Общественный транспорт для всех городов России во все времена — это основа логистики и транспортного сообщения между отдельными районами и округами. В Иркутске пассажирское сообщение зародилось в январе 1926 года — именно тогда "Городская транспортная контора" выпустила на дорогу первые автобусы. В предыдущей статье мы рассказали вам о первых омнибусах, прорывных ЗИСах и легендарных "Икарусах". Во второй части нашего материала наша редакция расскажет вам о расцвете пассажирского транспорта в Иркутске: знаменитых "Луноходах", народных "Пазиках", комфортных Mercedes и других моделях — в материале ИА IrkutskMedia.
ЛиАЗ
ЛиАЗ-677 (Ликийский автобусный завод) стал настоящей легендой на дорогах Иркутска, прославившись характерным звуком трансмиссии, который в народе сравнивали со звоном бьющихся бутылок, и получив ласковое прозвище "Луноход". С момента своего запуска в 1967 году этот автобус завоевал популярность, как в республиках Советского Союза, так и за пределами страны.
В Иркутске ЛиАЗ-677 прижился как родной: даже в самые лютые сибирские морозы внутри "Лунохода" царила атмосфера тропического рая на колесах, и жители не боялись замерзнуть даже при температурах до -40°С. Пассажирам "Икарусов" оставалось лишь завидовать.
ЛиАЗы имели разнообразные модификации, включая пригородные и городские версии. Например, модель 677 Б, использовавшаяся на пригородных маршрутах, обеспечивала больше мест благодаря ровной площадке и двойным сиденьям.
Сейчас пробки в Иркутске стали привычным явлением, и, хотя в те времена заторы были не столь масштабными, но все равно были проблемой. Одним из значительных преимуществ ЛиАЗа была гидромеханическая коробка передач, и с ней во время заторов на дорогах передвигаться было значительно легче и комфортнее, чем на механике. В целом, несмотря на устаревшую конструкцию и механические коробки на старых моделях, ЛиАЗ-677 остается символом надежности и качества в истории общественного транспорта России.
МАРЗ
В работе, конечно, встречались и менее удачные модели, чем ЛиАЗы, "Икарусы" и МАЗы. В 90-х годах XX века в компанию поступили автобусы марки МАРЗ, произведенные на Мичуринском авторемонтном заводе. Хотя эти машины отличались большой вместимостью, они имели множество серьезных недостатков.
Слабая механическая коробка передач, дизайн и низкое качество сборки — только часть того чем "славился" МАРЗ. По словам сторожилов МУП "ИркутскАвтоТранс", уже через год эксплуатации многие из них начинали ломаться: крыши трескались, детали ржавели и приходили в негодность. Несложно догадаться какое созвучное прозвище от водителей получили эти модели.
Единственным заметным плюсом МАРЗов была их низкая цена. Эти автобусы были сконструированы исключительно из отечественных деталей, без единой импортной гайки. Все комплектующие поступали от проверенных временем советских машин, а также использовались детали сельскохозяйственной техники. Дешево и сердито — и при этом не нужно было переживать о валютных и политических потрясениях того времени. Предприятия и города охотно скупали эти "коробочки на колесах". Такие были времена.
Mercedes-Benz
В 90-х годах XX века на улицы Иркутска вышли автобусы Mercedes-Benz O305. Немцы, известные своей надежностью и комфортом быстро завоевали популярность среди водителей и пассажиров.
Закупка автобусов проходила через городские власти, которые организовывали поездки группы водителей в Москву для получения новых машин. Автобусы доставлялись своим ходом из Балашихи, где находилась автобаза с целым рядом этих моделей. По итогу в Иркутск было доставлено десять автобусов.
Длина этих гармошечных автобусов достигала 18 метров, что делало их одними из самых длинных в парке предприятия. Двигатель у Мерседесов располагался сзади, что обеспечивало хорошую маневренность и возможность поворота заднего моста при движении. Автобусы обеспечивали комфортную температуру в салоне даже в холодное время года и были оснащены автоматическими коробками передач.
Несмотря на то что “немцы” поступили в эксплуатацию уже с пробегом около 700 тысяч км и в возрасте 10-12 лет, они продолжали служить верой и правдой в Иркутске долгие годы. Водители отмечали их крепкость и надежность, а также отсутствие серьезных поломок на протяжении всего срока службы.
