и городах нашего региона. В честь героев, служивших на флоте, названы улицы Иркутска: переулок адмирала Алексеева, улица Марии Цукановой, улица Николая Вилкова. Каждый из этих людей как бы олицетворяет собой различные пути и судьбы фронтовиков.
Владимир Николаевич Алексеев — уроженец Зиминского района, Герой Советского Союза. В годы войны В. Н. Алексеев был командиром дивизиона торпедных катеров Северного флота, его подразделение уничтожило значительное количество единиц вражеской техники. В 1980-е года В. Н. Алексеев получил звание адмирала флота, а также был удостоен Государственной премией СССР за участие в составлении научного труда "Атлас Океанов".
Мария Никитична Цуканова во время войны начала работать на Иркутском авиационном заводе №39. Позже она стала одной из тысяч девушек-комсомолок, которые со всего Союза добровольно отправились на фронт в рамках комсомольского призыва 1942 года. В составе 355-го отдельного батальона морской пехоты Мария Цуканова участвовала в высадке на корейский берег, а потом вынесла с поля боя 52 раненых красноармейца. Погибла в японском плену. Обстоятельства смерти М.Н. Цукановой достоверно не выяснены. По основной версии девушка была замучена врагами.
Мария Цуканова. МУК Каларская ЦБ
Николай Александрович Вилков — речник, до войны работал на судах Восточно-Сибирского речного пароходства. В ходе советско-японского противостояния в 1945 году в составе десанта участвовал в освобождении курильского острова Шумшу. Чтобы остановить огонь противника Николай Вилков закрыл своим телом амбразуру дзота.
Николай Вилков. МАОУ Лицей №1 г.Южно-Сахалинска
Во время войны и после нее движение судов по рекам и Байкалу, было подчинено, главным образом, экономическим задачам: во всех отраслях по всей стране люди работали ради победы, а позже сражались против разрухи и голода.
Список путешественников, речников, моряков, подводников и морских десантников, прославивших наш край, можно продолжать долго. Еще больше людей остались безвестными: исследователи Сибири и Дальнего Востока, отважные открыватели байкальских течений и ветров, сибирские речники и моряки, призванные служить и воевать на далеких морях. Память о них — часть нашей истории, которую необходимо беречь.
Истории современные
Когда остались позади страшные военные и послевоенные годы, моряки и речники нашего края стали работать на благо многих важных целей, среди которых — защита и спасение людей, а также — охрана природы.
В 2002 году в поселке Никола был создан Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС, назначение которого — не только работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но также обучение и подготовка спасателей. Непредсказуемость байкальского климата, разнообразие рельефа его берегов, а также — активное развитие туризма на Байкале — всё это делает работу отряда сложной и необходимой. У спасателей на Байкале тоже есть своя флотилия, состоящая из различной техники, среди которой — самые быстрые суда на Байкале.
Поисково-спасательная работа невозможна без погружений под воду, поэтому в Байкальском отряде МЧС большое внимание уделяется подготовке водолазов. Спасатели из Николы проходят очень серьезное обучение и работают не только на Байкале: в случае крупных чрезвычайных ситуаций наши земляки отправляются на помощь в другие регионы. Так, водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда отличились при крушении теплохода "Булгария" на Волге и ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Водолаз, погружение, поиски. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Само по себе водолазное дело в нашем регионе имеет давнюю историю. Первые погружения под воду здесь осуществлялись еще в начале ХХ века при строительстве Транссибирской железной дороги, портовых и берегоукрепительных сооружений. В 1930-х годах водолазы работали в Иркутске: на старых фотографиях можно увидеть, как специалисты готовятся к погружению под воду Ангары возле опоры строящегося Глазковского моста.
Особенная часть в наше время существует на Байкале. Это уникальная водолазная база учебного морского отряда Восточного округа войск национальной гвардии, расположенного в городе Северобайкальске. Там проходят обучение специалисты внутренних войск. На всю страну это единственное подразделение, где готовят водолазов-взрывников, мотористов, водителей катеров для внутренних войск МВД. В Северобайкальске проходят подготовку или приобретают дополнительную квалификацию сотрудники различных силовых структур со всей России.
Наш город и регион всегда существовали в особых условиях. Иркутск называют серединой земли и если воспринимать это как "середина суши", то выражение очень меткое: любое море удалено от нашего города на тысячи километров. Однако уникальное "пресное море", которое находится поблизости, стало местом применения и развития местного флота и послужило связью нашего региона с "солёными морями" страны и славными флотскими событиями на далёких рубежах.
Закат над ледоколом "Ангара". Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia