Глава РЖД Олег Белозеров обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором предлагает отказаться от согласования объемов экспорта угля на восток с некоторыми регионами, в том числе с Иркутской областью. По словам руководителя компании, транспортировка грузов в восточном направлении составляет свыше 30% доходов организации. При этом для транспортировки угля задействовано около 60% Восточного полигона, пишет ИА IrkutskMedia.
Олег Белозеров подчеркивает, что продление соглашений приведет к ограничению вывоза 14-15 млн тонн грузов, которые маржинальнее угля, в восточном направлении, что к концу 2025 года лишит компанию прибыли 25 млрд рублей.
Кроме того, как считает руководитель РЖД, договоры с субъектами могут спровоцировать недофинансирование инвестпрограммы организации, из-за чего часть строительных проектов консервируют, а около 30 тысяч сотрудников могут попасть под сокращение.
Владимир Путин поручил рассмотрение данного вопроса зампредседателю правительства РФ Виталию Савельеву и главе министерства энергетики страны Сергею Цивилёву.
По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, в настоящее время компании невыгодно брать долговременные обязательства перед угледобывающими регионами, поскольку для РЖД уголь является низкомаржинальным грузом. Вместе с тем Восточный полигон испытывает дефицит пропускной способности сильнее всего, считает эксперт. Кирилл Родионов отметил, что РЖД выгодно диверсифицировать грузопоток на Восточном полигоне, что повлечет увеличение выручки, которая частично реинвестируется в строительство новых мощностей, сообщает "Вгудок" (18+).
Напомним, что ранее на совещании по вопросам социально-экономического развития регионов губернатор Иркутской области сообщил, что отгрузка угольной продукции по железной дороге увеличилась поти на 3%. Глава Приангарья уточнил, что этому способствовало заключенное при поддержке правительства РФ соглашение с РЖД о гарантированных объемах вывоза угля на этот год.
Добавим, что предприятия угольной промышленности периодически сталкивались с трудностями отгрузки угля по железной дороге. В марте 2022 года всерьез заговорили о проблеме, когда экспорт угля из уже исчерпавшей квоту Иркутской области был приостановлен. Спустя некоторое время ситуацию удалось стабилизировать.
При этом угольные предприятия региона далеко ни первый раз сталкиваются с проблемой экспорта угля в восточном направлении. Как сообщили на предприятии "Востсибуголь", компания на протяжении нескольких лет неоднократно сталкивалась с проблемой системных ограничений. Данная ситуация, в том числе негативно влияет на экспортные отгрузки.
В апреле 2022 года ситуация с вывозом продукции предприятий угольной промышленности Иркутской области стабилизировалась. Власти Приангарья провели переговоры с РЖД. Стороны договорились держать ситуацию на постоянном контроле, согласовывать объемы по перевозке угля ежемесячно, чтобы не допустить простоев в работе угольных компаний в моногородах.
В конце 2023 года правительство Иркутской области и РЖД подписали соглашение, которое гарантирует Приангарью в 2024 году лимит для экспорта в 3,3 млн тонн.