В мире золотодобычи успешная работа предприятия зависит от множества звеньев технологической цепочки, одним из ключевых является процесс экскавации руды. Далеко не каждый человек способен управлять огромной техникой и грузить горную массу в многотонные машины. Алексей Миклин работает машинистом карьерного экскаватора ЭКГ-10 в Бодайбинском районе уже третий год. Сначала мужчина осваивал Вернинский карьер, а сейчас он участвует в опытно-промышленной разработке Сухого Лога. Его путь начался еще в 2012 году. Долгое время Алексей трудился помощником машиниста, постепенно изучая все важные нюансы управления тяжёлой техникой. В интервью ИА IrkutskMedia золотодобытчик рассказал об освоении этой непростой, но интересной профессии, ее тонкостях, а также технических особенностях крупногабаритной техники, без которой просто невозможно представить горно-добывающее предприятие.
— Алексей Владимирович, расскажите немного о себе. Где вы родились и почему выбрали именно золотодобывающую отрасль?
— Я родился в городе Дегтярск Свердловской области. Когда учился в школе, родители переехали на заработки в Иркутскую область. Так сложились обстоятельства, что я поступил в Уральский государственный технический университет, но не окончил его. На прошлом месте работы начальник предложил мне пойти на курсы машиниста экскаватора, и я согласился. Обучение проходило в учебно-курсовом комбинате в Бодайбо, теория длилась полгода и еще 3 месяца — практика. После армии, в 1995 году, сразу же устроился на работу по этой специальности. Сейчас я очень благодарен начальнику за то, что когда-то отправил меня обучаться именно на машиниста экскаватора.
— Насколько сложно было осваивать профессию после обучения на курсах?
— Безусловно, сначала было очень непросто. Я многого не понимал, пока не пришел на практику. На ней мне все подробно разъяснили, коллеги поделились своим опытом и показали, как работает спецтехника. Могу сказать, что меня сразу отправили "в бой" и посадили в экскаватор. Это помогло мне быстрее разобраться со всеми нюансами работы.
— Как проходит обычная смена? И в чем заключается ваша работа?
— Обычно рабочий день начинается с медосмотра и получения наряда. Горный мастер ставит нам план на смену, проводит инструктаж по технике безопасности. Приехав в карьер, я принимаю смену у предыдущей бригады, произвожу осмотр основных узлов техники, кабельной линии на предмет механических повреждений, также заполняю журнал смены. После этого приступаю непосредственно к погрузке горной массы в автосамосвалы. Примерно за 4-5 минут мы должны отгрузить 90-тонный самосвал.
Помощник, в свою очередь, смазывает детали спецтехники, чтобы защитить их от коррозии и не только. Это является необходимым условием длительной безаварийной работы машины. Также он занимается осмотром оборудования во время работы, следит за кабелем.
Алексей Миклин. "Полюс"
— Процессы, действительно, очень важные и ответственные. Расскажите, что вам нравится в работе больше всего?
— Мне нравится сам процесс погрузки горной массы, особенно в условиях, когда есть хорошо подготовленный забой (рабочая поверхность уступа карьера), который может обеспечить длительную безостановочную работу экскаватора. Чем больше вывезем, тем лучше.
— Надо полагать, непросто управлять таким гигантом?
— Да, ведь не зря в нашей работе требуется соответствующая квалификация и опыт. Для того чтобы претендовать на должность машиниста, нужно отработать помощником несколько лет. Человеку, управляющему экскаватором, необходимо очень внимательно следить за всеми процессами и не отвлекаться, а также важно знать технику. Буквально в прошлом году у нас в машинах появилась система видеокамер, на которых видно оборудование изнутри и снаружи, это очень помогает в процессе работы.
— При желании любой может овладеть такой непростой профессией или нужны какие-то особые личностные качества?
— Думаю, что в нашей работе необходимо проявлять терпение, также очень важно выстраивать взаимопонимание с коллегами.
— Насколько подвижен экскаватор? Каковы его характеристики?
— Не могу сказать, что это мобильная техника, немало времени уходит на перемещение к местам взрывов, где и происходит экскавация нового пласта горной массы. Скорость передвижения экскаватора составляет примерно 400 м/ч, поворотливость — 90-110 градусов, а вес — 395 тонн.
Алексей Миклин. "Полюс"
— Чем вы занимаетесь на межвахтовом отдыхе?
— У меня свой дом и участок, поэтому могу сказать, что работы хватает и на межвахтовом отдыхе. Где-то необходимо что-то построить, подремонтировать или переделать. Например, в этом году я пристроил кухню, сделал ее потеплее, раньше она была деревянная, а сейчас кирпичная. Предстоит выполнить еще много работ по утеплению. Зимой же немало времени уходит на уборку снега. Но сейчас, пересмотрев планы по работам в своем доме, хочется перебраться в квартиру, к тому же, все дети уже разъехались.