МАЗ
МАЗ-103 и МАЗ-206, произведенные Минским автомобильным заводом, были введены в эксплуатацию компанией в 2006 году и быстро завоевали признание благодаря своим выдающимся характеристикам. Первые модели с двигателями Deutz прослужили компании несколько лет, но в 2007-2008 годах их заменили более современные версии с двигателем Mercedes-906.
Городская версия автобуса оснащена тремя дверными проемами, каждая из которых имеет две поворотные створки. Передняя дверь разделена на две части: одна ведет в кабину водителя, а другая — в салон. Автобус вмещает до 100 пассажиров, из которых 19-20 мест предназначены для сидения. Кузов автобуса выполнен в цельнометаллическом исполнении с вагонной компоновкой.
Стены и крыша обиты цельным оцинкованным листом, а передняя и задняя части изготовлены из стеклопластика. Конструкция кузова заимствована от немецких автобусов Neoplan: он сваривается из коробчатых профилей, а каркас выполнен из оцинкованных прямоугольных труб. На сегодняшний день в "Иркутскавтотранс" в эксплуатации числятся несколько автобусов, приобретенных в 2008 году, которые до сих пор находятся в хорошем состоянии и легко поддаются ремонту.
ПАЗ
"Пазики" — это по-настоящему народные автобусы, знакомые каждому жителю Иркутска, особенно Ново-Ленино. Модель ПАЗ-3205 была запущена в серийное производство в 1989 году и быстро завоевала популярность, став главным автобусов страны. Несмотря на несколько рестайлингов и модернизаций, конструктивная основа осталась неизменной, что свидетельствует о надежности и проверенности этой модели.
ПАЗ-3205 активно экспортируется за пределы России, включая поставки в Монголию, где они стали привычным средством передвижения. Особенно примечательны поставки "Пазиков" в Венесуэлу, что подчеркивает международный успех предприятия. Внутри автобуса — двухместные сиденья, слабая звукоизоляция и небольшая вместимость: всего 45 пассажиров, из которых 23 могут сидеть.
На улицах Иркутска до сих пор можно встретить легендарные "Пазики", включая один экземпляр ПАЗ-32054, который продолжает работать в "Иркутскавтотрансе". Павловский автобусный завод остается не только ведущим производителем в России, но и входит в десятку крупнейших автобусных заводов мира.
FIAT Ducato
В 2013 году в МУП "ИркутскАвтоТранс" поступило около 20 Fiat Ducato. Ранее они были в работе по уже закрытому 27-му маршруту, а сейчас оставшиеся 4 автомобиля используются сугубо по нуждам предприятия в качестве дежурного транспорта. Большую часть автомобилей за последние два года компания отправила на нужды проведения специальной военной операции.
НефАЗ
Самые новые автобусы, которые получил "Иркутскавтотранс" — это машины марки НефАЗ-5299. В 2022-м году парк предприятия пополнили 42 новых автомобиля, а в 2023 году ещё 80 таких машин. Это стало самой масштабной закупкой новых транспортных средств в предприятии за последние годы.
Автобусы НефАЗ-5299 выделяются увеличенным проемом средней двери и просторной накопительной площадкой, что обеспечивает комфортный доступ для всех пассажиров. Каждое транспортное средство оснащено системой ECAS, позволяющей регулировать уровень кузова, значительно облегчая посадку и высадку. Для маломобильных граждан предусмотрена механическая аппарель и специальное место для инвалидной коляски.
Обшивка кузова выполнена из композитных материалов, гарантирующих защиту от коррозии и долговечность. Внутреннее пространство автобусов отвечает современным требованиям комфорта: удобные поручни с подвесными ручками и кнопкой вызова водителя, а также табло с "бегущей строкой" для информирования пассажиров. Кабина водителя также улучшена — панорамное стекло обеспечивает отличный обзор, а наружные зеркала имеют подогрев и электроуправление.
Общественный транспорт Иркутска продолжает эволюционировать, а "Иркутскавтотранс" вместе с городской администрацией и правительством региона стараются постоянно улучшать качество перевозок и комфорт пассажиров. Каждая марка, будь-то народный "Пазик", неудачный МАРЗ, легендарный "Икарус" или современный НефАЗ — всё это оставляет след в сердце жителей города. И действительно, разве вы не ощущаете чувство теплой ностальгии по тому самому автобусу из вашего детства? За вековую историю "Иркутскавтотранса" таких воспоминаний накопилось в достатке у многих поколений жителей города. И сейчас мы можем только с нетерпением ожидать новых свершений и обновлений в сфере общественного транспорта города.

фоторепортаж